Нейропсихология эмоцио нально-личностной сферы 3 страница
Таким образом, закономерную связь типа межполушарной асимметрии мозга со спецификой эмоционально-личностной сферы можно с достаточно большой долей уверенности трактовать как доказательство определенной роли генетических факторов в детерминации эмоциональных явлений.
Факты, полученные в настоящей работе, свидетельствуют также в пользу представлений о существовании у человека основных или базальных эмоций, об их автономности, самостоятельности.
Понятие «базальные эмоции» или «качество» эмоций, как известно, было введено в психологию В.Д-Небылицыным (1976). П.В.Симонов (1970) также подчеркивал важность качественных характеристик эмоций для классификации темперамента. В своих лекциях (1968—1970) В.Д.Небылицын впервые высказал предположение о существовании у человека трех базальных эмоций («радость», «страх», «гнев»). Затем к перечисленным базальным эмоциям добавлялись и некоторые другие («горе», «внимание», «удивление», «отвращение» и др.). Большинство авторов, однако, считает, что число базальных эмоций невелико и что все многообразие эмоциональных явлений формируется на основе сравнительно небольшого числа первичных эмоций (В.Д.Небылицын, 1971; К.Изард, 1980 и др.).
Проведенное исследование подтверждает в целом представления о существовании базальных эмоций и Их автономности, поскольку когнитивные операции с различными по качеству эмоциональными стимулами осуществляются больными по-разному в зависимости от локализации очага поражения (по полушариям и в пределах полушарий). По-разному и оцениваются — на когнитивном и эмотивном уровнях — различные базальные эмоции больными с разными локальными Поражениями мозга.
Наконец, проведенное исследование — на новом материале — еще раз продемонстрировало справедливость положения о единстве «аффекта и интеллекта», развиваемого в советской психологии Л.С.Выготским (1956, 1958, 1970), С.Л.Рубинштейном (1946), Б.В.Зей-гарник (1976), В.К.Вилюнасом (1988) и многими другими авторами.
Таким образом, нсйропсихологичсский анализ эмоциональных нарушений у больных с локальными поражениями мозга дает ценный фактический материал для построения общепсихологической теории эмоций, для уточнения общепсихологических представлений об эмоциональных явлениях, их структуре, их параметрах, их уровневой организации, качественной специфике, их связи с когнитивной сферой.
Второй аспект рассмотрения результатов исследования — основной с точки зрения замысла этой работы — значение проведенного исследования для разработкис позиций нейропсихологии проблемы «мозг и эмоции», получения нового фактического материала, уточняющего представления о мозговой организации эмоций. Характеризуя этот аспект исследования, следует сказать, что прежде всего оказалось принципиально возможным реализовать нейропсихологический подход к изучению эмоций. Центральным для этого подхода, как известно, является представление о системной динамической мозговой организации всех психических явлений, включая эмоциональные, т.е. о наличии особых функциональных систем, «отвечающих» за осуществление того или иного эмоционального явления. Как и функциональные системы, обеспечивающие реализацию когнитивных психических функций, «эмоциональные функциональные системы», по-видимому, состоят из многих звеньев, каждое из которых «отвечает» за определенный аспект эмоции: знак, модальность (качество), осознанность, произвольность управления и др. Оказалось возможным соотнести определенные параметры эмоциональных явлений с определенными мозговыми структурами. Хотя это направление исследования эмоций находится еще на начальных этапах, можно уже сказать, что оно позволяет по-новому подойти к изучению проблемы «мозг и эмоции».
Далее, важнейший принцип нейропсихологичес-кого анализа, как известно, состоит в «синдромном» подходе к изучению нарушений психических явлений, в выделении фактора (или факторов), лежащих в основе нейропсихологического синдрома. В целом удалось в определенной мере реализовать и этот важнейший принцип по отношению к эмоциональным явлениям. Полученный экспериментальный материал позволил выделить различные эмоциональные синдромы, объединяющие разные эмоциональные нарушения (симптомы), а также — симптомы нарушения когнитивных процессов и самосознания.
