События и предлагаемые обстоятельства, то есть, в каких условиях, в какое время, эпоху, при каких внешних обстоятельствах происходит действие пьесы;
РЕЖИССЕР И ПЬЕСА
А) РЕЖИССЕРСКИЙ РАЗБОР ПЬЕСЫ
Первый этап в постановке будущего спектакля – предварительная работа режиссера над пьесой. Режиссер должен не только глубоко проникнуть в драматическое произведение, но и представить себе рисунок – композицию будущей постановки.
Перед ним – две серьезные задачи:
- Всестороннее и глубокое изучение пьесы; на основе этого изучения возникает режиссерский замысел постановки.
- Составление режиссерского плана работы над спектаклем.
Что значит всесторонне изучить пьесу? Это, прежде всего, определить ее идею. Для этого необходимо:
А) Как можно глубже вникнуть в содержаниепроизведения: установить события и конфликты, из которых складывается сюжет пьесы;
Б) Представить себе во всем качественном разнообразии человеческих индивидуальностей те образы героев пьесы, которые стоят в центре событий и являются причиной основного драматургического конфликта;
В) Найти сквозное действие, которое служит проводником идеи – «сверхзадачи» - в пьесе. Сквозное действие осуществляет в пьесе становление идеи, выявляет ее развитие, то есть борьбу со всем, что противостоит ей по ходу сюжета, и, наконец, завершается торжеством, победной идеи.
Одним из самых важных моментов в этот период является умение режиссера читать, перечитывать, «вчитываться», как мы говорим, в пьесу для самого себя. Начинать режиссерскую работу, основываясь только на первом впечатлении от художественного произведения, неверно. Далеко не все пьесы производят сильное впечатление в чтении, многие приобретают свою подлинную силу в органическом сочетании с элементами сценической выразительности, после глубокого проникновения в их идейную и художественную сущность.
Прочтя пьесу, спросите себя, все ли вам в ней понятно, хорошо ли запомнился сюжет пьесы? Точное знание сюжета, умение четко представить себе его во всех деталях – первое требование, которое должен предъявить к себе режиссер.
Режиссер должен совершенно четко представить себе образ - характер каждого действующего лица: вплоть до рядового участника массовой сцены, «влезть в шкуру» каждого персонажа. Только тогда режиссер поймет, какие черты характера заставляют героев пьесы действовать так, а не иначе. Представьте себе подробно прошлое действующих лиц, пофантазируйте о том, что они бы делали после закрытия занавеса. Все эти упражнения на фантазию позволят с разных сторон определить поступки действующих лиц, дополнить их характеристики.
Знание той фактической, конкретной обстановки, в которой развертывается действие, как всей пьесы, так и каждого акта и сцены в отдельности.
Из большого количества литературных и исторических материалов нужно уметь отбирать только те, которые с наибольшей силой выражают сущность данного явления в его исторической обстановке.
И действительно, если мы возьмем, любой персонаж из любой пьесы Горького, то по языку этого персонажа составим себе полное представление о его характере и поведении.
К первой задаче режиссера в период его самостоятельной работы над пьесой относится также определение главных и второстепенных событий в ней. Обычно каждое событие совпадает с интересами и желаниями одних действующих лиц и противоречит интересам и желаниям других. Первые делают их события выводы и решения одного порядка, вторые – другого. Из этих противоречий возникает драматический конфликт. Каждое событие начинается столкновением и кончается разрешением этого столкновения, составляя, таким образом, как бы отдельные звенья пьесы.
События пьесы, из них состоит каркас сюжета пьесы (зачем первый акт «Бесприданницы разбивать на куски, когда надо не «разбивать», а привлекать все внимание актеров и режиссеров к двум основным событиям; Первое – Лариса выходит замуж за Карандышева, второе – приехал Паратов). Все эти эпизоды вытекают из первого события и в то же время создают его в действии.
