Глава ii. уголовная политика
Понятие уголовной политики.Политика (от греч. politik) означает искусство управления государством, в том числе в каком-либо определенном виде деятельности. Самые ранние упоминания об уголовной политике относятся к первой четверти XIX в. и содержатся, в частности, в работах А. Фейербаха1.
Термин «уголовная политика»исторически связан с развитием уголовно-правовой науки. Основоположник российской уголовной политики Михаил Павлович Чубинский считал, что наука уголовного права в широком смысле включает уголовную догматику, уголовную политику и уголовную этиологию2. В начале XX в. российский юрист Сергей Константинович Гогель писал, что «уголовная политика, являясь или неразрывным целым с уголовной социологией, или прикладной наукой к основной позитивной науке — уголовной социологии, представляет собой учение о существующих уже ныне мерах борьбы с преступностью»3. Пройдя длительный эволюционный путь, уголовная политика из научной категории трансформировалась в одно из направлений деятельности государства, в котором она и воспринимается на сегодняшний день.
Уголовная политика — это выработанная государством генеральная линия, определяющая основные направления, принципы, цели и средства воздействия на преступность путем формирования уголовного законодательства, практики его применения, а также воздействия на правовую культуру и правовое сознание населения.Иначе говоря, уголовная политика, имея в качестве конечной цели максимальное сокращение преступности, определяет стратегию и тактику борьбы с преступностью мерами уголовного права. Уголовная политика является составной частью более широкого понятия «политика борьбы с преступностью», которая, в свою очередь входит в социальную политику государства. Помимо уголовной политики структурными элементами политики борьбы с преступностью являются уголовно-исполнительная, уголовно-про-
См.: Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое явление. М., 2009. С. 55-56.
См.: Чубинский М.П. Очерки уголовной политики. Понятие, история и основные проблемы уголовной политики как составного элемента уголовного права. М., 2008. С. 50-52.
3 Гогель С.К. Курс уголовной политики в связи с уголовной социологией. М., 2010. С. 3.
Глава II. Уголовная политика
цессуальная и криминологическая политика1. По мнению А.И. Александрова, «можно утверждать, что существует единая уголовная политика — политика в области борьбы с преступностью при помощи уголовного наказания, отражающая отношение власти к преступности, и пять ее составляющих частей: уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, уголовно-розыскная, уголовно-предупредительная и уголовно-исполнительная политика»2.
С исторической точки зрения термин «уголовная политика» представляется более предпочтительным, нежели предлагаемый взамен него термин «уголовно-правовая политика»3. В конце XIX - начале XX в. этот термин широко применялся в трудах основоположников данного направления в науке уголовного права4. В постсоветский период выделялась уголовная политика в широком смысле и уголовная политика в узком смысле слова как стратегия и тактика борьбы с преступностью именно и только мерами уголовного права5. Думается, дело не в том, что «уголовная политика» якобы буквально означает «преступную», «криминальную» политику6, а в том, каково содержание данного понятия. Уголовно-правовая политика тоже может быть интерпретирована как уголовная политика государства при помощи мер права.
Внешней формой выражения(источниками) уголовной политики являются директивные документы7, нормы уголовного права и акты толкования норм.
Современная уголовная политика потому и называется политикой, что она несводима только к формированию законодательной базы и прак-
Против самостоятельного характера криминологической политики выступа
ют И.Э. Звечаровский и Н.А. Лопашенко (Звечаровский И.Э. Современное уголов
ное право России. СПб., 2001. С. 75—76; Лопашенко Н.А. Основы уголовно-право
вого воздействия. Уголовное право, уголовный закон, уголовно-правовая политика.
СПб., 2004чС. 267). , *ч
См.: Александров А.Я. Уголовная политика и уголовный процесс в российской государственности. История, современность, перспективы, проблемы. СПб., 2003. С. 70.
Лопашенко Н.А. Указ. соч. С. 267. 4 См.: Чубинсшй М.П. Указ. соч. С. 3; Лист Ф. Указ. соч. С. 7; Гогель С.К. Указ. соч. С.З.
См.: Курс российского уголовного права: Общая часть / Под ред. B.H. Кудрявцева и А. В. Наумова. М., 2001. С. 17.
См.: Номоконов В.А. Некоторые проблемы правовой политики // Правовая политика субъектов Российской Федерации: Материалы круглого стола. 26 сентября 2001 г. Владивосток, 2002. С. 29; Разгильдиев Б. Т. Категория « уголовно-правовая политика»: содержание и форма // Правовая политика: федеральные и региональные проблемы / Под ред. Н.И. Матузова. Тольятти, 2001. С. 245; Лопашенко Н.А. Указ. соч. С. 267.
Под директивными документами мы понимаем акты высших органов власти, в которых формулируются основные направления, формы и методы воздействия как на преступность в целом, так и на ее отдельные виды, такие, например, как Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.