Экспериментальный материал, полученный в настоящем исследовании, позволяет сделать ряд выводов о соотношении эмоциональных нарушений с определенными структурами мозга.
Первый из них относится к роли правого полушария в эмоциональном реагировании. Как свидетельствуют данные, полученные с помощью разных методов (тестами на оценку эмоционально выразительных лиц, тестами на выбор нужного названия эмоции из списка и др.), больные с поражением правого полушария (особенно правой лобной доли) обнаруживают наиболее грубые эмоциональные нарушения по сравнению с больными, имеющими любую другую локализацию поражения. Такие больные совершают максимальное количество ошибок при выполнении различных когнитивных операций с эмоциональными стимулами; чаще, чем другие больные, не могут вообще определить знак и модальность эмоций (даже ярко выраженных) и выбирают название «безразличие»; хуже, чем другие больные, узнают предъявленные им для запоминания эмоциональные эталоны и т.д. При анализе суммарных (поведенческих и экспериментальных) оценок степени выраженности эмоциональных нарушений в группе больных с наиболее грубо выраженными эмоциональными дефектами (3-я группа) оказалось подавляющее большинство правополушарных больных (22 из 32 по результатам дополнительного исследования).
Особое отношение правого полушария к «эмогди-ональности» или «общему эмоциональному фону», т.е. к какому-то общему комплексному эмоциональному статусу, неоднократно обсуждалось в литературе. Об этом свидетельствуют многочисленные клинические наблюдения (С.В.Бабенкова, 1971; Б.И.Белый, 1975, 1976, \987;J.Bomd, C.Joan, N.Marjorie, 1986 и мн. др.).
Существуют и физиологические объяснения особой роли правого полушария в эмоциональных процессах. Как известно, многие авторы подразделяют неспсцифические активационные механизмы мозга на две самостоятельные системы активации: ретикулярную илимбичсскую системы. Установлено, что левое полушарие преимущественно связано с ретикулярными активационными механизмами, а правое — слимбическими, имеющими важное значение в обеспечении эмоциональных процессов и состояний (В.Д.Небылицын. 1971 и др.).
Наконец, существуют и различные экспериментально-психологические доказательства преимущественного участия правого полушария в переработке эмоциональной информации. Так, поданным В.П.Морозова (1985, 1988), показатели «эмоционального слуха» (т.е. способности распознавать качество и степень выраженности базальных эмоций по голосу) выше, если сигналы подаются на левое ухо (т.е. преимущественно поступают в правое полушарие). Неправильные оценки эмоциональных стимулов с большей уверенностью (т.е. в более трубой форме) наблюдаются при подаче стимулов на правое ухо. Правое полушарие более успешно перерабатывает и зрительную эмоциональную информацию (мимические сигналы). Экспериментально доказана также ведущая роль правого полушария и в эмоциональной экспрессии — у правшей (J.Borod et al, 1986).
Все эти работы дали основание П.В.Симонову (1987) говорить об «эмоциональной асимметрии по-лушарий» за счет большей «эмоциональности» правого полушария мозга по сравнению с левым. Наше исследование подтверждает существование такой асимметрии.
Вторым важным выводом, вытекающим из различных экспериментальных данных (...) является положение о сушествовании двух основных относительно автономных эмоциональных систем — системы положительного и системы отрицательного эмоционального реагирования. Эти системы по-разному связаны с работой разных полушарий головного мозга. Обобщая экспериментальные данные, можно сказать, что у правшей левое полушарие преимущественно «отвечает» за положительные эмоции, а правое — за отрицательные.
Эксперименты показали, что не только знак, но и целую плеяду признаков эмоционально-личностной сферы следует соотносить с левым и правым полушариями мозга. К ним относится способность дифференцировать эмоции данного знака, но разной интенсивности, способность к совершению различных когнитивных операций с эмоциональными стимулами данного знака, эмоциональная устойчивость в ответ на эмоциональную «интерференцию» с помощью стимулов того же знака, способность к осознанию собственного эмоционального состояния на когнитивном и эмотивном уровнях и, по-видимому, ряд других.
