Псих-ий дезонтогенез: понятие, причины, структура, классификация, закономерности
Психический дизотогенез – нарушение психического развития, возникающий в пренатальный , перинатальный ,постнатальный период, когда системы организма еще не достигли зрелости.
Механизм дезонтогенеза – воздействие на развивающийся организм неблагоприятных факторов (тератогенов), к-ые вызывают нарушения развития нервной системы, органов чувств, органов движения. Воздействию тератогенов организм подвержен в критические периоды развития. Критический период -это этап в развитии организма, на к-ом происходит деление клеток, образование тканей, органов, систем, период роста и развития систем организма. В этот период организм наиболее чувствителен к различного рода воздействиям.К наиболее важным периодам относятся:
1. первый треместр беременности – период закладки органов и их систем. В этот период организм чувствителен к химическим воздействиям (интоксикация). Если воздействие происходит в этот период, это может привести к гибели плода, рождению нежизнеспособного ребенка, к грубым порокам развития, если воздействие происходит в позние сроки, нарушения имеют более легкую форму, чаще возникают ЗПР.
2. роды;
3. младенчество и ранний возраст, поскольку не все нарушения проявляются сразу.
Причины: воздействие неблагоприятных факторов в критические для развития организма и его систем период (внутриутробный период 1-3 месяца) и постнатальный период – первые 3 года жизни. Если воздействие возникает до окончания развития с-мы, то возникает недоразвитие, если после – повреждения. Возникший дефект будет зависеть от того, на каком этапе этого периода возникла неблагоприятное воздействие.
Факторы: 1) биологические – хромосомные и генные аномалии; Пренатальные факторы возраст матери ( больше 35 лет, меньше 19); резус –несовместимость; химические вещества в составе окружающей среды (свинец и ртуть); прием лекарств (тетрациклин, аспирин); курение, алкоголизм, наркомания;
Перинатальные факторы: асфиксия, внутричерепные родовые травмы.
Постнатальные факторы: перенесение в раннем детстве инфекционных заболеваний (корь, грипп, скарлатина); нейроинфекционные заболевания (менингит, энцефалит, полиомиелит); черепно-мозговые травмы; прививки.
2) социальные –условия жизни и воспитания,тип воспитания.
Закономерности психического дизонтогенеза.
1) общие – характерные для психического развития: стадиальность, неравномерность, индивидуальные особенности;
2) специфические – определяются при нарушении развития
- системное строение дефекта (Выготский) 2 группы: первичные и вторичные. Первичные – биологический характер болезни или психического нарушения. Вторичные – обусловлены первичным дефектом и может определятся условиями социальной среды.
- нарушение взаимодействия с предметной средой и окружающими людьми, происходит в следствии первичного дефекта, либо воздействия соц. среды.
- нарушение речевого общения.
- сниженная способность к приему и переработки информации.
Параметры оценки психического дизонтогенеза.
1) этиология – причины возникновения нарушения;
2) локализация нарушений – какое полушарие повреждено и какие зоны: первичные, вторичные или третичные;
3) степень распространенности и выраженности;
4) время возникновения нарушения и длительность неблагоприятного воздействия;
- чем раньше произошло поражение, тем вероятней недоразвитие; чем позже, тем вероятнее поражение.
- повреждению чаще всего подвергаются структуры с коротким периодом развития (подкорка).
- наиболее вероятно поражение в сензитивном периоде развития психики.
5) социальные условия жизни, наличие или отсутствие депривации, тип семейного воспитания, готовность родителей участвовать в совместной коррекционной работе.