Тема 5. Проблема личности в социальной психологии
Общение и деятельность. Структура общения. Общение как обмен информацией. Речь как средство коммуникации. Невербальная коммуникация. Общение как взаимодействие. Общение как познание людьми друг друга. Социальная перцепция. Каузальная атрибуция. Межличностная аттракция.
Социально-психологические представления о личности в зарубежной психологии и отечественной психологии. Специфика социально-психологической проблематики личности. Проблема личности в классической социологии и первых социально-психологических концепциях. Развитие понятия личности в социальной психологии. Экзистенциально-феноменологический подход к личности в социальной психологии. Я-концепция как социально-психологический феномен. Источники развития и формирования Я-концепции. Полоролевая идентификация
Социальные экспектации и нормативное поведение. Мотивационный контекст поведения. Типология мотивов. Эмоциональный контекст поведения. Социальные диспозиции. Социальные стереотипы поведения. Поведенческие барьеры. Понятие социального поведения и его регуляторов. Социальные нормы и девиантное поведение. Ценности и ценностные ориентации как регуляторы социального поведения личности.Социальная установка — одна из основных категорий социальной психологии. Теории установок. Система социальных установок.Иерархическая структура системы социальных установок Установки и поведение. Стереотипы и предрассудки. Приобретение установок. Мотивы усвоения предрассудков. Когнитивные основы предрассудков.Социализация. Социально-психологические аспекты социализации Формирование конвенциональных значений. Вступление в символическое окружение. Формирование защитных фиксаций. Социализация как инкультурация. Социализация как интернализация. Социализация как адаптация. Социализация как конструирование социальности. Уровни и механизмы социализации. Основные социально-психологические подходы к понятию социализация.Межличностный конфликт. Понятие межличностного конфликта и его особенности. Сферы проявления межличностных конфликтов. Управление межличностным конфликтом. Теории поведения личности в конфликте. Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии. Стратегии поведения в конфликте. Типы конфликтных личностей. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте.
ПЕРЕЧЕНЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ДИСЦИПЛИНЫ
Дидактическая единица | № темы |
ДЕ 1. Предмет, теоретические и прикладные задачи социальной психологии. | |
ДЕ 2. Группа как социально-психологический феномен. | |
ДЕ 3. Стадии и уровни развития группы. | |
ДЕ 4. Феномен группового давления, феномен конформизма. | |
ДЕ 5. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство | |
ДЕ 6. Феномен межгруппового взаимодействия | |
ДЕ 7. Этнопсихология | |
ДЕ 8. Проблемы личности в социальной психологии. | |
ДЕ 9. Социальная установка и реальное поведение | |
ДЕ 10. Социализация | |
ДЕ 11. Межличностный конфликт. |
Тематическое планирование
А
- Дисциплина:ОПД.Ф.05 «Социальная психология»
- Специальность:030100.00 «Информатика с доп. спец. английский язык», 032200.00 «Физика с доп. спец. информатика», 032100.00 «Математика с доп. спец информатика», 032900 «Русский язык и литература», 032500 «География».
- Группа3 курс, 6 семестр.
- Преподаватель:Лазо Наталия Николаевна, кафедра общей и специальной психологии, ассистент.
№ | Название модуля | лекции | Сем. Пр. | КСР | Сам. Раб. | Всего часов |
1. | Теоретико-методологические основы социальной психологии. | |||||
Социальная психология группы. | ||||||
Личность в социально психологии | ||||||