Переговоры – процесс взаимодействия двух или более сторон, в условиях их взаимозависимости, для достижения интересов каждой.
ГЛОССАРИЙ
Алгоритм подготовки – последовательная реализация ряда взаимосвязанных элементов (мероприятий)подготовительного процесса.
Аргументы – доводы, факты, цитаты, цифры, с помощью которых делается попытка защитить свой тезис, или опровергнуть чужой.
Артистизм – сопровождение информации невербальными средствами с целью усиления смысла и содержания сообщения.
Аттракция – возникновение привлекательности одного человека для другого.
Аудиальный тип – человек, получающий информацию в основном через речь и иные звуки, то есть на слух.
Барьеры общения – психологические причины, мешающие конструктивному взаимодействию партнеров при личном контакте.
Бренд–широко известная торговая марка или товарный знак, отражающие индивидуальность компании и ее товаров.
Брендинг– целенаправленная работа по пропаганде и продвижению товарного знака или товарной марки (бренда).
Вербальное общение– передача-получение информации посредством человеческой речи.
Виртуальный мир – информационная сфера, созданная СМИ и Интернетом.
Деловая беседа– речевое общение между людьми с целью решения профессиональных вопросов или установления деловых отношений.
Деловое общение– профессиональное взаимодействие, при котором происходит обмен информацией и осуществляется совместная деятельность.
Деловое совещание– личная встреча группы сотрудников с целью обмена информацией.
Демократический стиль–руководство, основанное на том, что подчиненные участвуют в принятии решений и разделяют ответственность.
Демонстрация – показ связи аргумента с тезисом, его доказательность.
Дивизиональная структура – деление компании на самодостаточные подразделения (дивизионы) по видам выпускаемой продукции.
Имидж–образ человека или явления в глазах окружающих.
Имиджмейкер– специалист по созданию имиджа.
Имиджмейкинг – деятельность по формированию имиджа (созданию образа).
Инновация–новый элемент в известном явлении.
Интервенция стресс-менеджмента – активное управленческое воздействие на возникновение, развитие и преодоление стрессовых ситуаций.
Интерактивноеобщение– обмен действиями, организация межличностного взаимодействия.
Инцидент – стечение обстоятельств, являющихся поводом (пусковым механизмом) для конфликта.
Искажение – изменение части информации с целью представить общую картину в ином виде.
Кинесика – движения: жесты, взгляды, мимика, пантомима (позы).
Кинестетический тип – человек, воспринимающий и оценивающий мир прежде всего с помощью ощущений и чувств.
Ключевая персона – человек с повышенным влиянием.
Коммуникабельность– умение общаться с людьми.
Коммуникации – обмен информацией.
Компромисс– урегулирование противоречий через взаимные уступки.
Коммуникативноеобщение – взаимный обмен информацией между участниками контакта.
Компромат– порочащие сведения.
Конкуренты− компании, предлагающие аналогичную продукции и услуги.
Консалтинг − профессиональная торговля информацией, знаниями.
Консенсус−нахождение взаимоприемлемого решения конфликта на основании встречных шагов противоборствующих сторон.
Конструирование информации – придумывание несуществующих сведений, сочинение небылиц, заведомая ложь, клевета.
Конфликт – острое противоречие между людьми в связи с расхождением интересов или позиций.
Конфликт-менеджмент– управление конфликтными ситуациями.
Конфликтогены – причины конфликта: слова, действия, бездействия и др.
Конфликтология– психологическая и социальная наука, занимающаяся изучением проблем конфликтов и способов их разрешения.
Корпоративная культура −совокупность базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений и норм, которые господствуют в организации и сплачивают коллектив.
Культура речи – правильность употребления слов в их звучании и смысловом выражении.
Латеральный – боковой, побочный, второстепенный, посторонний.
Лидерство– отношения доминирования и подчинения.
Лоббирование – деятельность по оказанию воздействия на должностных лиц с целью принятия ими решения в интересах заказчика.
Манеры – внешний рисунок поведения человека.
Манипулирование– специальные воздействия на индивидуальную психику и социум, используя некорректные приемы, с целью изменения мнения.
Медиа-связи – искусство взаимодействия со средствами массовой информации.
Менталитет – совокупность норм и стереотипов сознания и поведения, присущих определенной социально-демографической группе.
Мета-программирование – внушение на основе стратегий мышления (стереотипов), которые выступают как внутренние цензоры людей.
