Раздел IV. Психология социальных сообществ


Психология межгрупповых отношений




9. Какие социальные условия являются благоприятными для возникнове­
ния слухов в больших группах?

10. В чем состоят основные функции слухов?

11. Перечислите способы профилактики слухов в больших группах.

12. Что характеризует панику как социально-психологическое явление и каковы социальные условия, способствующие ее возникновению?

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.

2. Дилигенский Г. Г. Некоторые методологические проблемы исследо­вания психологии больших групп // Методологические проблемы исследо­вания больших групп / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1975. С. 196—205.

3. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся об­ществе / Отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: ИП РАН, 1996.

4. Кэнтрил X. «Чудовища вокруг нас...» // Страх: Антология / Сост. П. С. Гуревич. М.: Алетейа, 1998. С. 52—70.

5. Маккей Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы. М.: АЛЬПИНА, 1998.

6. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. М.: Центр психологии и психотерапии, 1996.

7. Парыгин Б. Д. Социальная психология: Проблемы методологии, ис­тории и теории. СПб.: ИГУП, 1999.

8. Преступная толпа. М.: ИП РАН; КСП+, 1998.

9. Психология XXI века / Отв. ред. В. Н. Дружинин. М.: ИНФРА-М, 2003.

10. Психология масс: Хрестоматия. Самара: БАХРАХ, 1998.

11. Психология толп. М.: ИП РАН; КСП+, 1998.

12. Революционный невроз. М.: ИП РАН; КСП+, 1998.

13. Рощин С. К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и про­блем сегодняшнего дня // Психологический журнал. Т. 11. 1990. № 5. С. 3—16.

14. Современная психология: Справочное руководство / Отв. ред. В. Н. Дружинин. М.: ИНФРА-М, 1999.

15. Социальная психология / Под ред. А. Л. Журавлева. М.: Рег 5е, 2002.

16. Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1979.

17. Социально-психологическая динамика в условиях экономических из­менений / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: ИП РАН, 1998.

18. Социально-психологические исследования руководства и предприни­мательства / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: Изд. «Инсти­тут психологии РАН», 1999.

19. Тощенко Ж. Т., Харченко С. В. Социальное настроение. М.: Асас1ет1а, 1996.

20. Соснин В. А., Лунев П. А. Как стать хозяином положения: анато­мия эффективного общения. М., Асас1ет-А, 1996.

Глава 4.3. Психология межгрупповых отношений

Введение

Психология межгрупповых отношений является одним из наиболее динамично развивающихся направлений в социальной психологии. Исследования межгрупповых отношений возникают на рубеже XIX—XX вв. с анализа феноменов межгрупповой враждебности и этноцентризма (Г. Лебон, У. Макдугалл, У. Самнер). Однако регу­лярные эмпирические и экспериментальные исследования в этой области ведутся только после Второй мировой войны. Постановка проблемы межгрупповых отношений как социально-психологиче­ской имеет исключительное значение как для теории и методологии социальной психологии, так и для практики социального управле­ния обществом.

Так, Б. Ф. Поршнев (1979), рассматривая специфику предмета социальной психологии, отмечает, что она лишь тогда может пре­тендовать на статус самостоятельной науки, когда исходной едини­цей анализа становятся отношения между общностями. Он считает, что специфическим объектом социально-психологической науки, изучение которого предполагает выход за рамки индивидуаль­но-психологического исследования, является групповая общность, понимаемая не только как социальное объективное, но и как субъ­ективное (психологическое) объединение людей. Общая теория со­циальной психологии представляет собой всесторонний психологи­ческий анализ центрального понятия — понятия общности. В каче­стве психологической первопричины образования общности ученый выделяет не межличностные отношения и взаимодействия, а меж­групповые отношения, строящиеся по типу противопоставления и обособления, на основе которого формируются групповое самосоз­нание и чувство общности.

