Ж. Два фактора, достаточные как вместе, так и по отдельности. 1 страница
Рассказ 1: Здесь человек постарше только что по-дружески поговорил с молодым, и тот берется опять за работу сновым энтузиазмом. Он делает свою работу так хорошо, что получает повышение.
Рассказ 2: У этого человека возникли затруднения. Товарищ показывает ему то, что он сам умеет. Он оказался таким способным учеником, что довольно скоро ему стали доверять более ответственные поручения.
Рассказ 3: Он выглядит жалким и обескураженным. Кто-то другой, проходя мимо, замечает это и спрашивает, в чем дело. Он старается приободрить его и показывает, в чем тот ошибся. Тот сразу чувствует себя более уверенно и видит, что ему не хватало только небольшого понимания, как здесь действовать, и теперь он может справляться с этим не хуже и даже лучше, чем все остальные.
Рассказ 4. У этого парня неприятности. Он работает всего лишь несколько дней и не очень хорошо знает, что делать. Начальник постоянно орет на него и требует работать. Он работает как может, но к концу недели, когда он получает свою зарплату, он обнаруживает там полоску бумаги с извещением о том, что в его услугах больше не нуждаются.
Два фактора, которые ведут к успеху как вместе, так и по отдельности — это ободрение и обучение. Лишь в четвертом рассказе, где нет ни того, ни другого, герой терпит неудачу.
Завершая анализ однофакторных и двухфакторных схем построения причинно-следственных зависимостей в рассказах ТАТ, С.Томкинс указывает, что то, что в одном-двух рассказах имело вид причинной связи, может принять совсем иной вид в свете других рассказов. Поэтому необходимо при анализе исходить из всего протокола в целом. Томкинс высказывает также некоторые соображения, касающиеся многофакторного анализа протоколов ТАТ, но они не добавляют ничего принципиально нового к изложенному выше.
5. Выделение значимых тем и анализ их инвариантных структур.Этот этап служит как бы дополнением к анализу протокола в целом, позволяя сфокусировать внимание на сюжетах, характеризующихся особой значимостью для об-
следуемого. Признаки, по которым распознаются такие сюжеты, упоминались выше при описании диагностических категорий. Это введение дополнительных существенных деталей и фигур, неупоминание определенных частей и деталей картины, изменение общего и латентного времени, изменение настроения и интонации, прямые комментарии и генерализации, указывающие на значимость темы и т.д.
6. Тематическая реконструкция образа мира обследуемого.Способ целостной интерпретации рассказов ТАТ, окотором пойдет речь ниже, был описан Н.С.Розовым в малоизвестной публикации (Розов, 1981). Мы рассматриваем этот способ как заключительный этап обработки и интерпретации ТАТ, объединяющий и обобщающий все предыдущие этапы, и считаем целесообразным пересказать здесь упомянутую работу Н.С.Розова с некоторыми сокращениями.
Общий подход основан на применении к рассказам ТАТ методов семантического анализа художественных текстов. "Все рассказы одного испытуемого рассматриваются как один текст. Задача состоит в том, чтобы выделить тему— семантический инвариант текста" (Розов, 1981, с.67—68).
А. Парадигматическая структура представляет собой систему смысловых пучков, служащих содержательной основой текста. Эти пучки являются компонентами темы, которые выделяются на основе сопоставления сходных фрагментов текста. При этом чем выше степень абстракции, необходимая для выявления инвариантного компонента, тем больше вариантов должно быть рассмотрено для его окончательной фиксации. Помимо компонентов, рассматриваются смысловые связи между ними. Парадигматическая структура темы содержит, как правило, не более 10—12 компонентов. Ее удобно представить в виде графа, вершинами которого служат компоненты темы, а ребрами — смысловые связи между ними. Пример одного из пучков показан на рис. 2 (в скобках указаны номера рассказов).
Расположение этой структуры на пространстве листа соответствует расположению, которое Н.С.Розов называет
стандартным: ось абсцисс соответствует оценке компонентов (справа — положительно оцениваемые, слева — отрицательно оцениваемые), а ось ординат соответствует их силе (верх — сильные, низ — слабые). Квадранты листа приобретают, соответственно, следующее значение:
Стандартное расположение по Н.С.Розову облегчает Дальнейшую работу с темой.