Положительная и отрицательная эмоциональные системы достаточно автономны и в то же время тесно взаимодействуют друг с другом. Они находятся в определенных реципрокных отношениях: подавление одной системы приводит к «высвобождению» (облегчению, фасилитации) другой. Так, поражение правого полушария (не сопровождающееся явлениями грубой гипертензии), особенно правой лобной доли, угнетая отрицательную эмоциональную систему, приводит к патологическому усилению положительной системы,что имеет четко выраженные и клинические, и экспе-римснтальньи- проявления (во многих случаях — толь.
ко экспериментальные) Клинически — в случае грубого нарушения баланса положительной и отрицательной эмоциональных систем —- это проявляется в виде эйфории, беззаботности, некритичности, дурашливости и т п При угнетении положительной эмоциональной системы и «высвобождении» отрицательной возникает противоположная по знаку симптоматика (обычно менее грубо выраженная)
По видимому, эти две основные эмоциональные системы, помимо общих признаков, относящихся только к эмоциям разного знака, обладают и специфическими полушарными признаками, которые и делают правое полушарие ведущим и в переработке любой эмоциональной информации, и в эмоциональной экспрессии, по сравнению с левым полушарием Изучение этих признаков — дело будущего
Специфичность работы левого и правого полушарий, обуславливающая специфичность и эмоциональных систем, имеет и нейрохимическое обоснование Целым рядом авторов показано, что качество (модальность) и интенсивность эмоции определяются взаимоотношением норадрснергическои, дофамин-ергическои, ссротонинсргичсскои, холинергической систем и цепым рядом неиропептидов, включая эндогенные опиаты (/ Шепард, 1987, А В Вальдман и др , 1976 и др) В целом, в мозгу имеются две основные медиаторные системы — адрснсргическая и холинер-гическая И хотя в каждом полушарии существуют обе указанные нейрохимические системы, как показали исследования разных авторов, левое и правое полушария мозга характеризуются «нейрохимической асимметрией» левое полушарие в большей степени связано с адрснсргичсскои, а правое — с холинергической ме-диаторнои системой Эта нейрохимическая неоднородность полушарии проявляется различным действием катехоламинергических и серотонинергических препаратов у ботьных с поражением левого и правого полушарии мозга Катсхоламинсргичсскис препараты положительно действуют на протекание (и восстановление) высших психических функции при поражении левого полушария, а серотонинергические — при поражении правого полушария головного мозга (В М Поляков, 1986 и др )
Третий вывод, вытекающий из различного экспериментального материала, полученного в настоящем исследовании, относится к роли лобных долей в обеспечении эмоциональных явлении Исследование убедительно показало, что в пределах больших полушарии центральную роль в мозговой организации эмоции играют лобные доли мозга Поражение лобных долей мозга (особенно мсдио-базальных их отделов) даже при отсутствии каких-либо эмоциональных симптомов в клинической картине заболевания всегда сопровождается достаточно отчетливыми экспериментальными признаками эмоциональной патологии, что указывает на непосредственное отношение лобных долей мозга к мозговой организации эмоциональных явлений Экспериментальный материал свидетельствует, что поражение правой и левой лобных долей приводит к появлению двухрамичных эмоциональных синдромов Эти синдромы включают и собственно эмоциональные нарушения, выявляемые на поведенческом уровне, и изменения когнитивных процессов, связанные с анализом эмоциональных стимулов («эмоциональных» слов, фотографии эмоционально выразительных лиц, сюжетных изображении), страдает при этом и самооценка эмоций как часть самосознания (различнымобразом при поражении левой и правой лобных до-л^-и) Важная роль лобных долен в mojtoboh органика
ции эмоции объясняется их корково-подкорковыми связями с различными отделами нсспсцифическои системы (лобно-ретикулярные, лобно-лимбические) и с гипоталамическими образованиями — важнейшими нейрохимическими механизмами эмоциональных процессов
