Раздел IV. Психология социальных сообществ
Психология межгрупповых отношений
9. Какие социальные условия являются благоприятными для возникнове
ния слухов в больших группах?
10. В чем состоят основные функции слухов?
11. Перечислите способы профилактики слухов в больших группах.
12. Что характеризует панику как социально-психологическое явление и каковы социальные условия, способствующие ее возникновению?
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.
2. Дилигенский Г. Г. Некоторые методологические проблемы исследования психологии больших групп // Методологические проблемы исследования больших групп / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1975. С. 196—205.
3. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: ИП РАН, 1996.
4. Кэнтрил X. «Чудовища вокруг нас...» // Страх: Антология / Сост. П. С. Гуревич. М.: Алетейа, 1998. С. 52—70.
5. Маккей Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы. М.: АЛЬПИНА, 1998.
6. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. М.: Центр психологии и психотерапии, 1996.
7. Парыгин Б. Д. Социальная психология: Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999.
8. Преступная толпа. М.: ИП РАН; КСП+, 1998.
9. Психология XXI века / Отв. ред. В. Н. Дружинин. М.: ИНФРА-М, 2003.
10. Психология масс: Хрестоматия. Самара: БАХРАХ, 1998.
11. Психология толп. М.: ИП РАН; КСП+, 1998.
12. Революционный невроз. М.: ИП РАН; КСП+, 1998.
13. Рощин С. К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблем сегодняшнего дня // Психологический журнал. Т. 11. 1990. № 5. С. 3—16.
14. Современная психология: Справочное руководство / Отв. ред. В. Н. Дружинин. М.: ИНФРА-М, 1999.
15. Социальная психология / Под ред. А. Л. Журавлева. М.: Рег 5е, 2002.
16. Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1979.
17. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: ИП РАН, 1998.
18. Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 1999.
19. Тощенко Ж. Т., Харченко С. В. Социальное настроение. М.: Асас1ет1а, 1996.
20. Соснин В. А., Лунев П. А. Как стать хозяином положения: анатомия эффективного общения. М., Асас1ет-А, 1996.
Глава 4.3. Психология межгрупповых отношений
Введение
Психология межгрупповых отношений является одним из наиболее динамично развивающихся направлений в социальной психологии. Исследования межгрупповых отношений возникают на рубеже XIX—XX вв. с анализа феноменов межгрупповой враждебности и этноцентризма (Г. Лебон, У. Макдугалл, У. Самнер). Однако регулярные эмпирические и экспериментальные исследования в этой области ведутся только после Второй мировой войны. Постановка проблемы межгрупповых отношений как социально-психологической имеет исключительное значение как для теории и методологии социальной психологии, так и для практики социального управления обществом.
Так, Б. Ф. Поршнев (1979), рассматривая специфику предмета социальной психологии, отмечает, что она лишь тогда может претендовать на статус самостоятельной науки, когда исходной единицей анализа становятся отношения между общностями. Он считает, что специфическим объектом социально-психологической науки, изучение которого предполагает выход за рамки индивидуально-психологического исследования, является групповая общность, понимаемая не только как социальное объективное, но и как субъективное (психологическое) объединение людей. Общая теория социальной психологии представляет собой всесторонний психологический анализ центрального понятия — понятия общности. В качестве психологической первопричины образования общности ученый выделяет не межличностные отношения и взаимодействия, а межгрупповые отношения, строящиеся по типу противопоставления и обособления, на основе которого формируются групповое самосознание и чувство общности.
236 Раздел IV. Психология социальных сообществ
Психология межгрупповых отношений
237
Самоопределение и обособление отдельной социальной общности являются, по мнению автора, необходимым условием и изначальным импульсом к осознанию и переживанию людьми себя как общности. Субъективная сторона всякой реально существующей общности формируется путем двуединого психологического явления — возникновения и переживания «самоотождествления» индивидов и групп в понятиях «Мы» и «Они», путем обособления общностей друг от друга и уподобления в чем-либо друг другу членов групп. Объединение людей в общности, протекающее как процесс обособления и противопоставления внешнему социальному окружению с одновременным уподоблением и единением общности внутри, является универсальным социально-психологическим механизмом, посредством которого реализуются и воспроизводятся отношения между социальными группами, т. е. общественные отношения. Производственно-экономические и общественно-политические отношения, обусловливающие необходимость объединения и взаимодействия между людьми для выполнения совместной деятельности, а также необходимость взаимодействия между этими группами людей, служат объективной основой, базисом, на котором действует механизм межгрупповых отношений.
