Взаимоотношения младенцев и детей раннего возраста с окружающими людьми
ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Краткое содержание
Взаимоотношения младенцев и детей раннего возраста с окружающими людьми.Первичные эмоциональные отношения детей и взрослых, их механизмы и значение для формирования чувства привязанности. Импринтинг и эксперименты с животными, изменяющие характер их эмоционального общения с родителями с момента рождения. Положительное значение группового воспитания для развития общения. Основные шаги в совершенствовании средств и форм общения в первые месяцы жизни младенца. Появление специфической потребности в общении с людьми во второй половине первого года жизни. Возникновение предметно-опосредствованного общения в совместной деятельности взрослых н детей. Развитие контактов со сверстниками и расширение круга общения детей к концу раннего детства,
Межличностные отношения в дошкольном детстве и в младшем школьном возрасте.Игра как основной вид деятельности, в рамках которого осуществляется общение и строятся межличностные отношения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выход общения за рамки узкосемейных связей и отношений. Появление у ребенка потребности в хороших взаимоотношениях с окружающими людьми. Возникновение взаимных симпатий и антипатий на основе оценок качеств личности и манеры поведения людей. Поступление в школу, начато нового этапа развития общений н взаимоотношений. Расширение сферы и содержания общения, включение ребенка в сложную систему человеческих отношений. Углубление общения и начало образования неофициальных объединений детей на базе личных интересов.
Взаимоотношения подростков.Переход от общения со взрослыми к общению со сверстниками, от «детских» к «взрослым» взаимоотношениям. Конфликты в межличностных отношениях подростков, их причины. Типичная динамика развития конфликтов н способы их устранения. Дифференциация взаимоотношений подростков со сверстниками и взрослыми, их особенности. Причины активизации общения со сверстниками в подростковом возрасте. Характер межличностных отношений, складывающихся в подростковых группах. Возникновение товарищеских и дружеских взаимоотношений, особое значение этих отношений для подростков. Возникновение интереса и установление первых взаимоотношений с подростками другого пола.
Отношения с людьми в ранней юности. Дальнейшее развитие отношений со сверстниками и взрослыми в ранней юности. Ролевая дифференциация и стабилизация этих отношений. Качества личности, за которые юноши и девушки ценят своих сверстников как партнеров по общению, принимают их как друзей и товарищей. Межполовые различия в отношениях к дружбе в ранней юности. Возникновение потребности в интимных отношениях с человеком противоположного пола. Первая любовь и связанные с ней отношения. Изменение отношений юношей и девушек со взрослыми в период первой влюбленности. Появление идеала человека другого пола. Выбор профессии и переход на новый уровень развития взаимоотношений с окружающими людьми.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЛАДЕНЦЕВ И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ
Установление прямых контактов новорожденного ребенка с окружающими людьми, начало совместной жизни и взаимодействия с людьми в мире предметов материальной и духовной культуры, созданных людьми, с использованием естественных, выработанных человечеством средств и форм общения является необходимым условием для превращения младенца в человека, его дальнейшего развития по человеческой линии. Между новорожденным и взрослым, а впоследствии между ребенком и окружающими людьми складываются определенные взаимоотношения, которые влияют на содержание, стиль и эмоциональную окраску общения. Эти взаимоотношения в конечном счете и определяют собой психическое и поведенческое развитие детей.
Специфические человеческие отношения возникают между ребенком и окружающими его людьми с первых месяцев жизни ребенка и практически не прерываются до конца дней. На каждом очередном этапе физического и психологического развития они приобретают качественно своеобразный характер, определяя специфику развития ребенка в данный период времени. В этой, заключительной главе по психологии возрастного развития детей мы рассмотрим вопрос о том, как совершенствуются общение и взаимоотношения у детей с окружающими людьми, как они строятся и преобразуются на разных этапах онтогенеза. Начнем с младенческого и раннего возраста, где основную роль в возникновении и развитии общения играют биологические потребности детей и некоторые прирожденные формы социального Поведения, которые действуют наряду с механизмами приобре
Следующим этапом развития общения у детей становится появление у них контактов со сверстниками, которые дополняют и заменяют ребенку общение со взрослыми при его дефиците. Кроме того, общение со сверстниками, по-видимому, необходимо ребенку для развития умения и способности проявления инициативы и активности в межличностных отношениях. Точно определить, когда именно влияние сверстников на развитие общения детей становится решающим, практически невозможно. Многие дети уже в раннем возрасте предпринимают попытки вступления в контакты с другими людьми, но эти контакты обычно непродолжительны и чаще всего бывают односторонними. Только на втором году жизни ребенок начинает систематически играть с другими детьми.
Замечено, что между собой дети начинают общаться еще до того, как научатся говорить. Пользуясь жестами, мимикой, пантомимикой, они выражают друг другу свое эмоциональное состояние, просят о помощи. Двухлетние дети умеют непосредственно разговаривать друг с другом, со взрослыми, реагируют короткими отрывистыми фразами на знакомые явления окружающей действительности. На большинство адресованных лично им обращений дети этого возраста отвечают вполне правильно. Двух-трехлетние дети хорошо себя чувствуют в обществе знакомых им детей, меньше зависят от родителей.
Между тремя и четырьмя годами контакты со сверстниками делаются более частыми, складываются первые детские взаимные привязанности. Начиная примерно с трех лет девочки и мальчики предпочитают играть отдельно, что можно рассматривать как признак того, что общение для них становится средством полоролевого научения.
Дальнейшее развитие общения и взаимоотношений детей, связанное с ранним возрастом, идет в русле совместной предметной деятельности — игры, в которой происходит постепенная замена невербальных средств общения на вербальные. До полутора лет ребенок активно усваивает в среднем около 40—50 слов, употребляет их крайне редко. После полуторагодовалого возраста его собственная речевая активность становится более заметной, он начинает задавать вопросы, касающиеся названия вещей, делает самостоятельные, вполне отчетливые попытки повторить и запомнить их. К концу второго года ребенок уже употребляет до 300, а по окончании раннего возраста — от 500 до 1500 слов.
В этой связи отметим два существенных обстоятельства: во-первых, резкое и быстрое увеличение активного словаря у детей между полутора и тремя годами жизни, во-вторых, наличие и рост с этого времени индивидуальных различий не только в умениях и навыках владения речью, но также активности и интенсивности общения. Связанная с общением и управляющая им потребность в аффилиации развивается и впервые отчетливо проявляется у детей именно в данном возрасте.
Ребенок трехлетнего возраста достаточно хорошо владеет разнообразными средствами общения, которые позволяют ему ускоренно психологически развиваться дальше, устанавливая с окружающими людьми хорошие деловые и личные взаимоотношения (под деловыми в этом возрасте, разумеется, имеются в виду простые учебные или игровые взаимоотношения).