Б. Оппозиционная структура— это набор смысловых противопоставлений, относящихся как к характеристике
персонажей (см. категорию конструкта — 4.2.4), так и кдругим компонентам темы. Полюса оппозиций обычно связаны с оценочным измерением: положительный полюс обычно размещается справа, а отрицательный слева, не считая случаев амбивалентной оценки одного или обоих полюсов. В этом случае оценка обозначается знаками (+), (_)((+-); (-+). Примеры оппозиций даны на рис. 4.
Рис. 4. Пример оппозиционной структуры (Розов, 1981)
В. Синтагматическая структура— это типичная цепь, последовательность событий в рассказах, последовательность развития сюжета. Звенья цепей отражают стабильные ситуации и их изменения — события. По своему строению цепи делятся на линейные, сходящиеся, расходящиеся и смешанные. Для расходящихся цепей фиксируют дифференциальные факторы, соответствующие тому или иному исходу. Пример такой расходящейся цепи дан на рис. 5.
Рис. 5. Пример синтагматической структуры (Розов, 1981)
Г. Пространственная структура— это "устойчивое расчленение мира, наблюдаемое в рассказах. Структуру составляют зоны— части пространства, сочлененные с определенными содержаниями, переходы— перемещения персонажей из одной зоны в другую, вторжения— насильственные изменения содержания зоны, барьеры— преграды, мешающие переходу или вторжению" (Розов, 1981, с.71). Графически пространственная структура изображается посредством условных линий, стрелок, фигур и поясняющих надписей. Сначала для каждого рассказа в отдельности строится локальная пространственная структура. Н.С.Розов отмечает, что зона — это не обязательно место в реальном пространстве. Зоной может быть мифическое или фантастическое пространство, а также пространство грез, фантазий, страхов (ментальные зоны) или зоны абстрактного характера, размытые в действительном пространстве ("он стремится к наслаждениям"). Н.С.Розов рекомендует актуальные зоны, в которых происходит действие рассказа, обозначать штриховкой, сплошными линиями — реальный план, пунктиром — ментальный, внутренний план. Стрелками обозначаются переходы, прямоугольниками — барьеры, конусами — вторжения. Расположение на листе — стандартное. Из локальных структур составляется общая пространственная структура,как показано на рис. 6.
Д. Актантнаяструктура описывает персонажей рассказов и их взаимоотношения. Характеристика персонажей складывается из их атрибутов— приписываемых им качеств, и функций — действий, чувств и стремлений, проявляющихся в конкретных действиях. При графическом представлении актантной структуры мужчины обозначаются квадратами, женщины — кругами; атрибуты записываются рядом с названием персонажа, а функции изображаются в виде подписанных стрелок. Расположение элементов на листе стандартно.
Как и в случае с пространственной структурой, вначале строятся локальные актантные структуры для каждого Рассказа, затем, на их основе — общая, которую составляют инвариантные персонажи или архиперсонажи.Они мо-
Рис. 6. Пример пространственной структуры (Розов, 1981)
гут различаться по значимости(обозначается сравнительной величиной фигур) и по степени идентификации с ними (обозначается частичным зачернением).
Каждая тематическая структура строится отдельно, но внутренним образом они тесно связаны. Тема едина, тематические структуры — это ее срезы, которые дополняют и проясняют друг друга. Тема является индивидуальной и устойчивой и, судя по этому, отражает личность рассказчика. Составляющие тему структуры указывают на разные стороны организации личности.
Парадигматическая структура позволяет определить конкретное место, занимаемое данным тематическим элементом в системе связей с другими элементами. Например, человек может оправдывать талантом свое равнодушие к людям, или же он может страдать от отсутствия таланта и
Рис. 7. Пример общей актантной структуры (Розов, 1981)
приписывать равнодушие тем, кто, по его мнению, талантом обладает, или же равнодушие является для него лишь способом выглядеть необычным, талантливым. Во всех трех случаях одни и те же элементы оказываются связаны между собой разными смысловыми (парадигматическими) связями.
