Ваш уровень алекситимии
Утверждения | Совер-согласен | Скорее не согласен | Ннто, нн другое | Скорее согласен | Совершенно согласен |
1. Когда я плачу, всегда знаю, почему. | |||||
2. Мечты-это потеря времени. | |||||
3 Я хотел бы быть не таким застенчивым. | |||||
4. Я часто затрудняюсь определить, какие чувства испытываю. | |||||
5. Я часто мечтаю о будущем. | |||||
6. Мне кажется, я так же способен легко заводить друзей, как п другие. | |||||
7. Знать, как решать проблемы, более важно, чем понимать причины этих решений. | . | ||||
8. Мне трудно находить правильные слова для моих чувств. |
9. Мне нравится ставить людей в известность о своей позиции по тем или иным вопросам. | |||||
10. У меня бывают физические ощущения, которые непонятны даже докторам. | |||||
11. Мне недостаточно знать, что привело к такому результату, мне необходимо знать, почему и как это происходит. | |||||
12. Я способен с легкостью описать свои чувства. | |||||
13. Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто их описывать. | |||||
14. Когда я расстроен, не знаю, печален ли я, испуган или зол. | |||||
15. Я часто даю волю воображению. | |||||
16. Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ничем другим. | |||||
17. Меня часто озадачивают ощущения, появляющиеся в моем теле. | |||||
18. Я редко мечтаю. | |||||
19. Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем понимать, почему произошло именно так. | |||||
20. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение. | |||||
21. Очень важно уметь разбираться в эмоциях. | |||||
22. Мне трудно описывать свои чувства по отношению к людям. | |||||
23. Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства. | |||||
24. Следует искать более глубокие объяснения происходящему. | |||||
25. Я не знаю, что происходит у меня внутри. | |||||
26. Я часто не знаю, почему я сержусь. |
Обработка данных. Подсчет баллов осуществляется таким образом: 1) ответ "совершенно не согласен" – оценивается в 1 балл, "скорее согласен" – 2, "ни то, ни другое" – 3, "скорее согласен" – 4, "совершенно
согласен" – 5. Эта система баллов действительна для пунктов шкалы 2, 3, 4, 7,8,10,14,16,17,18,19,20,22,23,25,26;
2) отрицательный код имеют пункты шкалы: 1, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 21, 24. Для получения итоговой оценки в баллах, следует проставить противоположную оценку по этим пунктам (то есть оценка 1 получает 5 баллов; 2-4; 3-3; 4-2; 5-1);
3) сумма баллов по всем пунктам и есть итоговый показатель "алекситимичности".
Теоретическое распределение результатов возможно от 26 до 130 баллов. По данным авторов методики, "алекситимический" тип личности получает 74 балла и выше. "Неаликситимический" тип личности набирает 62 балла и ниже. Ученые психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, адаптировавшие методику, выявили средние значения показателя алекситимии у нескольких групп: контрольная группа здоровых людей -59,3±1,3; группа больных с психосоматическими расстройствами -72,09±0,82; группа больных неврозами – 70,1 ± 1,3 (Алекситимия и методы ее определения при пограничных и психосоматических расстройствах. Методическое пособие. СПб. 1994).
СИНДРОМ "ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»
Понятие "эмоциональное выгорание" появилось в психологии сравнительно недавно, лет 20 тому назад. В последнее время оно широко используется в научных текстах и лексиконе психиатров, медицинских и социальных психологов, звучит с экранов телевизоров и мелькает на страницах популярных изданий. Дело в том, что представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения. Прежде всего это касается врачей, педагогов, воспитателей, работников торговли и сферы обслуживания. Если к этому отряду представителей массовых профессий прибавить руководителей, менеджеров и командиров, работников милиции, прокуратуры и судов, обслуживающий персонал железной дороги и аэрофлота, всякого рода инструкторов, экскурсоводов и переводчиков, интервьюеров, библиотекарей и артистов, то получится, что каждый второй подвержен опасности эмоционального выгорания.
В свете сказанного понятно, почему, например, в США вдруг поднялся переполох в связи с очередной национальной социально-психологической напастью. С присущей им экспрессией американцы обсуждают проблему "выгорания" в научной литературе и публицистике. Американцам кажется будто большинство нации эмоционально очерствело, формально реагирует на разные социальные явления и события в личной жизни. Наблюдая отдельных американцев со стороны, этого о них не скажешь, хотя внутри страны, возможно, многое видится иначе.
Прямо скажем, термин "эмоциональное выгорание" не строго научный. Быть может, поэтому само явление освещается несколько
упрощенно и популистски как в зарубежной, так и в отечественной литературе. На самом же деле за ним стоят очень серьезные психологические, и психофизиологические реалии, имеющие свои причины, формы проявления и коммуникативные следствия.
Прежде всего отметим, что эмоциональное выгорание (будем пользоваться этим понятием, коль оно есть) приобретается в жизнедеятельности человека. Этим "выгорание" отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая, напомним читателю, определяется органическими причинами – свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями.
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. "Выгорание" отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.