Методология (философская основа) криминологии
Под методом науки криминологии понимается совокупность приемов и средств, с помощью ко-торых раскрываются закономерности, формы и содержание явлений, входящих в предмет криминологии. Таким образом, метод криминологии тесно связан с ее предметом, и их нужно рассматривать в диалектической взаимосвязи.
Проблемы, изучаемые криминологией, могут быть глубоко и достаточно полно исследованы только на основе диалектики - всеобщего метода познания. Использование основных фило-софских законов и категорий, таких как познаваемость социальных явлений, единство и борь-ба противоположностей, переход количества в качество, причинность и следствие и т.п., поз-воляет глубже проникнуть в сущность изучаемых криминологией явлений и процессов.
Диалектика помогает проследить на криминологических объектах взаимосвязь отдельного и общего, особенного и единичного, необходимого и случайного, причины и следствия. Эти за-коны диалектики лежат в основе криминологической характеристики структуры преступности, сущности и классификации ее причин, выработки предупредительных мер. Использование диалектического метода в криминологии помогает при изучении личности преступника ком-плексно анализировать систему его жизнедеятельности и мотивационную сферу.
Однако философия не дает науке криминологии готовых решений тех вопросов, которые она изучает, а только вооружает методологией познания для нахождения верных и обоснованных решений. Поясняя это, следует отметить, что исторический подход, будучи важным проявле-нием диалектического изучения общества, учит нас рассматривать преступность как своеоб-разную систему, функционирующую в разных исторических условиях, показывает ее измене-ния на различных этапах общественного развития. В криминологической науке учет историче-ского развития позитивных и негативных факторов, анализ их характеристик во взаимодей-ствии, а подчас и в противоборстве, совершенно необходимы для познания закономерностей возникновения и изменения как преступности в целом, так и отдельных видов преступлений. В противном случае неизбежны вульгаризация и упрощение, поверхностные и неточные выводы. Так, если оценивать в криминологическом плане сегодняшнюю преступность в стране, ее осо-бенности и тенденции без исторического анализа предпосылок ее изменения, то неизбежно возникнут ошибочные суждения и оценки.
Поэтому не случайно применению в криминологии системного подхода к изучению явлений в последние годы придается все большее значение. По степени глубины познания и масштаб-ности охвата предмета исследования этот подход можно отнести к числу современных все-общих методов познания.
Системный подход связан с изучением криминологического объекта как целостного единства, с познанием степени и характера взаимосвязи элементов (подсистем), входящих в системное образование. Важнейшее назначение этого подхода заключается в том, что его использование позволяет выявить качественные, устойчивые стороны интегрального образования, а не про-сто зафиксировать механическую совокупность составляющих его компонентов. Достоинством данного подхода является и то, что он позволяет использовать всеобщий метод как отправную точку научного познания, а общенаучные и частнонаучные методы - как способы решения кон-кретных исследовательских задач.
Примером системы криминологического характера являются причины и условия преступности. Такая система слагается из взаимодействующих подсистем и элементов, представляющих питательную почву для преступности. Ей противостоит система борьбы с преступностью. Обе системы, как криминогенная, так и антикриминогенная, взаимодействуют по закону единства и борьбы противоположностей и в свою очередь входят в более общую систему общественных отношений на данном этапе развития общества.
В необходимых случаях системный метод может быть дополнен комплексным подходом к ис-следованию криминологических проблем.
Комплексность и системность, как методологические принципы социального исследования, хотя и взаимосвязаны, но не тождественны. Прежде всего они отличаются тем, что системный подход нейтрален по отношению к идеологии и поэтому без каких-либо качественных измене-ний может использоваться наукой. Комплексный подход отражает социально-философский метод познания. Он призван обеспечить изучение и осмысление социальной действительно-сти не с формальной или технической стороны, а со стороны содержательной, качественной, идеологической.
При изучении системы воздействия на преступность комплексный подход предполагает реше-ние следующих задач: определение сущности и функционального назначения системы воз-действия на преступность; описание суммы образующих ее элементов и их функций; выявле-ние характера взаимосвязи структурных элементов; исследование характера взаимосвязей системы с внешней средой; рассмотрение системы воздействия на преступность в историче-ском аспекте; оценку реальных возможностей современного общества в противоборстве с преступностью; поиск путей и средств ее преодоления.
Помимо всеобщего метода познания, в криминологии широко используются общенаучные, частнонаучные методы и специальные криминологические методики.