Четвертый вывод, который можно сделать на основании экспериментальных данных, — это участие (на других ролях) в обеспечении эмоциональных процессов помимо лобных долей и других полушар ных структур мозга задних отделов больших пол\-шарии и диэнцефальных образовании Характер и степень этого участия — иные, чем у передних отделов мозга Однако поражение задних отделов мозга (теменных, теменно-височных, тсмснно-затылочных и др ) также, хотя и в меньшей степени, влияет на протекание эмоциональных процессов (полевополу-шарному или правополушарному типу) Наблюдается левополушарныи или правополушарныи тип ошибочных ответов в некоторых (но не во всех, как при поражении лобных долей мозга) когнитивных one рациях, однако при относительно сохранной самооценке эмоционального состояния
Более отчетливые эмоциональные нарушения возникают при поражении базально-диэнцефалъных отделов мозга По своему характеру эти нарушения сходны с правосторонними эмоциональными нарушениями Однако, если при поражении лобных долей мозга (и правой, и левой) страдают вес три уровня эмоционально-личностной сферы — уровень эмоциональных реакции, эмоционального состояния и эмоционально-личностных качеств, — то при поражении задних отделов больших полушарии (и на начальных стадиях заболевания — при базально-диэнцефальных очагах) уровень эмоционально-личностных качеств, как правило, остается сохранным Таким образом, эмоциональные синдромы при по ражении задних отделов больших полушарии и ди-энцефально-базальных структур мозга имеют иные характеристики, чем при поражении передних от делов мозга Однако специфика этих синдромов нуждается в дальнейшем тщательном исследовании
Наконец, полученные экспериментальные материалы указывают, что качество (модальность) эмоций, нарушенных при том или ином локальном поражении мозга, также должно стать важнейшей характеристикой эмоциональных синдромов Как показали исследования, у больных могут нарушаться не все отрицательные эмоции, а избирательно только эмоция горя, страха или гнева Это не может не влиять на весь эмоциональный синдром в целом Однако для суждения о точной качественной специфике тех или иных эмоциональных синдромов данных, которыми мы пока располагаем, еще недостаточно Для решения этой задачи потребуется специальное исследование и конечно специальный арсенал методических приемов
Третий аспект анализа результатов проведенного исследования — методический Как известно, изучение эмоционально-личностной сферы сопряжено с различными трудностями и среди них одна из наиболее актуальных — недостаточная информативность и точность используемых приемов В нашем исследовании эти трудности возрастали еще и потому, что тре бовалось исследовать эмоции у тяжело больных людей с различными локальными поражениями мозга Далеко не все известные в общей психологии методы исследования эмоционально-личностной сферы пригодны
для использования в условиях клиники, Поэтому разработка методических приемов, направленных на оценку различных параметров эмоциональных явлений и пригодных для использования в клинических условиях, была специальной и важнейшей задачей.
Общим принципом построения методик, использованных в настоящем исследовании, был принцип не прямого, а косвенного -— через познавательные процессы — исследования эмоциональных явлений разных уровней. На этом принципе построены и основные, и дополнительные методики. Для оценки эмоционально-личностной сферы использовались различные познавательные процессы: мнестические (запоминание «эмоциональных» и «нейтральных» слов в разных условиях, запоминание и узнавание эмоциональных эталонов — эмоционально выразительных лиц), перцептивные (восприятие и анализ зрительных эмоциональных стимулов — фотографий лиц, сюжетных изображений), интеллектуальные (словесные ассоциации, различные логические операции с эмоциональными стимулами — сравнения, классификации, обобщения). Разработанный комплекс методик, направленный на разработку различных параметров эмоциональных явлений, во всех случаях был сначала апробирозан на норме и только затем использовался на больных с локальными поражениями мозга Разработка и апробация «эмоциональных» методик — результат коллективного творчества лиц, принимавших участие в этом исследовании: С.В.Квасовца, Н.Я.Ба-товой, Д.В.Ольшанского, Э.И.Шафиеаой, О.А Государевой, Е.В.Трубановой. Далеко не все методики прошли полноценную апробацию на всех континтентах больных (в этом различие основного и дополнительного исследования), однако многие из них показали свою высокую информативность и адекватность поставленной задаче, в связи с чем могут быть рекомендованы для проведения исследований эмоционально-личностной сферы в условиях клиники.
