Коррекции развития отношения к природе в педагогическом процессе
Основной методологический принцип педагогической коррекции развития отношения к природе заключается в динамическом соответствии педагогического процесса экологического образована психологическому процессу развития этого отношения.
Для эффективности педагогического процесса, корректирующего субъективное отношение личности к миру природы, необходимо, чтобы в нем участвовало как можно больше разнообразных психологических факторов и механизмов, способствующих формированию субъектно-этического типа этого отношения.
Важнейшее значение в проектировании коррекционного процесса имеют возрастные особенности школьников. Соответственно, данные об онтогенетических закономерностяхразвития отношения к природе (см. ч. IV) позволяют адекватным образом организовывать психолого-педагогическую коррекцию этого отношения.
Так, например, в дошкольном возрасте дети обладают такой специфической особенностью мышления, как «магичность» (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы). Это позволяет эффективно использовать в коррекционном процессе различные элементы ритуализации их экологической деятельности, подобно тому как это было свойственно архаическому человеку. Дети могут выбирать для себя природный тотем и затем
собирать о нем различные сведения или придумывать для себя «лесное имя», «речное имя» и т.д., с тем, чтобы идентифицироваться с соответствующими природными объектами (см. 15.2. и 15.3).
Педагогическая актуализация свойственного дошкольникам антропоморфизма также позволяет формировать партнерскую позицию во взаимодействии с живыми существами, как с равными и самоценными субъектами. В то же время особое педагогическое внимание следует уделять в этом возрасте преодолению прагматических установок, обусловленных влиянием детского артифика-лизма. Важнейшее коррекционное значение в дошкольном возрасте имеют познавательные игры, направленные на развитие представлений ребенка об отличиях живого от неживого. Таким образом, особенности отношения к природе в дошкольном возрасте обусловливают преимущественную направленность педагогического процесса на коррекцию модальности этого отношения.
В младшем школьном возрасте высокий познавательный интерес ребенка к миру природы, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения его натуралистического кругозора и экологической эрудиции. Книжки с изображением различных животных и растений, экскурсии в природу и музей могут быть в этом возрасте особенно эффективными в плане коррекции широты отношения школьников к природе.
Именно в младшем школьном возрасте появляется желание и возможность самому ухаживать за природными объектами. Ребенок активно хочет и реально может самостоятельно содержать дома живые существа, во взаимодействии с которыми он приобретает незаменимый технологический и психологический опыт партнерских взаимоотношений, общения. В результате эти живые существа становятся для него «значимыми другими», занимают важные позиции в его индивидуальной картине мира. Важно, чтобы эти животные и растения подбирались взрослыми с учетом их «непритязательности» к жизненным условиям (морская свинка, хомяк, хлорофитум, кактусы и т.д.), ведь младший школьник еще не способен осуществлять сложные технологические приемы ухода за природными объектами. При соблюдении этого простого требования взаимодействие с живыми существами будет сопровождаться положительными эмоциями и сбережет ребенка от психотравмы, связанной с их болезнью или гибелью.
Младший подростковый возраст — это особенно благоприятный период для целенаправленного развития субъективного от-