П. Н. Шихирев (1999), давая общую теоретико-методологическую оценку тенденций исследований межгрупповых отношений в западной социальной психологии, также отмечает сдвиг акцента в исследованиях в этой области с межличностных отношений (в американской социальной психологии) к межгрупповым (в западноевропейской). Он справедливо подчеркивает, что западноевропейская социальная психология в изучении межгрупповых отношений опережает американскую не только по количеству исследований, но и по качеству теоретической обоснованности. В американской социальной психологии традиционно рассматриваются отношения между группами как разновидность межличностных отношений, в которых основной единицей анализа является индивид. В противовес этому подходу западноевропейские исследователи считают, что межгрупповые отношения не сводимы к межиндивидуальным и детерминируются положением группы в системе отношений с другими группами. Новизна современного подхода состоит в том, что группа рассматривается не как простая сумма, скопление индивидов, а как качественно своеобразное целое.
Теоретическая позиция западноевропейских исследователей в области психологии межгрупповых отношений наиболее полно представлена в теории социальной идентичности (Г. Тэджфел,
Дж. Тернер, М. Бллиг и др.). По их мнению, «индивидуалистическая» интерпретация межгрупповых отношений бесплодна не только потому, что игнорирует роль социальных групп в социальном процессе. Пагубность методологического индивидуализма и редукционизма состоит в том, что в итоге такие социальные явления и процессы, как социальные движения и межгрупповые конфликты практически исключаются из сферы социально-психологического исследования. Основным субъектом социального процесса они объявляют группу, а главным объектом социальной психологии — отражение социальной действительности (прежде всего, системы межгрупповых отношений) в сознании людей.
Одной из основных концепций в современных исследованиях межгрупповых отношений является концепция социальной или групповой идентичности (идентификации). В широком смысле понятие «идентификация» означает самоопределение, самоотождествление индивидов и групп в социуме. Речь идет о том, какое сообщество индивид и группы считают «своим», в отношении чего они самоопределяются, какие характеристики при этом считают «своими», где границы «своей» общности и как она связана с другими, каковы ее собственные позиции в структуре этих взаимосвязей и т. д. Когда говорят об идентичности, акцент делается на некотором состоянии как относительно конечном результате самоотождествления, когда об идентификации — на самом процессе, специфике социально-психологических и социальных механизмов, ведущих к этому состоянию.
Проблема самоопределения и групповых образований по различным социокультурным критериям является предметом исследовательского интереса многих социальных наук: от этнографии, культурологии, политологии и социологии до социальной психологии и этики. И это вполне понятно, поскольку данная тема является одной из центральных для формирования и становления личности и групповых образований, их взаимоотношений и взаимодействий. Она напрямую связана с проблемой формирования гражданского общества и социальной структуры, с вопросами осуществления национальной политики, идеологическим обеспечением деятельности властных структур. При этом необходимо учитывать многоуровневый, иерархический характер этого явления, поскольку в современном обществе индивид является одновременно членом разных социальных групп. Идентификационные критерии и механизмы в определенной степени и отражают, и формируют социальную структуру общества. Важность знания закономерностей и механиз-
238 Раздел IV. Психология социальных сообществ
Психология межгрупповых отношений
239
мов социальной идентификации заключается прежде всего в том, что ее главными социальными функциями являются включение индивидов и групп в систему социальных отношений и детерминация межгрупповых взаимодействий.
4.3.1. История вопроса: этноцентризм, социальная идентичность, межгрупповая враждебность
Одним из первых ученых, обратившихся к изучению психологических закономерностей межгрупповых отношений, был видный представитель социального дарвинизма У. Самнер (1906). В своей работе «Народные обычаи» он впервые предложил концепцию этноцентризма для описания и анализа межгрупповых отношений.
Как известно, основными принципами социального дарвинизма являются принцип бескомпромиссной борьбы за существование и положение о том, что «выживают сильнейшие». Раскрывая свое понимание этноцентризма в применении к примитивному обществу и формированию отношений в нем, Самнер пишет о дифференциации и формировании групп с позиций этнической принадлежности человека к той или иной из них. Обычно термин «этнический признак» включается в совокупность критериев и параметров, связанных с пониманием этнической группы (по происхождению: расовому, национальному, языковой, территориальной и культурной общности, основанной на традициях). Традиции в этом случае включают в себя религиозные верования и обряды, чувство исторической преемственности, общих предков или место их происхождения.
Своя группа составляет «мы-группу» (ин-группу), остальные являются «группами других» (аут-группами). Основным постулатом, раскрывающим сущность этноцентризма и описывающим закономерности отношений между «мы-группами» и «группами других», является тезис'о неизбежности отчуждения, враждебности и взаимной агрессивности в отношениях между группами. Своя группа является центром отсчета, а все остальное измеряется и оценивается лишь с этой позиции с неизменной переоценкой «себя» и недооценкой «других». Иными словами, этноцентризм как социальный феномен проявляется в чувстве превосходства своей этнической и культурной группы и одновременно в неприязни, враждебности по отношению к другим.