Оппозиционная структура раскрывает индивидуальные категориальные шкалы, с помощью которых человек вое-
принимает и оценивает окружающее, а также помогает выявить ценностные конфликты.
Синтагматическая структура отражает представления человека о том, какие бывают в жизни ситуации и как в них естественно себя вести. "Возьмем такую цепочку: "измена жены" -» "скандал" -> "уход от жены". Нельзя утверждать, что в реальной ситуации измены испытуемый непременно будет скандалить; он может отказаться от скандала,однако именно скандал останется для него естественно вытекающим из факта измены событием. (Для сравнения приведем цепочку из темы рассказов другого испытуемого: "измена жены" —> "поиск обидчика" -> "месть".)" (Розов, 1981, с.77).
Пространственная структура отображает строение субъективного мира обследуемого, бессознательное структурирование им своего жизненного мира.
Актантная структура характеризует отношения человека с окружающими людьми, со своим идеальным Я. "Архиперсонажи указывают на особые структуры сознания испытуемого — "смысловые образы", в которые он помещает окружающих. Смысловой образ управляет тем, как человек воспринимает людей, "попавших" в этот образ, что ожидает от них, как сам склонен себя вести по отношению к ним" (Розов, 1981, с.78).
В целом метод тематического анализа, предложенный Н.С.Розовым, позволяет осуществить наиболее глубокую и всестороннюю реконструкцию образа мира обследуемого на основе данных ТАТ.
5. Пример анализа и интерпретации конкретного случая
5.1. Предварительные замечания
Для демонстрации работы с ТАТ на конкретном материале мы выбрали один из случаев, обсуждавшихся на занятиях практикума по психодиагностике факультета психологии МГУ. Обследование проводилось Н.В.Антоновой, которой мы выражаем большую признательность за предоставленные материалы. Обследуемая И. находилась в приятельских отношениях с экспериментатором и пошла на обследование с помощью комплекса методик добровольно; несмотря на некоторую генетическую отягощенность, признаки психической патологии у нее не наблюдаются. Мы выбрали для разбора именно этот случай, поскольку протокол содержит довольно богатый и разносторонний материал, хорошо иллюстрирующий диагностические возможности ТАТ при работе с нормой. Оборотной стороной медали является чрезмерная громоздкость рассказов, затрудняющая их обработку. Поэтому мы сочли возможным при воспроизведении рассказов обследуемой несколько сократить их, в основном за счет многочисленных повторов.
5.2. Анамнез и результаты других психодиагностических методик
Обследуемая И., 21 год, не замужем, средний ребенок в многодетной семье. Работает, спортсменка. Отец покончил с собой на почве психического заболевания.
Актуальная ситуация жизни И. определяется прежде всего тем, что она влюбилась в парня своей подруги и встречается с ним, а подруга пытается вновь отбить его.
До ТАТ было проведено обследование по следующим методикам: 16 ЛФ, MMPI, МИС, ТЮФ, КОТ, пиктограмма, рисунок несуществующего животного, опросник Басса-Дарки.
16ЛФ. Выражены два пика: по фактору I (очень чувствительна, мечтательна, доверяет интуиции) и Q2 (зависима от групповой оценки). По другим шкалам можно отметить несколько сниженную эмоциональную устойчивость, склонность к субдоминантности, устойчивое супе-рэго, невысокую тревожность, социальность. Добра, инфантильна, пассивна, стремится к возвышенному, но больше в мечтах, чем на практике.
MMPI. Нет желания создать о себе ложное представление, отвечает искренне и внимательно. Вместе с тем присутствует склонность скрыть определенную информацию, скорее всего, бессознательная. Низкая тревожность, повышенное беспокойство о здоровье, типичное для спортсменов. Развитое вытеснение. При этом ригидность аффекта, большая способность к вытеснению своих аффектов, которым она приписывает различные причины, часто проецируя их на других людей и видя в них собственные недостатки. Своеобразие мышления, чувствительность к собственному внутреннему миру, но не к эмоциям окружающих, поэтому часто неадекватна. Возможность образования неадекватных сверхценностей. Активность, мобильность, "скачка целей". Умеренная идентификация со своей половой ролью. Выраженная социальная экстраверсия. Слабая рефлексия, живет настоящим, склонность к авантюризму. Желание производить хорошее впечатление берет верх над импульсивностью. Оптимистична, общительна, способна к высокой активности, непринужденна в общении. Стремление соблюдать нормы и нетерпимость к нарушению этих норм другими. Довольно высокая ориентация на внешнюю оценку, потребность в поддержке со стороны референтной группы.