236 Раздел IV. Психология социальных сообществ

Психология межгрупповых отношений

237



Самоопределение и обособление отдельной социальной общно­сти являются, по мнению автора, необходимым условием и изна­чальным импульсом к осознанию и переживанию людьми себя как общности. Субъективная сторона всякой реально существующей общности формируется путем двуединого психологического явле­ния — возникновения и переживания «самоотождествления» инди­видов и групп в понятиях «Мы» и «Они», путем обособления общ­ностей друг от друга и уподобления в чем-либо друг другу членов групп. Объединение людей в общности, протекающее как процесс обособления и противопоставления внешнему социальному окруже­нию с одновременным уподоблением и единением общности внут­ри, является универсальным социально-психологическим механиз­мом, посредством которого реализуются и воспроизводятся отноше­ния между социальными группами, т. е. общественные отношения. Производственно-экономические и общественно-политические от­ношения, обусловливающие необходимость объединения и взаимо­действия между людьми для выполнения совместной деятельности, а также необходимость взаимодействия между этими группами лю­дей, служат объективной основой, базисом, на котором действует механизм межгрупповых отношений.

П. Н. Шихирев (1999), давая общую теоретико-методологиче­скую оценку тенденций исследований межгрупповых отношений в западной социальной психологии, также отмечает сдвиг акцента в исследованиях в этой области с межличностных отношений (в аме­риканской социальной психологии) к межгрупповым (в западноев­ропейской). Он справедливо подчеркивает, что западноевропейская социальная психология в изучении межгрупповых отношений опе­режает американскую не только по количеству исследований, но и по качеству теоретической обоснованности. В американской соци­альной психологии традиционно рассматриваются отношения между группами как разновидность межличностных отношений, в которых основной единицей анализа является индивид. В противовес этому подходу западноевропейские исследователи считают, что межгруп­повые отношения не сводимы к межиндивидуальным и детермини­руются положением группы в системе отношений с другими группа­ми. Новизна современного подхода состоит в том, что группа рас­сматривается не как простая сумма, скопление индивидов, а как качественно своеобразное целое.

Теоретическая позиция западноевропейских исследователей в области психологии межгрупповых отношений наиболее полно представлена в теории социальной идентичности (Г. Тэджфел,

Дж. Тернер, М. Бллиг и др.). По их мнению, «индивидуалистиче­ская» интерпретация межгрупповых отношений бесплодна не толь­ко потому, что игнорирует роль социальных групп в социальном процессе. Пагубность методологического индивидуализма и редук­ционизма состоит в том, что в итоге такие социальные явления и процессы, как социальные движения и межгрупповые конфликты практически исключаются из сферы социально-психологического исследования. Основным субъектом социального процесса они объ­являют группу, а главным объектом социальной психологии — от­ражение социальной действительности (прежде всего, системы меж­групповых отношений) в сознании людей.

Одной из основных концепций в современных исследованиях межгрупповых отношений является концепция социальной или групповой идентичности (идентификации). В широком смысле по­нятие «идентификация» означает самоопределение, самоотождеств­ление индивидов и групп в социуме. Речь идет о том, какое сооб­щество индивид и группы считают «своим», в отношении чего они самоопределяются, какие характеристики при этом считают «свои­ми», где границы «своей» общности и как она связана с другими, каковы ее собственные позиции в структуре этих взаимосвязей и т. д. Когда говорят об идентичности, акцент делается на некотором состоянии как относительно конечном результате самоотождествле­ния, когда об идентификации — на самом процессе, специфике со­циально-психологических и социальных механизмов, ведущих к этому состоянию.

Проблема самоопределения и групповых образований по раз­личным социокультурным критериям является предметом исследо­вательского интереса многих социальных наук: от этнографии, культурологии, политологии и социологии до социальной психоло­гии и этики. И это вполне понятно, поскольку данная тема является одной из центральных для формирования и становления личности и групповых образований, их взаимоотношений и взаимодействий. Она напрямую связана с проблемой формирования гражданского общества и социальной структуры, с вопросами осуществления на­циональной политики, идеологическим обеспечением деятельности властных структур. При этом необходимо учитывать многоуровне­вый, иерархический характер этого явления, поскольку в современ­ном обществе индивид является одновременно членом разных со­циальных групп. Идентификационные критерии и механизмы в оп­ределенной степени и отражают, и формируют социальную структуру общества. Важность знания закономерностей и механиз-

238 Раздел IV. Психология социальных сообществ

Психология межгрупповых отношений

239



Раздел IV. Психология социальных сообществ - student2.ru мов социальной идентификации заключается прежде всего в том, что ее главными социальными функциями являются включение ин­дивидов и групп в систему социальных отношений и детерминация межгрупповых взаимодействий.