Метафоризация– обещание собеседнику всяческих благ в случае занятия им требуемой позиции.
Методы НЛП – способы воздействия на позицию и мотивы личности.
Модель переговоров – составные элементы, последовательность действий, позиции и движущие силы обсуждения.
Моральный кодекс–официальное изложение этических и социальных ценностей организации.
Моральный кодекс переговоров – система норм и ценностей, принятых для процесса обсуждения.
Мотивация– внутреннее стремление работника к качественному труду.
Национальные стереотипы поведения – устойчивые поведенческие привычки и нормы, присущие представителям данной нации.
Национальный менталитет – наиболее общие черты в мышлении, поведении и общении, присущие представителям данной нации.
Надежность– умение безусловно выполнять взятые на себя обязательства.
Наложение субмодальностей – введение в свою речь чужих речевых информационных характеристик, которые создают благоприятный фон общения.
Невербальное общение – внешний вид и выразительные движения человека: жесты, взгляды, мимика, позы, походка, поведение.
Невербальные сигналы – движения частей тела человека и отдельных мышц, которые несут определенную информацию.
Нейролингвистическое программирование – формирование определенных убеждений посредством речевой коммуникации с использованием законов мыследеятельности человека.
Общение – социальный контакт с целью обмена информацией и взаимного влияния людей друг на друга.
Общественное мнение – преобладающие в обществе представления и оценки по поводу определенного явления.
Отзеркаливание– предъявление зрительных, речевых и паралингвистических характеристик, свойственных партнеру по общению.
Паралингвистика – вокализация речи: качество голоса, его диапазон, тотальность, тембр, смысловые акценты, фазовые и логические ударения.
Переговоры – процесс взаимодействия двух или более сторон, в условиях их взаимозависимости, для достижения интересов каждой.
Переговорный этикет – свод приемов и действий, обеспечивающих культуру взаимодействия в ходе обсуждения.
Персональный менеджмент – управление персоналом.
Перцептивноеобщение– восприятие, познание, понимание и воздействие людьми друг на друга.
Позиции на переговорах – предварительная установка сторон в соответствии с исходной ситуацией.
Полемика – столкновение разных мнений с целью доказательства правоты одного из них.
Постконфликт– сложившаяся по завершению конфликта ситуация и поведение в ней участников.
Правила полемики – способы изменить мнение человека, склонить его на свою сторону.
Предвидение – широкое и обоснованное суждение о возможных событиях в будущем.
Предконфликт– стечение обстоятельств, способствующих накоплению противоречий и претензий.
Пресс-секретарь – специалист (представитель) по связям со СМИ.
Приемы полемики – конкретные способы, применяемые для успешной дискуссии.
Принципиальная позиция – экономические или иные интересы и выгоды у данной стороны оказываются второстепенными.
Принципы переговоров – основные закономерности и правила, которыми руководствуются стороны.
Программирование – убеждение человека в том, что ему необходима определенная направленность и алгоритм поведения.
Прогнозирование – процесс исследования перспектив развития какого-либо явления.
Проксемика – расположение участников общения в пространстве и времени.
Психологический климат – характер и атмосфера взаимоотношений в коллективе.
Психофизиологический анализ – наблюдение за поведением партнера, его невербальными движениями и модуляцией голоса.
Разрешение конфликта– доведение противоречий до конструктивного завершения.
Реактивное управление – ответная реакция руководителей на текущие события и явления.
Релаксация – отвлечение от причины эмоционального напряжения, переключение.
Репрезентативный тип – различия людей по источникам восприятия и способам получения информации из окружающего мира.
Репутация – оценка человека или явления в общественном мнении.
Ресурсы – потенциальные силы и средства, которые могут быть вовлечены в информационный производственный или иной процесс.
Рефлексия– самоанализ человеком своего внутреннего состояния и его причин.
Руководство – воздействие на людей для достижения определенной цели.
Самокоррекция – самостоятельное регулирование человеком своего отношения к объекту, вызывающему эмоции.
Самомаркетинг – предложение себя работодателям, с изложением своих профессиональных и личных достоинств.
Самоуправление -регулирование своих желаний и поведения.
Самоменеджмент– управление своими мыслями и поступками.
Самообучение– процесс постоянного самостоятельного освоения новых знаний.
Саморазвитие– целенаправленная работа над собой по совершенствованию профессиональных и личностных качеств.