Общенаучные методы включают формальную логику, т.е. анализ и синтез, индукцию, дедук-цию, обобщение, абстрагирование, выдвижение гипотез и др.
Анализ и синтез представляют собой процессы практического или мысленного разложения целого на части и воссоединения целого из частей. Анализ позволяет изучить отдельные ча-сти целого, раскрыть отношения, которые являются общими для всех частей, и тем самым осознать особенности возникновения и развития всего изучаемого объекта. Путем синтеза ис-следуемое явление воспроизводится в мышлении как некое целое во всем многообразии его связей и частей.
Индукция - это движение знания от единичных утверждений к общим положениям. Различают полную и неполную индукцию. В первом случае вывод о классе явлений в целом получают на основе рассмотрения всех явлений этого класса. Во втором случае вывод делается исходя из рассмотрения лишь некоторых явлений данного класса. В научной практике более часто при-меняется неполная индукция. С индукцией неразрывно связана дедукция, и эта связь столь же необходима, как связи анализа и синтеза.
В настоящее время под дедукцией понимается доказательство или выведение следствия из посылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер. Дедуктив-ный метод применяется, как правило, после того, как накоплен фактический материал в из-вестной области криминологического знания, с целью более глубокого познания полученных данных, их систематизации, строгого выведения из исходных предположений всех следствий.
В криминологическом познании широко применяется такой научный метод, как обобщение, под которым понимается отражение и формулирование закономерностей, лежащих в основе изуча-емого явления. Обобщение, как правило, связано с построением теории определенного класса.
В ряду общенаучных методов важное место принадлежит абстрагированию, под которым по-нимается процесс мысленного выделения одних свойств и связей изучаемого явления и от-влечения их от различных побочных явлений. Это позволяет выделить главные, существен-ные признаки явления и установить, таким образом, закономерности его развития. Примером абстрактного суждения в системе криминологических знаний может служить понятие преступ-ности. В нем отражены не все признаки преступности, а лишь наиболее существенные, харак-теризующие ее природу и основные закономерности.
Необходимым моментом научного криминологического знания является выдвижение гипотез. Само понятие гипотеза означает то, что это еще не доказанное теоретическое положение ос-новано на предположении. Выдвижение, обоснование и доказательство гипотезы является не-обходимым элементом всякого научного знания, в том числе и криминологического.
Впитывая в себя весь арсенал средств познания социальной действительности, криминология использует и применяет в своих целях такие частнонаучные социологические методы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование и анализ документов.
Наблюдение состоит в непосредственном восприятии самим исследователем фактов, касаю-щихся изучаемого криминологического объекта и поставленных исследовательских задач. Принято различать включенное и невключенное наблюдение. Последнее в определенной сте-пени носит самопроизвольный характер. Оно заключается в том, что не только исследователь, но и практический работник в своей повседневной деятельности наблюдает и оценивает те или иные факты и явления социальной действительности, и у него складываются определен-ные реальные представления о сущности наблюдаемого. Эти знания могут оказать значитель-ную помощь в решении конкретных задач. По общему правилу, приступая к наблюдению, ис-следователь должен заранее определить программу, включающую перечень интересующих его фактов, их характеристик и признаков. Здесь мы имеем дело с включенным наблюдением, когда исследователь имеет ясно поставленную цель и в соответствии с заранее подготовлен-ной программой изучает нужный криминологический объект.
Важным методом познания является опрос. Он осуществляется в форме двух основных раз-новидностей: анкетирования и интервьюирования.
Анкетный опрос - наиболее удобный способ получения нужной криминологической информа-ции. Для этого необходимо четко, правильно и понятно сформулировать вопросы анкеты. Са-мое главное, чтобы они обеспечивали однозначное толкование. Не следует составлять гро-моздкие анкеты. Последние могут быть формализованными и неформализованными. В фор-мализованной анкете содержатся так называемые закрытые вопросы, на которые заранее сформулированы альтернативные варианты ответов. В этом случае опрашиваемому предо-ставляется право выбрать ответ в положительной или отрицательной форме ("да"-"нет"). В неформализованной анкете опрашиваемому предоставляется возможность самому сформули-ровать ответ. Такие анкеты более сложны для их последующей обработки.
К числу распространенных методов опроса относится интервьюирование. Проводится оно в форме беседы с опрашиваемым, в ходе которой выясняются и фиксируются интересующие исследователя факты и оценки опрашиваемого.
