Тема 15. Социально-психологические исследования и тренинги

Исследования, социометрия, тестирование и их использование. Исследования, их роль и значение в общении. Психологическое восприятие исследований объектом и субъектом, его учет и использование. Типология исследований. Наблюдение, опрос-беседа, контент-анализ, метод экспертов и экспертиза, моделирование, эксперимент. Социометрия как направление и форма получения данных статусной и социально-групповой направленности, ее основы и особенности. Социометрические критерии. Социометрические измерения и системотехника. Статистические, математические и собственно социометрические измерения. Социоматрицы и социограммы. Тестирование и тестовые модели. Мониторинг, систематизация, статистика. Институциональные формы исследований (переписи, выборы, опросы, т.п.). Неинституциональные формы исследований. Доверительные формы. Стратегия и тактика исследований. Правовые и этические составляющие исследований и использования информации. Ограничения в исследованиях и измерениях. «Кодекс исследователя».

Инструментарий, технологии, методики проведения исследований. Программа исследования, рабочий план, вспомогательные документы и нормативы исследования. Выборка в исследовании. Психогенные и технологические методы и приемы получения информации. Психологическое наблюдение. Контент-анализ информации о собеседнике и его использование в общении. Формирование благоприятной ситуации и положительного отношения к исследованию. Социологический опрос (интервью, анкетирование). Принципы организации и проведения тестовых исследований. Виды тестов. Закрытые и открытые формы. Составление тестов и тестовых заданий. Способы проведения тестовых измерений и исследований. Эксперимент и моделирование в общении. Методики социометрических измерений и тестирования. Обработка, анализ и обобщение информации. Оформление результатов исследования.

Тренинги.Назначение и виды тренингов в психологии и основы их применения. Принципы осуществления тренингов: персонификации, активности, акцентирования, доверительности, конфиденциальности. Виды тренингов. Специальные тренинги, проводимые специалистами. Тренинги в группе. Аутотренинги. Методики и приемы, используемые в тренингах.

Планы семинарских занятий

Семинар. Основы психологии общения

1. Течения, школы и опыт психологического знания.

А) антропологизм и его отражение в психологических исследованиях и социальной практике;

Б) психоанализ и проблема бессознательного в психологии. Фрейд и его учение. Неофрейдизм. Архетипическое в поведении и действии. Юнг;

В) бихевиоризм, его основы и социальная практика;

Г) «понимающая психология» (Дильтей, Шютц и др.);

Д) гештальпсихология и проблема целостного восприятия социальной действительности;

Е) социальная психология, ее содержание и особенности исследований.

2. Деятельность и общение как две составляющих социальной психологии. Содержание, общее и отличное.

3. Приемы и методы исследований в психологии общения:

А) общая характеристика методов исследования в психологии и особенности их использования;

Б) эмпирические методы исследований. Наблюдение, беседы, опросы, интервью, моделирование, эксперимент;

В) теоретические методы и их специфика в исследованиях;

Г) социометрия. Морено;

Д) проблема трансакций и трансакционный анализ;

Е) интеракции и интеракционный анализ;

Ж) методы управленческо-регулирующего воздействия.

Тема реферата: развитие психологии и направления социально-психологических исследований в современной России.

Литература для подготовки.

Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. М., 2011.

Станкин М.И. Психология общения. Курс лекций. М., 2003.

Михалкин Н.В. Социальная психология. М., РАП. 2012.

Самыгин, Руденко. Деловое общение. М., 2011.

Слотина Г.В., Чернова Г.Р.. Психология общения. С/Пб., 2012.

Наши рекомендации