Связи с общественностью– специальная работа по достижению взаимопонимания с людьми на основе распространения правдивой информации.
Селекция – избирательный подход к подбору информации.
Сервисный стиль управления – направление усилий руководителя на создание условий для решения задач организации, труда и отдыха сотрудников.
«Серый» PR – влияние на общественное мнение с использованием негативной информации и некорректных приемов.
Сильная позиция – относительно низкая заинтересованность в переговорах.
Синдром «неудачника»– отрицательная самооценка человеком своего положения в окружающей действительности.
Слабая позиция – высокая заинтересованность в переговорах, отсутствие альтернатив.
Содержание общения – смысл информации, которая передается в межличностных контактах.
Социальная ответственность –обязанность организации и ее руководителей осуществлять деятельность, которая увеличивает благосостояние общества, доходы предприятия и его персонала.
Социальные процессы – динамический комплекс отношений и позиций, который развивается в ходе взаимодействия сотрудников в организации.
Спичрайтер – составитель публичных речей для руководителя.
Способности– свойства человека, от которых зависит успешность овладения определенными видами деятельности.
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки передаваемой-принимаемой информации.
Стиль переговоров – характер отношения к партнеру и его идеям, способ обсуждения.
Стиль управления – способ общения и взаимодействия руководителя с подчиненными.
Стрессоустойчивость – способность человека противостоять стрессорам.
Стереотипы поведения и мышления– устойчивые поведенческие и мыслительные действия и реакции людей в стандартных ситуациях.
Стимулирование– совокупность действий руководителя, которые побуждают персонал к качественному и интенсивному труду.
Стресс – напряжённое физическое и психологическое состояние организма и личности в связи с возникновением серьезных трудностей.
Стресс-менеджмент – целенаправленное влияние на возникновение, развитие и разрешение стрессовых ситуаций.
Структура управления – схема управленческой иерархии предприятия.
Суггестия – внушение.
Суггестивные психотехнологии – способы внушения через эмоциональное воздействие на психику.
Тезис – основная идея или противоречие, которое является предметом обсуждения или полемики.
Темперамент – динамическая характеристика психических процессов и поведения человека.
Технология – способ преобразования исходного материала в продукцию.
Транзакционный стиль управления – вовлечение персонала в большие последовательные акции, убедив его в их важности как для организации, так и для сотрудников.
Третейский суд – разрешение конфликта с помощью постороннего (третьего) лица.
Трудности на переговорах– обстоятельства и факторы, мешающие успешному достижению договоренностей.
Уловки в полемике – некорректные и нечестные приемы, направленные на достижение своей цели любой ценой.
Управление – совокупность скоординированных мер, направленных на достижение определенной цели.
Управление имиджем – регулирование производимого носителем имиджа впечатления на окружающих людей.
Управление эмоциями – изменение эмоционального состояния личности специальными усилиями (приемами).
Управленческое решение – выбор из нескольких вариантов.
Устойчивое развитие–удовлетворение нынешних потребностей без нанесения ущерба будущим поколениям.
Фальсификация – подтасовка фактов с тем, чтобы представить явление в искаженном виде.
Философия "общей судьбы"– осознание единства интересов персонала компании, ее акционеров (хозяев) и потребителей.
Формализация управления – установление взаимоотношения полномочий и ответственности между сотрудниками в письменной форме.
Формирование имиджа – специальные усилия с целью представить образ человека или организации в глазах окружающих с наилучшей стороны.
Функция управления – составная часть труда руководителя.
Характер– совокупность устойчивых свойств человека, которые определяют его эмоции и поведение.
Харизма– природная способность к лидерству.
Харизматический стиль управления – руководство, основанное на безоглядной вере ведомых в лидера и его правоту.
Хитрости на переговорах – специальные приемы, позволяющие добиться желаемого результата.
Целевое управление – активное влияние руководителей на все элементы организации для успешной реализации ее цели.
Целеустремленность – умение сосредоточиться на главном, довести начатое дело до конца.
Цель общения заключается в удовлетворении определенных потребностей посредством конкретного вида активности.
Церемония– яркое традиционное массовое мероприятие.
«Черный» PR – обман общественного мнения с помощью ложной информации и аморальных приемов.
Экстралингвистика – темп речи и включение в нее таких элементов, как пауза, покашливание, смех, всхлипывания.