В некотором отношении интервьюирование имеет преимущество перед анкетированием, по-скольку при анкетировании не всегда удается создать необходимый психологический контакт с опрашиваемым, т.к. оно носит заочный характер. При интервьюировании непонятные или за-труднительные вопросы могут быть разъяснены и уточнены исследователем, сформулирова-ны в другой, доступной и понятной форме. К тому же анкеты не всегда возвращаются.
Среди разнообразных приемов получения криминологической информации важное место за-нимает метод изучения документов.
В общепринятом понимании документ является средством фиксации сведений о фактах, со-бытиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности, имеющих отношение к исследуемой криминологической проблеме. Такими документами могут быть ма-териалы расследования и рассмотрения в суде дел о совершенных преступлениях, личные дела осужденных, справочная информация и любые другие письменные акты, являющиеся носителями нужной криминологической информации. Чтобы изучение документов проводилось целенаправленно, следует заранее составить вопросник, который призван помочь исследова-телю в отборе нужных данных.
В процессе проведения криминологических исследований возникают вопросы, каким методам отдать предпочтение, чтобы получить наиболее полную и достоверную информацию. Обычно при этом используется комплекс методов. Важно с учетом достоинств и недостатков каждого решить, какие из них наиболее соответствуют характеру, обстоятельствам и условиям пред-полагаемых исследований. Нужно запомнить, что не существует какого-то одного универсаль-ного метода, с помощью которого можно решить все поставленные задачи. В этих случаях нужно поступать так, чтобы недостатки одного метода восполнялись достоинствами другого.
К числу частнонаучных методов следует отнести логико-математические, включающие моде-лирование, факторный анализ и шкалирование, а также методы уголовной статистики (стати-стическое наблюдение, группировка, статистический анализ, вычисление обобщающих пока-зателей и др.). Применение этих методов в криминологических исследованиях играет вспомо-гательную роль. Они помогают более глубокому осмыслению различных статистических пока-зателей, позволяют использовать коэффициенты корреляции для установления степени связи и взаимообусловленности между различными социальными явлениями и процессами, нахо-дящимися во взаимосвязи с преступностью и ее детерминантами. Так, моделирование предпо-лагает создание упрощенного образа изучаемого явления или процесса на основе отражения существенных сторон (свойств). Достоинство этого метода прежде всего в том, что он, не пре-тендуя на полное и адекватное отражение всех сторон и свойств изучаемого криминологиче-ского объекта, концентрирует внимание исследователя на наиболее важных его характеристи-ках и тем самым позволяет глубже проникнуть в суть предмета изучения и познать его наибо-лее существенные стороны. Примером самого простого отображения образа такого сложного явления, как преступность, является ее уровень, рассчитанный с учетом количеств совершен-ных преступлений и лиц, их совершивших, в соотношении с определенным для данной терри-тории количеством населения.
Факторный анализ и шкалирование, будучи одними из простейших способов выражения мате-матических зависимостей между составными частями объекта исследования, помогают ре-шить вопрос о степени устойчивости и взаимного влияния тех или иных факторов, представ-ляющих интерес для криминологического изучения. В частности, применяемое исследовате-лем шкалирование позволяет выделить степень значимости того или иного признака при оцен-ке возможных вариантов изучаемого явления.
Для оценки измеряемого качества иногда пользуются графическими шкалами. Такая шкала представляет собой отрезок прямой, разделенный на равные части и снабженный словесными или числовыми обозначениями. Исследователю в этом случае нужно сделать отметку на шка-ле в соответствии с его оценкой данного качества.
Ранжирование объектов или суждений является другим широко используемым приемом изме-рения. В этом случае производится оценка по измеряемому качеству совокупности объектов путем упорядочения по степени выраженности какого-либо признака. Каждому объекту соот-ветствует оценка, равная его месту в данном ранжированном ряду. Числа, полученные в ре-зультате применения этих шкал, в одних случаях могут выражать непосредственную оценку измеряемого качества, а в других - служить основой для дальнейшей математической обра-ботки, например путем использования факторного анализа.
К специальным методам (методикам) криминологического исследования относятся уже из-вестные в социологии и психологии методы и методики, такие, как использование статистиче-ских данных о преступности и судимости, специальное и психологическое исследование лич-ности преступника, изучение различных категорий уголовных дел с последующей статистиче-ской обработкой материалов, изучение общественного мнения различных социальных общно-стей и групп о преступности, ее причинах и мерах борьбы с ней, проведение криминологиче-ских исследований по специальным программам, а также комплексных криминологических ис-следований.