«Пьеса – это последовательная, логическая цепь эпизодов, а не набор эффектно названных кусков». Станиславский. Взамен кусков Станиславский предлагал определять в пьесе события и через них проводить сквозное действие пьесы. Чем точнее отобраны, установлены главные и второстепенные события пьесы, их логическая последовательность, соподчиненность второстепенных главным, тем ярче выявиться в событиях идея пьесы.
В зависимости от того, какие события режиссер сочтет за главные, а какие за второстепенные, у него сложится свое представление о композиции пьесы.
Композиция драматического произведения – это соотношение целого с его отдельными частями, соотношение, целиком подчиненное, разумеется идее произведения.
В композицию сценического действия вплетаются рисунки каждой отдельной роли. Большей частью рисунок отдельной роли бывает во много раз подробнее, чем композиция всего действия в целом.
В основе этой композиции лежит идея – сверхзадача пьесы. Конкретный материал ее – текст пьесы. Осознав, где автор действительно отражает жизнь, а где отдает дань литературным приемам, режиссер должен установить действия и отношения персонажей, выделяющее идейную основу пьесы. Таким же путем можно проследить и установить сценическую композицию-рисунок.
Умение правильно расположить все отдельные части спектакля по линии нарастания действия, выделить необходимые и в идейном и в сюжетном отношении сцены, создать яркие характеры действующих лиц, найти динамику их взаимодействия, наконец. Умело подчеркнуть найденное выразительной мизансценой, музыкой (если этого требует пьеса), пластическим оформлением – все это, соединенное в одно целое ( во имя идеи – сверхзадачи пьесы и спектакля), является ответственной творческой задачей режиссера в первый период его работы над пьесой.
Важно определить не только смысл – сюжет каждого события в пьесе, но и его действенное выражение. Чтобы логика событий пьесы стала в спектакле наиболее яркой, действенной, предельно выражающей идею, режиссер еще в период анализа драматического произведения должен определить сквозное, то есть главное, действие пьесы. Сквозное действие как на вертел нанизывает все важнейшие события пьесы. Оно сквозное, так как пронизывает всю пьесу логикой действий, поступков персонажей, утверждающих собой идею пьесы.
Сквозное действие помогает режиссеру отыскать в пьесе те отдельные в каждом событии действия, через которые возникает идея пьесы, затем те главные действия, в которых развертывается борьба «за» и «против» идеи произведения, и наконец, то действие, которое приводит к торжеству, к победе идеи.
Таким образом, сквозное действие теснейшим образом связано с идеей –сверхзадачей пьесы.
Проделайте всю ту большую работу над пьесой, о которой мы говорили, и, когда идея пьесы станет для вас ясной, вы увидите, что из ваших первоначальных замыслов годиться для ее сценического воплощения, а что представляет плод случайной, пусть яркой, но необязательной ассоциации.
Б) РЕЖИССЕРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ И ПОСТОНОВОЧНЫЙ ПЛАН.
На основе всестороннего изучения и глубокого разбора драматического произведения у режиссера уже в первый период его работы над пьесой рождается замысел постановки, возникают контуры будущего спектакля.
В процессе замысла отдельные компоненты спектакля, разумеется, не всегда возникают в логической последовательности. У каждого художника творческое воображение работает по-своему. Может быть так, что режиссер еще изучает пьесу, а у него уже возникает зрительное представление центральной картины, и он отмечает, какие режиссерские акценты надо будет расставить и кого назначить на главные и второстепенные роли в этой картине, чтобы она явилась кульминационной точкой спектакля.
Режиссерский замысел – это то, без чего не может обойтись ни один спектакль. Прежде чем что0то воплощать, надо хорошо понять идею произведения, иметь свой подход к пьесе. Признавая всю важность и значение режиссерского замысла, надо твердо помнить, что наличие одного замысла не решает успеха дела. Глубокий, интересный режиссерский замысел – это только начальная стадия работы над пьесой.
Необходим известный последовательный план дальнейшей работы режиссера над пьесой. Через этот план (мы называем его постановочным) создается спектакль.
Постановочный план включает в себя организацию режиссером всех работ по будущему спектаклю.