МИС. Очень высокая самооценка, оценка своего внутреннего мира, духовной жизни. Не склонна к глубокой реф-
лексии. Нет внутренних конфликтов, внутреннего напряжения, живет в согласии с собой, весело и оптимистично, не застревая на отрицательных переживаниях.
ТЮФ. Наиболее напряженные темы — секс, пьянство, социальные неурядицы. Напряженность сексуальной сферы связана, возможно, с недостатком удовлетворения этой потребности (не замужем). Тема пьянства может быть обострена в связи с ограничениями, налагаемыми спортивным режимом. Выражена также тема "садизма" (агрессии или самосохранения).
РИСУНОК НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО. Высокая самооценка. Несколько эгоцентрична. Заинтересована в информации, для нее значимо мнение окружающих о ней. Нет тревоги. Некоторая демонстративность в поведении. Не слишком агрессивна, "крепко стоит на ногах". В целом — оптимистична, весела, немного инфантильна (в характере много "детского"). Однако есть некоторое бессознательное недовольство собой, вытесняемое сомнение по поводу своих действий или поведения. Добрая, ласковая, веселая. Интерес к сексу, но нежелание признавать его большую значимость. Открыта, незамкнута, легко раскрывается в общении с окружающими. Рациональна, конкретная установка при ориентировке и адаптации.
ПИКТОГРАММА и КОТ. Продуктивность запоминания высокая. Уровень интеллектуального развития в пределах среднего. Восприятие мира "сказочное", как у детей: деление его на плохое и хорошее, зло и добро. Актуальна тема любви и замужества, которая также реализуется в "сказочной", романтической форме. Идеализирует супружество, любовь. Мечтательна, открыта.
ОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ. Средняя степень агрессивности, нет негативизма, но может при случае "ответить".
Обобщая результаты этих методик, мы видим девушку со средним уровнем интеллектуального развития, несколько
инфантильную, с упрощенной картиной мира, склонную к оптимистической идеализации, эгоцентричную и несколько демонстративную, при этом сильно зависимую от норм и ценностей референтной группы, ее оценок и поддержки. Чувствительность сочетается в ней с поверхностностью самопознания и познания других. Сильное суперэго (ориентация на социальные нормы) порождает хорошо развитые защиты от осознания внутренних конфликтов, благодаря чему у И. низкая тревожность и высокая самооценка. Есть основания предположить вытесняемые проблемы умеренной остроты в сексуальной сфере.
5.3. Протокол обследования по ТАТ
Психолог: Антонова Наталья Викторовна
Обследуемый: И., жен., 21 год.
Семейное положение: Не замужем. Мать, 5 братьев и сестер. Отец покончил с собой, когда И. было около 9 лет (на почве психического заболевания).
Здоровье: хорошее, спортсменка.
Образование: Среднее.
Профессиональная сфера: Работает.
Актуальная проблематика: Конфликт с подругой на почве любовного соперничества, успешного для И. на момент обследования.
Обстоятельства обследования: Добровольное участие на основе приятельских отношений. Обследование дома у И. в два приема с фиксацией рассказов на магнитофон и последующей расшифровкой.
Дата и время обследования: 26 октября 1990 г., 21.30 (первая серия); 28 октября 1990 г., 21.30 (вторая серия).
Первая серия (картины 1—10).
КАРТИНА 1.
Общее время: З'Ю". Латентное время: 25". Настроение: бодрое. Интонация: слегка взволнованная.