При этом важно подчеркнуть, что первоначально термин «этноцентризм» был предложен Самнером для обозначения базового
идентификационного механизма формирования этнической группы и характера межгрупповых отношений. В последующем он стал использоваться специалистами в более широком значении: для характеристики качества отношений между различными социальными группами. Действительно, сложные процессы дифференциации и интеграции, происходящие в современном обществе, вызвали необходимость пересмотра объема понятий «этничность» и «этническая группа». В современных обществах этнические признаки оказываются в сочетании с другими признаками идентификации. К фактору этничности добавляется включенность индивида в самые различные социальные группы, которые становятся для него референтными. И эта референтность может иметь разный вес, т. е. отражать иерархичность, сравнительную значимость идентификационных параметров. Другими словами, с усложнением структуры общественных отношений в понимании специалистами феномена этноцентризма произошли определенные модификации:
• этническая идентификация стала включаться в структуру социальных идентификаций более высокого уровня (экономических, политических, идеологических, профессиональных и т. д.);
• в этой связи фактор этничности стал приобретать дополнительную социальную окраску;
• следует разграничивать само понятие этнической идентификации как механизма образования этнической группы от понимания этноцентризма как общего обозначения отрицательного качества межгрупповых отношений с опорой на враждебность, антагонизм, конфликтность, конкуренцию, дискриминацию и т. д.
Современное понимание феномена этноцентризма и взаимосвязи понятий социальной, групповой идентификации, этничности и этноцентризма в изучении межгрупповых отношений сводится к следующим положениям (Соснин, 1997):
• потребность в групповой принадлежности, в том числе и этнической, является одной из базовых социальных потребностей человека, обусловливающих его физическое и социальное выживание в природе и обществе. С этой точки зрения этничность можно понимать как потребность индивида в принадлежности к этнической группе;
• этническую идентификацию следует считать одной из важнейших и наиболее древних форм самоопределения индиви-
240 Раздел IV. Психология социальных сообществ
Психология межгрупповых отношений
241
да, которая как составляющая включена в структуру социальных идентификаций личности более высокого уровня;
• этноцентризм, являющийся по своему происхождению и содержанию производным от этничности, не нужно отождествлять с этнической идентичностью как таковой. С точки зрения психологии этноцентризм представляет только один из механизмов этнической идентификации и лишь одну из специфических форм межгрупповых отношений, ему свойственна совокупность социальных установок, отражающих чувство «своего» превосходства и негативне отношение к «чужим» группам;
• с изменением исторических условий этноцентризм как общая характеристика специфического качества межгрупповых отношений меняет свои основания, направленность и окраску, хотя и сохраняет неизменность главных черт. Можно утверждать, что термин «этноцентризм» в современной научной и общественно-политической практике употребляется как обобщенное обозначение разных форм группового эгоцентризма, возникающих в межгрупповых отношениях различного уровня при тех или иных обстоятельствах и условиях их совместного функционирования. Когда национальное (групповое) самосознание включает в себя чувство превосходства над другими, в межгрупповые отношения неизбежно «включается» феномен этноцентризма как группового эгоцентризм (или шире — «группоцентризма»). В этом и состоит сущность любого этноцентризма с присущим ему чувством группового превосходства, основанного не только на этнических, национальных, но и политических, экономических, религиозных, идеологических и, собственно говоря, на любых иных измерениях.
Нет никаких причин подвергать сомнению жизненно важное психологическое'значение, которое имеет чувство этнической, национальной принадлежностиили шире — социокультурная идентификация индивида. Но главный вопрос заключается в том, как интерпретируется эта проблема, насколько прямой, «врожденный» характер носит связь между естественными потребностями человека в принадлежности к группе и этноцентризмом, «групповым национализмом»? Можно лишь отметить, что этноцентризм как форма группового эгоцентризма имеет корни не в психологической потребности людей к объединению в различные сообщества, а в искажении группового самосознания в результате действия огромного
количества исторических, экономических, социальных, политических, религиозных и идеологических факторов. Условия для проявления тенденций группового эгоцентризма создаются и существуют объективно тогда и постольку, когда и поскольку возникают и существуют до настоящего времени противоречия между различными сообществами в связи с поиском средств существования, разделом территорий, разделением труда, т. е. когда налицо противоречия в удовлетворении основных социальных потребностей отдельных индивидов и групп. Поэтому групповой эгоцентризм — это не продукт их биологической или психической природы людей, а результат их межгруппового взаимодействия в конкретно исторических и социально-экономических условиях, форма «приобретенной» социальной агрессивности и враждебности.