В постановочный план режиссера входит выбор художника, который будет осуществлять оформление спектакля, а также композитора и хореографа, если таковы необходимы по сюжету пьесы и замыслу режиссера. В постановочный план входит составление режиссером календарного плана всей работы над спектаклем. Начиная от первой репетиции и кончая днем выпуска спектакля. Самый прекрасный замысел режиссера, не опирающийся на точно разработанный постановочный план, неизбежно повиснет в воздухе, не получив реальных средств к своему осуществлению.
Назначение актеров на роли. На первый взгляд это относится к моменту организационного порядка. На самом деле – это один из решающих моментов в процессе создания спектакля, от которого зависит большая часть успеха всей режиссерской работы. Принцип назначения на роли сложен и разнообразен. Можно назначить на роль по совпадению качеств исполнителя с требованиями роли – молодости. Темперамента, юмора. Можно назначить на роль по опыту уже сыгранных ролей, считая, что, хотя он и не до конца подходит к роли, но, как говорится, «сделает» ее.
Наконец, могут быть назначения в порядке эксперимента; в благоприятном случае актер создаст свой особенный образ, который не совсем будет отвечать замыслу автора и режиссера, но идею произведения не исказит.
Подлинное искусство актера всегда предполагает создание сценического образа и поэтому неразрывно связано с моментом творческого перевоплощения Режиссеру следует развивать различные стороны дарования актера (не удовлетворяясь его природными данными), а также свою способность угадывать возможности актера.
К этим требованиям следует прибавить те актерские качества, которые составляют внутренний мир всякого художника: темперамент, способность понимать и искренне выражать важнейшие человеческие чувства – любовь, ненависть, гнев, ревность, самолюбие, преданность, а главное, способность мыслить и действовать на сцене в предлагаемых обстоятельствах.
Имеет громадное значение умение режиссера организовать свою работу и работу актерского коллектива во времени. Ни одну задачу в театре нельзя решать без известного прицела на ее окончание, на тот день и час, когда работа увидит свет. Организованное чутье режиссера должно подсказать ему правильное распределение рабочего времени в подготовке спектакля.
- РАБОТА РЕЖИССЕРА С АКТЕРАМИ
А) РАБОТА ЗА СТОЛОМ.
Режиссеру важно прочесть пьесу не столько «эффективно», сколько верно. Верно прочесть пьесу – означает выявить, что в произведении и в характерах действующих лиц главное, что второстепенное; безошибочно знать подтекст ( то есть скрытые за текстом мысли), чувствовать нарастание действия в пьесе и ритм ее. Актеры при верной читке легко запоминают содержание и сквозное действие пьесы, а также те особенности художественного стиля автора, которые должны отличать их будущий спектакль от подобных по теме и содержанию.
Ни в коем случае режиссер не должен стремиться, читая, «играть» за действующих лиц.
Когда пьеса прочитана. Режиссер обязан ответить на все возникшие у актеров вопросы. Затем под свежим впечатлением можно приступать к обсуждению пьесы. Если день уже кончился, предложите всем подумать о прочитанном произведении до завтра.
В последующие дни занятия с актерами за столом мы предлагаем начинать с изложения постановщиком своего замысла, видения спектакля и плана его постановки. Режиссер, проработав пьесу, знает ее, разумеется, лучше, глубже, чем актеры, которые только один раз прослушали ее. Поэтому очень важно, чтобы его суждение о пьесе, да еще подкрепленное режиссерским замыслом, прозвучало первым. План постановки часто вносит целый ряд коррективов в пьесу, раскрывает, дополняет ее сценический образ. Многие критические замечания отпадают у слушателей после того, как он видит ее осуществленной на сцене. Однако этот рассказ не должен носить самодовлеющий характер, как некое «выступление» режиссера на коллективе, преследующее цель поразить слушателей «фантазией», «необыкновенным замыслом.
Обсуждение пьесы должно определить:
1. идейное содержание пьесы – ее сверхзадачу.
события и предлагаемые обстоятельства, то есть, в каких условиях, в какое время, эпоху, при каких внешних обстоятельствах происходит действие пьесы;