Так ... На картинке изображен мальчик примерно 15 лет ... он призадумался и с ... и смотрит на скрипку, которая лежит, видимо, на газете..........Мальчик ... очень глубоко чем-то озабочен ... видимо, его скрипка сломана ... потому что взгляд у него слишком уж задумчивый и печальный .... Перед этим ... м .. гм ... к мальчику приходил либо его друг,... либо подруга, но н-не очень... х-хорошего характера, потому что .. скрипка сломалась из-зза этого человека, который только что здесь был. Он что-то сделал ему назло. Он печальный еще в-вдобавок и .. и потому, с-с этим человеком у него получилось все очень плохо и неудачно и этот человек сломал его любимую скрипку. Но пускай мальчик не огорчается, потому что .. скрипка, которую ему очень жаль, которая ему очень дорога, она будет сделана. Починит ему хороший, компетентный в этом деле человек. А может быть, он научится сам этому делу, может быть, он даже и умеет. И расстраиваться ему не стоит, пускай он так глубоко не переживает, у него должно обязательно все хорошо быть.
А человек, с которым он пло ... поругался, и так плохо
сделал этого, он не стоит этого, этих переживаний, ..... п-
потому что он встретит еще более лучшего, более к нему подходящего по .. по его характеру, а характер у этого мальчика
очень хороший, чистый, искренний и духовно богатый .....
Это уже понятно по тому, что он увлекается такой серьезной музыкой как игра на скрипке........Все.
Психолог: Картинка номер 2, пожалуйста.
■
КАРТИНА 2.
Общее время: 4'. Латентное время: 18". Настроение: то же. Интонация: поучающая.
Так, картинка номер два. На картинке.. изображена красивая
природа..... Это где-то... в горах... Тут же, на дальнем плане.......
ш-шшатры.... если гак можно сказать... и происходит такое действие .....На переднем плане довольно-таки симпатичная девушка
... примерно двадцати пяти лет держит в руках.... согнутый журнал .... Она задумчива .... Рядом стоит......это справа.. ее с-свек-
ровь ... женщина надменная .. и .. г-гордая и слишком упрямая, которая любит, чтобы ей во всем угождали и чтобы ее невестка ... точно исполняла то, что она прикажет.... Далее я вижу уже в-ввдали от них.... с-с-сына свекрови и мужа.. невестки. Сын зани-
мается лошадью, она слева от него, ему нет... д-дела до разговора, который произошел с его женой и с его мамой, потому что .. видимо, человек он характера не сильного, раз не обращает внимания на то, что его жена глубоко переживает этот момент, ссору с его мамой. Ей бы очень хотелось, чтобы в семье их было все хорошо, ... но очень тяжело ей .. с этой женщиной ... с-с мамой ее мужа, потому что женщина, как я уже сказала, она упрямая, гордая, ... и для нее справедливость — это не самое главное, главное — чтобы ее слушали..........И, как я уже сказала, они поругались ... и-из-за чего — это точно неизвестно, это даже может быть какой-нибудь любой пустяк, потому что всегда эта женщина.. свекровь этой девушки.. всегда считает себя правой, в любом моменте. Но момент, видимо, здесь, на этот раз, б-более сложный, чем обычно, потому что .. эта девушка глубоко задумалась и очень расстроена. Она задумалась: сколько можно так жить, неужели это будет продолжаться всю ее жизнь, что же мне для этого нужно сделать .... Ну, что будет дальше. Опять же мне хочется сказать .. что эта девушка все-таки победит. Она настолько настойчивая, настолько сильная характером, настолько волевая девушка, что .. свекровь в конце концов поймет свою неправоту и.. поймет, что эта девушка.. оказалась справедливой, доброй и честной .... И вполне возможно, даже так и будет, что свекровь примет ее сторону и ... сын ее будет более чуток, более нежен и... б-более... у ...более общителен со своей женой, потому что сейчас, то, что здесь изображено на картине, у них несколько разные взгляды на жизнь, разный угол зрения, у него тут работа, лошадь, ему главное — заработать деньги, нельзя это упускать из виду, потому что важно не то, что он заработает, не то, что они соберут эт... богатый урожай, вот тут.. потому что изображены еще пашни. М-м... должна быть там посажена картошка, но не это важно, важно, чтобы было у них отношение близкое, теплое, духовное..... И это наступит, потому что девушка с очень сильным характером... Все.
П.: И., я хочу тебе сказать — не сковывайся, не чувствуй себя так скованно, и дай волю своей фантазии. И.: Ага, хорошо. П.: Прекрасно, так, теперь — картинка номер три.