В целом, подводя итоги проведенному исследованию, можно сказать, что нейропсихологический подход к изучению особенностей эмоционально-личностной сферы в норме и у больных с локальными поражениями мозга открывает новые возможности в решении как общих теоретических вопросов, связанных с психологией эмоций, так и в решении собственно нейропсихологических задач, направленных на изучение эмоциональных нарушений при локальных поражениях мозга, входящих в более широкую проблему «мозг и эмоции».
Е.Д.ХОМСКАЯ, И.В.ЕФИМОВА, Е.В.БУДЫКА, Е.В.ЕНИКОЛОПОВЛ МЕЖПОЛУШАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОЗГА И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА1
Изучение эмоции (или различных проявлений эмоционально-личностной сферы) в контексте проблемы межполушарной асимметрии мозга проводится уже давно Накоплен большой фактический материал о неравнозначности левого и правого полушарии мозга в обеспечении эмоциональных явлении Экспериментальные данные получены и на здоровых испытуемых (с доминированием левого или правого полушарии), и на клиническом материале ( )
Современная нейропсихология рассматривает эмоциональные явления как сложные системные образования, на которые распространяются все положения о мозговой организации высших психических функции, разработанные АРЛурия и его школой (1962, 1963, 1973 и др ) Эмоции как системные образования — комптексны, многомерны, обладают многими параметрами и характеристиками (знак, модальность, интенсивность, длительность, степень осознанности, произвольности и др ) Каждое эмоциональное явление может быть охарактеризовано определенным набором параметров Эмоционально-личностная сфера, состоящая из положительной и отрицательной эмоциональных систем (каждая из которых включает несколько базальных эмоции), имеет уровневое строение, эмоциональные явления обеспечиваются особыми функциональными системами, специфичными для разных эмоции и эмоциональных состояний Нарушения эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга протекают по типу «эмоциональных синдромов», включающих нарушения как собственно эмоции, так и других психических функции в соответствии с нарушенным «эмоциональным фактором» Характер «эмоционального синдрома» зависит от прсморбида (возраста, пола, типа межполушарной организации и др ) Вследствие этого нарушение эмоционально-личностной сферы имеет четкое топическое значение (ЕДХамская, 1987, 1996, б, ЕДХомская, Н Я Батова, 1992 и др )
В настоящем исследовании сделана попытка проанализировать особенности эмоционально-личностной сферы с позиции нейропсихологии индивидуальных различии, т е сопоставить особенности протекания различных эмоциональных явлении с типами ПЛО [профилей латеральной организации]
В замысел работы входило изучение связи типов ПЛО с тремя основными уровнями эмоционально-личностнои сферы уровнем эмоциональных реакции уровнем эмоциональных состоянии и уровнем эмоционально-личностных качеств Признавая достаточно большую условность выделения этих уровней, и\ тесную связь друг с другом, мы тем не менее сочти возможным рассматривать их отдельно, посколь-
1 Хамская Е Д Ефимова И В Будыкз ЕВ, Ениколо-пова ЕВ Нейропсихология индивидуальных различий М Роспедагенство 1997 С 153—186
Типы ПЛО и эмоциональные реакции (опознание базальных эмоций)
Одним из первичных уровней эмоционально-личностной сферы является уровень эмоциональных реакций (или эмоциональной реактивности), возникающих в ответ на эмоциональные стимулы (например, выражение лица)
Многие исследователи (С R Darwm, 1877, FEkman et al, 1975, К Изард, 1980 и др ) выделяют несколько базальных (фундаментальных) эмоции, которые являются врожденным межкультурным феноменом К их числу относятся радость, горе, гнев, страх, удивление, отвращение и др Общее количество этих эмоций невелико (различно по данным разных авторов) и по-видимому, не превышает десяти Каждая из этих эмоций характеризуется определенным набором моторных (мимика, пантомимика), физиологических (вегетативных, ЭЭГ и др ) и субъективных показателей Базальные эмоции имеют одинаковое выражение в разных культурах и, по-видимому, обеспечиваются врож денными механизмами (К Изард, 1980 и др ) Эти эмоции являются важнейшим средством невербальной коммуникации