4.3.1. История вопроса: этноцентризм, социальная идентичность, межгрупповая враждебность

Одним из первых ученых, обратившихся к изучению психологиче­ских закономерностей межгрупповых отношений, был видный представитель социального дарвинизма У. Самнер (1906). В своей работе «Народные обычаи» он впервые предложил концепцию эт­ноцентризма для описания и анализа межгрупповых отношений.

Как известно, основными принципами социального дарвинизма являются принцип бескомпромиссной борьбы за существование и положение о том, что «выживают сильнейшие». Раскрывая свое по­нимание этноцентризма в применении к примитивному обществу и формированию отношений в нем, Самнер пишет о дифференциации и формировании групп с позиций этнической принадлежности чело­века к той или иной из них. Обычно термин «этнический признак» включается в совокупность критериев и параметров, связанных с по­ниманием этнической группы (по происхождению: расовому, нацио­нальному, языковой, территориальной и культурной общности, ос­нованной на традициях). Традиции в этом случае включают в себя религиозные верования и обряды, чувство исторической преемствен­ности, общих предков или место их происхождения.

Своя группа составляет «мы-группу» (ин-группу), остальные яв­ляются «группами других» (аут-группами). Основным постулатом, раскрывающим сущность этноцентризма и описывающим законо­мерности отношений между «мы-группами» и «группами других», является тезис'о неизбежности отчуждения, враждебности и взаим­ной агрессивности в отношениях между группами. Своя группа яв­ляется центром отсчета, а все остальное измеряется и оценивается лишь с этой позиции с неизменной переоценкой «себя» и недо­оценкой «других». Иными словами, этноцентризм как социальный феномен проявляется в чувстве превосходства своей этнической и культурной группы и одновременно в неприязни, враждебности по отношению к другим.

При этом важно подчеркнуть, что первоначально термин «эт­ноцентризм» был предложен Самнером для обозначения базового

идентификационного механизма формирования этнической группы и характера межгрупповых отношений. В последующем он стал ис­пользоваться специалистами в более широком значении: для харак­теристики качества отношений между различными социальными группами. Действительно, сложные процессы дифференциации и интеграции, происходящие в современном обществе, вызвали не­обходимость пересмотра объема понятий «этничность» и «этниче­ская группа». В современных обществах этнические признаки ока­зываются в сочетании с другими признаками идентификации. К фактору этничности добавляется включенность индивида в са­мые различные социальные группы, которые становятся для него референтными. И эта референтность может иметь разный вес, т. е. отражать иерархичность, сравнительную значимость идентифика­ционных параметров. Другими словами, с усложнением структуры общественных отношений в понимании специалистами феномена этноцентризма произошли определенные модификации:

• этническая идентификация стала включаться в структуру со­циальных идентификаций более высокого уровня (экономи­ческих, политических, идеологических, профессиональных и т. д.);

• в этой связи фактор этничности стал приобретать дополни­тельную социальную окраску;

• следует разграничивать само понятие этнической идентифи­кации как механизма образования этнической группы от понимания этноцентризма как общего обозначения отрица­тельного качества межгрупповых отношений с опорой на враждебность, антагонизм, конфликтность, конкуренцию, дискриминацию и т. д.