КАРТИНА 3.
Общее время: 6'15". Латентное время: 22". Настроение: то же. Интонация: заинтересованно-взволнованная.
Так .. Передо мной картинка номер три .. Очень интересная...........очень горькая картина .. она вызывает какое-то сильное
чувство .. сострадания. Потому что на ней изображена молодая девушка, которой всего-навсего двадцать-двадцать пять лет .. С ней о-очень и очень несправедливо поступила .. судьба, если можно так сказать, а если уж разбираться в этом более подробно, то .. эту девушку об-обманула .. близкая подруга, с которой они дружили на протяжении нескольких лет .... И обманула она ее очень жестоко, наговаривая на ее любимого человека.... всякие низкие вещи, такие низкие вещи, на которые только может быть способен самый-самый подлый человек, какой есть на свете. Девушка это просто не понимала, она чувствовала подсознательно, но не воспринимала со всей ясностью и полнотой своего характера. Она ее настолько любила, эту подругу, что думала .. п-просто такого никогда не предполагала, думала, что это не может быть... Но зря она так огорчается, эта девушка, потому что друг, он очень любит ее, сильно любит, ему точнее обидно, потому что его ... ее бывшая подружка это бывшая же и его подружка в жизни, он встречался с ней целый год, целый год она его обманывала,
целый год она говорила ему неправду, целый год..... она ...
пыталась ... в-вытянуть из него все то, что для нее было ц-ц-ценно, но ценно не с той стороны, не с духовной стороны, а ценно в отношении меркантильности, в отношении то, что ей выгодно, что ей необходимо, потому что ничего святого для нее нет, никакой духовности, никакой .. чистоты и нравственности, искренности .... И вот сейчас, осознавая всю ту горечь, которую пережил ее бывший люб.....которую пережил ее теперь настоящий любимый человек, она поняла, насколько могло быть... могла закончится история плачевно. Она п-переживает очень сильно, ей это горько, потому что сейчас любимый друг не с ней, она вышла во ... двор, и ночью она дала волю своим чувствам и сильно расплакалась. Она облокотилась левой рукой на дверь, на которой изображен .. крест. Символ .. символ того, что ... наконец-то Бог взял ее под свою опеку. Но если сказать вернее, это даже не крест, это всего лишь навсего ... две скрещенные перекладины, но изображены они в виде ск .. креста, и изображены они так неспроста, потому что .. именно Бог сейчас ее настоящая поддержка, Бог, ее друг, друзья, хорошие люди, и ... ее семья, все те хорошие люди, которые ей близки и очень дороги., все они объединены в ее любимом человеке. Он — это все.....И вот она сейчас
так сильно расстроена, потому что перед этим была такая ужасная история, она плачет, но это будут ее последние слезы, х-хотелось бы так надеяться. Последние печальные, горькие слезы, обидные, жестокие слезы, которые она долго в себе вынашивала и наконец-то она решила ночью расплакаться, когда никто не видит, когда она одна, никого нет на дворе ночью .... Но пускай она не плачет так горько, потому что, в конце концов у нее есть любимый друг, с которым у них настоящая любовь, у нее есть настоящие друзья, у нее наст ... есть своя семья, имеется в виду семья, в которой она воспитывалась, у нее будет своя будущая семья, у нее будут дети. И плакать так сильно, безутешно не надо, потому что не стоит эта подружка и все, что с ней было связано, и все, что было связано с ее другом,.. она не стоит этого. Пускай это все забудется и останется эта чернь на заднем плане как плохой, неприятный сон. У нее впереди светлое будущее, впереди светлая радость, много открытий, много впечатлений, бурная, интересная, эмоциональная жизнь, новые друзья, новые знакомые, .. н-новые, м ... интересные науки,.. то есть масса всего, где она могла бы себя проявить и вместе со своим другом. У них все одно и то же: у них любимый певец, любимый... вид спорта, любимый.....ну ... любимая собака, любимое животное, все у них самое любимое. То, что нравится ему — нравится ей, а то, что нравится ей, то нравится ему. Они одно целое, неразделимое и вечное. И единственное.....Все.