Одним из аспектов изучения базальных эмоции является изучение особенностей восприятия различных выражений лиц и возможности их диффсренци-ровки Известно, что распознавание эмоциональных состоянии по выражению лица имеет и диагностическое значение
Существует предположение, что левопочушарные структуры (кора и подкорковые образования) связаны с «гиперстеническими» эмоциями {эйфория, мания, гнев, тревога), а правополушарные — с «астеническими» эмоциями (печаль, тоска, апатия, страх) (А П Чуприков, 1975, а) Широко известно положение о том, что левое полушарие преимущественно определяет прием и переработку положительной эмоциональной информации, а правое —- отрицательной Однако все эти представления складывались преимущественно на основании материалов изучения эмоциональной сферы у правшей (по доминирующей руке), причем эмоции исследовались преимущественно психодиагностическими тестами или на феноменологическом уровне (особенно в клинике)
Исследования особенностей восприятия базальных эмоции у лиц — представителей различных типов ПЛО не проводились
В настоящей работе восприятие лицевой эмоцио нальнои экспрессии оценивалось с помощью времени реакции Данный индикатор широко применяется в различных исследованиях Так, с помощью этого показателя было обнаружено, что ассоциативные ответы на «эмоциональные» слова имеют большие величины латентного времени, чем на нейтральные (ЕДХомская, НЯ Батова, 1984), что среднее время опознания «эмоциональных» стимучов (эмоционально-выразительных лиц) превосходит среднее время опознания «неэмоциональных» (изображении предметов и животных) (ЭИШафиева, 1990, Э И Шафиева, ЕДХомская, 1989) У больных с локальными поражениями мозга и выраженными эмоциональными расстройствами восприятие эмоциональных стимулов резко замедлено (ЭЙ Шафиева, 1990)
В работе А Ж Моносовои и Н В Чаянова (1992) установлено, что время реакции на эмоциональный стимул (эмоции радости и горя) может использоваться для оценки нарушения эмоциональной сферы и при пограничных состояниях.
В настоящем исследовании была предпринята попытка определить различия в определении 4-х базаль-ных эмоций (радости, горя, страха, гнева) у здоровых испытуемых: а) для получения нормативных данных и б) сопоставления скорости восприятия базальных эмоций с различными типами ПЛО.
методика и испытуемые
Использовались дне группы методов. Первая была направлена на оценку особенностей межполушарной организации мозга и включала опросник Аннетт, тесты Лурия, пробу Розенбаха. Вторая представляла собой оригинальную компьютерную методику, разработанную А.Ж. Моносовой, Н.В.Чаяновым (1992). Процедура опытов состояла в предъявлении на экране монитора (в центре поля зрения) в случайном порядке зашумлснных фотографий лица, выражающего эмоции: «радость», «горе», «страх» и «гнев*. Использовалось 8 градаций интенсивности выраженности эмоций. Каждая фотография предъявлялась по 20 раз. Эталоны сочетались попарно (двухальтернативный выбор), а именно: «радость—горе* (первая серия); «страх—гнев» (вторая серия). Испытуемый должен был как можно быстрее нажимать на клавиши «мыши» при опознании эталонов. Регистрировалось время реакции. Определялось количество правильных ответов и процент ошибок. В промежутках между предъявлениями эталонов на экране монитора появлялось дежурное изображение («текстурированный фон»). В качестве контрольных задач использовалась простая сенсомоторная реакция на те же фотографии (без выбора) и задачи двухальтернативного пространственного выбора на простые зрительные стимулы (круги)1.
В эксперименте участвовали 18 здоровых испытуемых (20—60 лет), мужчин и женщин.
Значимость выявленных различий оценивалась при помощи t-критерия Стьюдснта (И.Н.Бронштейн, КЛ.Се-мендяев, 1980).
результаты
Все испытуемые — по результатам оценки межполушарной организации — были разделены на три группы: «правши» (условное название для правшей и праворуких — 8 чел.), «левши» (условное название для леворуких и амбидскстров с левосторонними сенсорными признаками) — 6 чел. и «амбидекетры» (без предпочтения руки и одним или двумя правосторонними сенсорными признаками) — 4 человека.