Современное понимание феномена этноцентризма и взаимосвя­зи понятий социальной, групповой идентификации, этничности и этноцентризма в изучении межгрупповых отношений сводится к следующим положениям (Соснин, 1997):

• потребность в групповой принадлежности, в том числе и эт­нической, является одной из базовых социальных потребно­стей человека, обусловливающих его физическое и социаль­ное выживание в природе и обществе. С этой точки зрения этничность можно понимать как потребность индивида в принадлежности к этнической группе;

• этническую идентификацию следует считать одной из важ­нейших и наиболее древних форм самоопределения индиви-

240 Раздел IV. Психология социальных сообществ

Психология межгрупповых отношений

241



да, которая как составляющая включена в структуру социаль­ных идентификаций личности более высокого уровня;

• этноцентризм, являющийся по своему происхождению и со­держанию производным от этничности, не нужно отождеств­лять с этнической идентичностью как таковой. С точки зре­ния психологии этноцентризм представляет только один из механизмов этнической идентификации и лишь одну из спе­цифических форм межгрупповых отношений, ему свойствен­на совокупность социальных установок, отражающих чувство «своего» превосходства и негативне отношение к «чужим» группам;

• с изменением исторических условий этноцентризм как общая характеристика специфического качества межгрупповых отно­шений меняет свои основания, направленность и окраску, хотя и сохраняет неизменность главных черт. Можно утвер­ждать, что термин «этноцентризм» в современной научной и общественно-политической практике употребляется как обобщенное обозначение разных форм группового эгоцентриз­ма, возникающих в межгрупповых отношениях различного уровня при тех или иных обстоятельствах и условиях их со­вместного функционирования. Когда национальное (группо­вое) самосознание включает в себя чувство превосходства над другими, в межгрупповые отношения неизбежно «включает­ся» феномен этноцентризма как группового эгоцентризм (или шире — «группоцентризма»). В этом и состоит сущность любого этноцентризма с присущим ему чувством группового превосходства, основанного не только на этнических, нацио­нальных, но и политических, экономических, религиозных, идеологических и, собственно говоря, на любых иных изме­рениях.

Нет никаких причин подвергать сомнению жизненно важное психологическое'значение, которое имеет чувство этнической, на­циональной принадлежностиили шире — социокультурная иденти­фикация индивида. Но главный вопрос заключается в том, как ин­терпретируется эта проблема, насколько прямой, «врожденный» ха­рактер носит связь между естественными потребностями человека в принадлежности к группе и этноцентризмом, «групповым национа­лизмом»? Можно лишь отметить, что этноцентризм как форма группового эгоцентризма имеет корни не в психологической по­требности людей к объединению в различные сообщества, а в иска­жении группового самосознания в результате действия огромного

количества исторических, экономических, социальных, политиче­ских, религиозных и идеологических факторов. Условия для прояв­ления тенденций группового эгоцентризма создаются и существуют объективно тогда и постольку, когда и поскольку возникают и су­ществуют до настоящего времени противоречия между различными сообществами в связи с поиском средств существования, разделом территорий, разделением труда, т. е. когда налицо противоречия в удовлетворении основных социальных потребностей отдельных ин­дивидов и групп. Поэтому групповой эгоцентризм — это не продукт их биологической или психической природы людей, а результат их межгруппового взаимодействия в конкретно исторических и соци­ально-экономических условиях, форма «приобретенной» социаль­ной агрессивности и враждебности.

Отличительной особенностью постановки проблемы межгруп­повых отношений в западной социальной психологии является со­четание многообразия теоретических подходов с неизменностью тех реальных феноменов общественной жизни, которые эти подходы старались объяснить. Речь идет, прежде всего, о феномене внешне-групповой враждебности, универсальность и неизбежность которой в межгрупповом взаимодействии постулируют практически все за­падные социальные психологи.

Так, уже в поздних работах 3. Фрейда (1925) излагается система взглядов на природу и функции межгрупповой враждебности. Одно­значно связывая внешнегрупповую враждебность и внутригруппо-вую сплоченность, источники этих явлений он ищет в мотивацион-ной сфере индивидов, привлекая в качестве объяснительной схемы концепции «Эдипова комплекса» и «комплекса Электры». Суть этой схемы сводится к следующему. Отношения в семье между родителя­ми и детьми характеризуются сочетанием любви и ненависти, кото­рые одновременно испытывает сын по отношению к отцу, а дочь по отношению к матери: с одной стороны, каждый ребенок стремится быть похожим на своего однополого родителя, а с другой — испы­тывает ненависть и проявляет агрессивность по отношению к нему, связанные с сексуальным соперничеством. В процессе социализа­ции эти двойственные чувства проецируются индивидом на соци­альное окружение в форме идентификации со «своей» группой и враждебности по отношению к представителям других групп.

