Корреляции между столбцами таблицы 4
К1 | К2 | К3 | IQ | R | S | |||||||||
К1 К2 К3 IQ R S | 0,16631 0,213694 0,147105 -0,1456 0,309185 | 0,552542 0,020664 0,004059 0,268632 | 0,002615 -0,01732 0,080977 | 0,358356 0,356644 | 0,557152 | |||||||||
Есть работы, которые доказывают сильную связь интеллекта с таким показателем, как отношение объема логической к объему механической памяти (rABkr = 0,676, t = 7,26). Эти результаты получены на студенческой выборке испытуемых. На данной выборке зависимость слабее. Здесь мы видим скорее наличие слабой или обратной связи логической структуры памяти с интеллектом.
Очевидно, связь между объемами логической и механической памяти и показателем абстрактного интеллекта зависит:
1) от вида деятельности;
2) от того контингента испытуемых, чьи профессии отобраны.
Так, например, для научных работников характерно развитие огического мышления, и здесь проявляется высокая связь между интеллектом и отношениями объема логической к объему механической памяти. В то же время курсанты артиллерийского училища проявляют другие свойства интеллекта, например способность выполнять приказания по определенному алгоритму, а также в условиях, когда нет места и времени для логического рассуждения.
Эти характеристики являются значимыми для операторов данного профиля, они тесно связаны с критериями отбора и направленностью курсантов. Следовательно, полученная зависимость имеет определенный смысл и описывает еще одну проблему в диагностике личности оператора с помощью тестов, определяющих отдельные стороны психических функций, которые по природе своей многомерны, а значимость отдельных характеристик сильно зависит от конкретной деятельности.
Проверка этой гипотезы на группе из 20 человек с высоким показателем IQ произведена со специально разработанными тестами интеллекта АБ-99, тестов Айзека и Равена и отношениями объемов памяти зрительно-пространственного и абстрактного типов. Кроме того, был добавлен и психофизический аналог лабильности υ, определяемый критической частотой мельканий. Данные представлены в таблице 5, корреляционная матрица — в таблице 6.
Таблица 5
Зависимости памяти, интеллекта и анализа лабильно-нервной системы по зрительному сигнализатору
(группа с коэффициентами интеллекта выше среднего)
№ п/п | RV | Lmp/Mmr | IQA | АБ-99 | Lmr/Mmr | Υ |
262,00 | 3,60 | 115,00 | 34,00 | 4,90 | 31,00 | |
270,00 | 3,50 | 118,00 | 29,00 | 3,70 | 35,00 | |
274,00 | 5,00 | 125,00 | 42,00 | 4,10 | 40,00 | |
258,00 | 4,00 | 118,00 | 35,00 | 3,00 | 30,00 | |
276,00 | 3,80 | 120,00 | 38,00 | 5,20 | 34,00 | |
240,00 | 2,50 | 112,00 | 28,00 | 4,00 | 26,00 | |
280,00 | 5,20 | 130,00 | 40,00 | 2,80 | 45,00 | |
250,00 | 1,80 | 116,00 | 30,00 | 3,10 | 31,00 | |
284,00 | 5,50 | 130,00 | 44,00 | 3,60 | 47,00 | |
246,00 | 2,80 | 120,00 | 32,00 | 4,50 | 38,00 | |
266,00 | 2,50 | 122,00 | 28,00 | 3,00 | 35,00 | |
272,00 | 4,70 | 126,00 | 40,00 | 1,50 | 40,00 | |
290,00 | 4,00 | 130,00 | 42,00 | 2,80 | 43,00 | |
282,00 | 3,80 | 118,00 | 35,00 | 4,60 | 32,00 | |
300,00 | 4,20 | 140,00 | 46,00 | 5,00 | 45,00 | |
268,00 | 3,50 | 125,00 | 30,00 | 2,70 | 38,00 | |
278,00 | 2,20 | 118,00 | 36,00 | 1,50 | 41,00 | |
286,00 | 4,10 | 122,00 | 43,00 | 5,00 | 34,00 | |
292,00 | 3,20 | 140,00 | 41,00 | 4,50 | 40,00 | |
246,00 | 1,80 | 120,00 | 38,00 | 3,40 | 27,00 |
где:
RV — баллы по тесту Равена;
Lmp/Мmr — отношение объемов логической и механической памяти для невербальных образных стимулов;
IQA — коэффициент интеллекта по Г. Айзенку;
АБ-99 — баллы комплексного интеллектуального теста;
Lmr/Mmr — отношение объемов логической и механической памяти на числа;
υ — критическая частота мельканий по зрительному анализатору — аналог его лабильности.
Таблица 6