Опыты показали, что по параметру «время простой сенсомоторнои реакции» «правши» достоверно не отличаются от «левшей» (М = 0,314 с, SD = 0,089 с и М = 0,338 с, SD = 0,145 с; здесь и далее: М — среднее значение, SD — стандартное отклонение). Однако «правши» и «амбидекетры» (М = 0,451 с, SD = 0.157 с), а также «левши» и «амбидекетры» различаются с вероятностью 0,99.
По параметру «время реакции на левый круг» (в задаче двухальтернативного выбора) между группами «правши» (М = 0,386 с, SD = 0,081 с) и «левши» (М = 0,398 с, SD = 0,720с) достоверных различий нет; группы «правши» и «амбидекетры» (М = 0,645 с, SD = 0,182 с), а также «левши» и «амбидекетры» различаются с вероятностью 0,99.
По параметру «время реакции на правый круг» (в задаче двухальтернативного выбора) между группами
1 Экспериментальное исследование выполнено М.В.Тюбекиной.
«правши» (М = 0,375 с, SD = 0,067 с) и «левши» (М = 0,410 с, SD = 0,085 с) различия выявляются с вероятностью 0,95; группы «правши» и «амбидекстры» (М = 0,541 с, SD = 0,117 с), а также «левши» и «амбидекстры» различаются с вероятностью 0,99. (...)
На рисунках 1—4 представлены усредненные данные времени реакции по всем базальным эмоциям у «правшей», «левшей» и «амбидекстров».
Как видно из этих рисунков, существуют определенные различия в восприятии базальных эмоций у представителей разных типов ПЛО. Прежде всего, имеют место различия во времени реакции между «правшами» (от 881 мс до 588 л/с), «левшами» (от 866 л;сдо 570 мс) и «амбидскстрами» (от 1,324 мс до 817 мс) — для всех шкал и для каждой из них. Достоверно больше величины времени реакции на стимулы всех модальностей у «амбидекстров». На стимулы шкалы «радость» время реакций у «правшей» меньше, чем у «левшей» (хотя разница не достигает уровня значимости). Незначительно выше время реакции «левшей» и на стимулы шкалы «горе». Достоверно меньше у «левшей» время реакции на стимулы «страх». Между значениями времени реакции «правшей» и «левшей» по шкале «гнев» значимых различий нет, но для «левшей» характерна большая сглаженность значений, у «правшей» зависимость времени реакции от интенсивности стимула выражена более отчетливо.
На рисунках 5, 6, 7 представлены усредненные данные по каждому типу ПЛО и по всем четырем базальным эмоциям.
В группе «правшей» (рис. 5) наименьшее время реакции было на стимулы шкалы «гнев», наибольшее — на стимулы шкалы «страх».
В группе «левшей» (рис. 6) — наибольшее время реакции наблюдается на стимулы шкал «радость» и «горе», причем, в отличие от других испытуемых, на более интенсивные стимулы по шкале «радость» «левши» давали более замедленные, а не быстрые реакции, чем другие испытуемые.
В группе «амбидекстров» самые большие значения времени реакций были на стимулы «радость» (рис. 7).
Полученные результаты (М.В.Тюбекина, 1996) показывают, что у здоровых испытуемых время реакции на эмоциональные зрительные стимулы (в задаче двух-альтернативного выбора) значимо больше, чем время реакции на лицо из того же набора (вне ситуации выбора) и на неэмоциональные стимулы (круги — с разным пространственным расположением — в ситуации двухальтернативного выбора). Эти данные согласуются с результатами исследований Е.Д.Хомской, Н.Я.Ба-товой (1984) и Э.И.Шафиевой, Е.Д.Хомской (1989), показавших, что эмоциональные стимулы (слова, эмоционально выразительные лица) опознаются медленнее, чем нейтральные (слова, изображения предметов, животных). Исследование показало далее, что при увеличении степени выраженности эмоции происходит уменьшение времени ее опознания, т.е., что на процесс опознания базальных эмоций распространяются те же закономерности, что и на опознание других сенсорных стимулов.