КАРТИНА 4.
Общее время: 10'05". Латентное время: 18". Настроение: дискомфорт. Интонация: тревожная, к концу жизнеутверждающая.
Так... На картине .. изображены ... мужчина ... средних лет.. около сорока .. 35—40 ... Интересного.....типа лица, и молодая... девушка .. около тридцати лет .. красивые черты лица .. красивая линия рта, красивая линия глаз,... брови очень красивые, тонкие, то есть она — само очарование. Влюбленными глазами она смотрит на своего возлюбленного, который в это время думает .. о чем угодно, но только не о ее любви ... потому что его взгляд отведен в сторону и в нем ощущается какая-то ... какая-то .... скрытная и в то же время слишком явная мысль о том, как бы из этого отношения .. получилось бы что-то для него выгодное, как бы использовать эту девушку, кра-
сивую, влюбленную в него искренней любовью, повыгоднее, где-нибудь ее п-показать, может быть даже ... э ... получить за нее деньги, .. то есть, у него явно, явно корыстные цели, потому что ... взгляд у него устремлен не на нее — это раз, немножко он ушел в себя, в свои меркантильные мысли, в нем нет той чистоты и г-глубизны, и светлости, как у этой девушки, которая не может оторвать от него взгляда, тем более, что она ... обняла его обоими руками, хотя тут видно только одной, но наверняка п-правой рукой она обхватила его сзади, а он как бы пытается отодвинуться от нее в сторону, потому что она ему мешает продумывать свои вот эти мыслишки. ... И вот в то время, как он думает, она, не подозревая это, с-своим взглядом, вс-сей своей сущностью .. п-просит, чтобы он взглянул на нее, посмотрел на нее, как она любит сильно его, как ей хорошо с ним. А он .. знает это, он чувствует, что она его любит сильно, он вполне сознает, и ре-решает использовать это в своих корыстных целях, чтобы из этого вышло для него какое-нибудь ... выгодное дельце, даже, может быть, дельце крупной величины.... Тем более, что он знает, что он мужчина интересной внешности, симпатичный, мужественное у него лицо, слегка вьющиеся волосы, зачесанные назад, с открытым лбом, такой мужественный п-подбородок, интересные глаза, и вообще — мужчина интересный, можно сказать, во всем, тем более здесь видно, что он может зарабатывать огромные деньги, а любая девушка, пускай даже самая д-духовно красивая, любой девушке нравится, когда за ней ухаживают, делают ей подарки, и это вполне естественно .... Красивые люди должны красиво жить, красиво одеваться, у них должны быть красивые вещи. Но ... не вещи должны красить их, а они должны красить вещи ... Сейчас это и можно сказать про эту девушку. Все, что бы она ни одела — любая вещь ей к лицу ... У нее ухоженные ногти, на-а левой руке .. одет либо браслет, либо часы, симпатичная белая ... кофточка скромного такого пошива с небольшим вырезом. У нее чистое такое лицо с открытым .. льд ... лбом. Волосы зачесаны назад в симпатичную прическу .... И .... на прическе у нее сзади приколот бантик. Мы видим .. его кусочек с-с левой стороны. Сейчас, хочу сказать, .. они находятся у какого-то ... ресторана, потому что тут видно через окно, что там какая-то девушка легкого поведения, в этом ресторане. И ... в.... только этот человек может пригласить девушку в такой ресторан, где собираются такие дешевые л-люди. Види-
мо, он даже сейчас уже хочет совершить какой-то свой хитрый план, он хочет привести эту девушку в этот ресторан, и даже, возможно, как это я не догадалась сразу, возможно, он хочет втянуть ее вот в эту жизнь легкого поведения, может быть, даже хочет ее отдать в этот ресторанчик, где бы она плясала, пела, где бы она .. мм .. восхищала мужчин, потому что она обладает всеми теми достоинствами, ко-которыми восхищаются мужчины, и с этого он хочет иметь огромные деньги ... Вот это сейчас в его уме, и он думает, как бы так сделать, более красиво для нее, потому что она натура тонкая, и б-более логично, более справедливо для нее, но он это сделает, потому что у него такие мысли, что ... все это возможно ....