Внешнегрупповая враждебность и агрессивность как защитные механизмы при разрешении внутриличностных конфликтов исполь­зовались в качестве объяснительной схемы во многих исследованиях: при изучении феномена авторитарной личности (Адорно), явления

242 Раздел IV. Психология социальных сообществ

Психология межгрупповых отношений

243



переноса агрессии при фрустрирующем воздействии на личность (Берковитц), при анализе роли этнических стереотипов в регуляции межэтнических отношений (Олпорт, Петтигрю, Берковитц и др.).

Так, американские психологи под руководством Т. Адорно, ис­следуя причины проявления враждебного отношения к представите­лям других групп, пришли к выводу, что это явление связано с пси­хологическими особенностями личностей представителей разных групп. Для'описания и характеристики этого феномена было введе­но понятие «авторитарная или этноцентричная личность» с опреде­ленным набором психологических качеств:

• установка на уважение и почитание внутригрупповых автори­тетов; стереотипность суждений и оценок;

• повышенная чувствительность к вопросам статуса и власти;

• склонность подчиняться людям, наделенным властью, и про­являть нетерпимость к лицам, находящимся на более низком статусном уровне; нетерпимость к неопределенности.

И. Берковитц эмпирически подтвердил проявление феномена переноса агрессии на внешние группы: демонстрация испытуемым фильмов со сценами жестокости приводит к усилению проявлений агрессивности в отношении представителей других групп, сходных с теми, кто выступал в роли источника агрессии или был жертвой де­монстрируемых актов насилия.

М. Шериф, эмпирически исследуя проблему межгрупповых конфликтов в полевых условиях, пытался выявить причины прояв­ления межгрупповой враждебности во взаимоотношениях предста­вителей разных групп. Под его руководством проводились на протя­жении ряда лет в середине 50-х гг. прошлого века эксперименты, испытуемыми в которых былтг подростки летнего лагеря. В экспери­ментах создавались условия конкуренции, нейтральности или коо­перации межгруппового взаимодействия, а также «вводились» про­блемные ситуации.

Результаты экспериментов и выводы, к которым пришли иссле­дователи, сводятся к следующему:

• основной причиной проявления межгрупповой враждебности и дискриминации является объективный конфликт интересов и целей групп, неизбежно возникающий при конкурентном взаимодействии;

• впервые экспериментально были изучены в качестве важного фактора детерминации межгрупповых отношений характери­стики совместной деятельности групп (конкурентные или кооперативные);

• впервые экспериментально был выявлен факт наличия меж­групповой дискриминации (предпочтение собственной груп­пы) в условиях отсутствия конкуренции, объективного кон­фликта интересов и вообще предшествующего опыта меж­групповых отношений. Полевые эксперименты М. Шерифа положили начало экспери­ментальному направлению в исследовании психологии межгруппо­вых отношений, впервые была сделана попытка научного изучения межгрупповых отношений в естественных условиях, в динамике их развития в зависимости от этих условий. Наконец, в исследованиях М. Шерифа была теоретически обоснована и экспериментально до­казана возможность снижения межгрупповой враждебности за счет изменения ситуации межгруппового взаимодействия (постановка общих целей, привлекательных для каждой из групп и требующих сотрудничества для их достижения).

Последующие экспериментальные исследования и теоретиче­ское осмысление феноменов, выявленных в исследованиях М. Ше­рифа, особенно эксперименты по минимальной межгрупповой дис­криминации, проведенные западноевропейскими психологами в 70-е гг. прошлого века, фактически послужили основой создания современной оригинальной теории межгрупповых отношений — теории социальной идентичности Г. Тэджфела и Дж. Тернера (см. Шихирев, 1999).

Наши рекомендации