Отличительной особенностью постановки проблемы межгрупповых отношений в западной социальной психологии является сочетание многообразия теоретических подходов с неизменностью тех реальных феноменов общественной жизни, которые эти подходы старались объяснить. Речь идет, прежде всего, о феномене внешне-групповой враждебности, универсальность и неизбежность которой в межгрупповом взаимодействии постулируют практически все западные социальные психологи.
Так, уже в поздних работах 3. Фрейда (1925) излагается система взглядов на природу и функции межгрупповой враждебности. Однозначно связывая внешнегрупповую враждебность и внутригруппо-вую сплоченность, источники этих явлений он ищет в мотивацион-ной сфере индивидов, привлекая в качестве объяснительной схемы концепции «Эдипова комплекса» и «комплекса Электры». Суть этой схемы сводится к следующему. Отношения в семье между родителями и детьми характеризуются сочетанием любви и ненависти, которые одновременно испытывает сын по отношению к отцу, а дочь по отношению к матери: с одной стороны, каждый ребенок стремится быть похожим на своего однополого родителя, а с другой — испытывает ненависть и проявляет агрессивность по отношению к нему, связанные с сексуальным соперничеством. В процессе социализации эти двойственные чувства проецируются индивидом на социальное окружение в форме идентификации со «своей» группой и враждебности по отношению к представителям других групп.
Внешнегрупповая враждебность и агрессивность как защитные механизмы при разрешении внутриличностных конфликтов использовались в качестве объяснительной схемы во многих исследованиях: при изучении феномена авторитарной личности (Адорно), явления
242 Раздел IV. Психология социальных сообществ
Психология межгрупповых отношений
243
переноса агрессии при фрустрирующем воздействии на личность (Берковитц), при анализе роли этнических стереотипов в регуляции межэтнических отношений (Олпорт, Петтигрю, Берковитц и др.).
Так, американские психологи под руководством Т. Адорно, исследуя причины проявления враждебного отношения к представителям других групп, пришли к выводу, что это явление связано с психологическими особенностями личностей представителей разных групп. Для'описания и характеристики этого феномена было введено понятие «авторитарная или этноцентричная личность» с определенным набором психологических качеств:
• установка на уважение и почитание внутригрупповых авторитетов; стереотипность суждений и оценок;
• повышенная чувствительность к вопросам статуса и власти;
• склонность подчиняться людям, наделенным властью, и проявлять нетерпимость к лицам, находящимся на более низком статусном уровне; нетерпимость к неопределенности.
И. Берковитц эмпирически подтвердил проявление феномена переноса агрессии на внешние группы: демонстрация испытуемым фильмов со сценами жестокости приводит к усилению проявлений агрессивности в отношении представителей других групп, сходных с теми, кто выступал в роли источника агрессии или был жертвой демонстрируемых актов насилия.
М. Шериф, эмпирически исследуя проблему межгрупповых конфликтов в полевых условиях, пытался выявить причины проявления межгрупповой враждебности во взаимоотношениях представителей разных групп. Под его руководством проводились на протяжении ряда лет в середине 50-х гг. прошлого века эксперименты, испытуемыми в которых былтг подростки летнего лагеря. В экспериментах создавались условия конкуренции, нейтральности или кооперации межгруппового взаимодействия, а также «вводились» проблемные ситуации.
Результаты экспериментов и выводы, к которым пришли исследователи, сводятся к следующему:
• основной причиной проявления межгрупповой враждебности и дискриминации является объективный конфликт интересов и целей групп, неизбежно возникающий при конкурентном взаимодействии;
• впервые экспериментально были изучены в качестве важного фактора детерминации межгрупповых отношений характеристики совместной деятельности групп (конкурентные или кооперативные);
• впервые экспериментально был выявлен факт наличия межгрупповой дискриминации (предпочтение собственной группы) в условиях отсутствия конкуренции, объективного конфликта интересов и вообще предшествующего опыта межгрупповых отношений. Полевые эксперименты М. Шерифа положили начало экспериментальному направлению в исследовании психологии межгрупповых отношений, впервые была сделана попытка научного изучения межгрупповых отношений в естественных условиях, в динамике их развития в зависимости от этих условий. Наконец, в исследованиях М. Шерифа была теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность снижения межгрупповой враждебности за счет изменения ситуации межгруппового взаимодействия (постановка общих целей, привлекательных для каждой из групп и требующих сотрудничества для их достижения).
Последующие экспериментальные исследования и теоретическое осмысление феноменов, выявленных в исследованиях М. Шерифа, особенно эксперименты по минимальной межгрупповой дискриминации, проведенные западноевропейскими психологами в 70-е гг. прошлого века, фактически послужили основой создания современной оригинальной теории межгрупповых отношений — теории социальной идентичности Г. Тэджфела и Дж. Тернера (см. Шихирев, 1999).