Элементы жизнедеятельности команд – составные части труда и общения, которые определяют жизнь команды как социального организма.
Эмоции – отражение человеком окружающей действительности в форме непосредственного переживания.
Эмоционализация – сопровождение передаваемой информации неадекватно высокими эмоциями.
Эмоциональная устойчивость– способность воспринимать динамичную эмоциональную нагрузку без заметного изменения качества деятельности.
Эмоциональное расхождение– значительная разница в чувственных восприятиях и оценках(анти-эмпатия).
Эмпатия – постижение внутреннего эмоционального состояния и сопереживание одного человека другому.
Эскалация конфликта – ответ на конфликтоген еще более сильным конфликтогеном.
Этика– учение о нравственности и нормах отношений людей друг к другу.
Этика бизнеса – деловая честность, открытость, надёжность и эффективность, при соблюдении законов, правил и традиций.
Этика PR – работа с общественностью на основе принятых моральных норм.
Этические структуры–должности или подразделения, созданные в компании для реализации этической политики и управления ею.
Этический выбор–принятие решения при определяющем влиянии моральных норм.
Этические нормы – система ценностей и правил этики.
«Якорение опыта» – фиксация моментов, во время которых собеседник находится на вершине своих эмоциональных переживаний.
PR-брендинг – создание узнаваемой торговой марки.
PR-кампания– целевая программа по созданию нового образа объекта либо презентации новых элементов.
PR-менеджмент – управление влиянием на общественное мнение.
PR-технологии – специальные способы влияния на общественность.
Public relation (PR)– (паблик рилейшнз, англ.) публичное отношение.
ОГЛАВЛЕНИЕ ТОМА 1
ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЕКТА
И СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ»
Предисловие................................................................................... 6
Глава 1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 8
1.1. Психология управления как учебная дисциплина....... 9
1.2. Базовые понятия психологии управления.................. 16
1.3. Эволюция содержания теории управления................ 23
Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ..... 33
2.1. Концепции (подходы) к управлению.......................... 34
2.2. Психология планирования и прогнозирования.......... 39
2.3. Психология организации и координации................... 48
2.4. Психология стимулирования и мотивации................ 55
2.5. Психология контроля и контроллинга....................... 63
2.6. Психология управленческих коммуникаций............. 71
2.7. Психология управленческих решений....................... 79
2.8. Психология методов управления............................... 83
Глава 3. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ................. 91
3.1. Понятие личности и ее структура.............................. 92
3.2. Психологические школы изучения личности............ 97
3.3. Потребности и мотивы личности............................. 107
3.4. Волевая сфера личности........................................... 116
3.5. Способности личности.............................................. 122
3.6. Характер и темперамент........................................... 131
3.7. Познавательные процессы личности........................ 140
3.8. Социализация и развитие личности.......................... 159
3.9. Личность как субъект деятельности......................... 170
3.10. Эмоциональный мир личности............................... 180
3.11. Управление эмоциями............................................. 187
3.12. Школа самокоррекции............................................. 194
Глава 4. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ............. 203
4.1. Психологический портрет руководителя................. 204
4.2. Требования к современному руководителю............. 215
4.3. Психология руководства и лидерства...................... 224
4.4. Психология этики и социальной ответственности
руководителя.............................................................. 229
4.5. Самомаркетинг руководителя................................... 238
4.6. Саморазвитие руководителя..................................... 244
Глава 5. ПСИХОЛОГИЯ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА................ 253
5.1. Социально-психологическая сущность стил
руководства................................................................ 254
5.2. Психология классических стилей руководства....... 258
5.3. Психология современных стилей руководства........ 263
5.4. Психология специальных стилей руководства........ 267
Глава 6. ПСИХОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 273
6.1. Факторы влияния на принятие решений................... 274
6.2. Алгоритм принятия решений.................................... 277
6.3. Поведение руководителя при принятии решений.... 280
6.4. Вероятность правильного решения.......................... 282
6.5. Современные приемы принятия решений................ 286
Глава 7. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
КАК ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ................................................ 291
7.1. Психология организации и социальной группы....... 292
7.2. Внутренняя среда организации................................. 301
7.3. Корпоративная культура организации..................... 312
7.4. Психологический климат в коллективе.................... 319
7.5. Неформальные группы в организации...................... 325
7.6. Внешняя среда организации...................................... 336
7.7. Психология командной работы................................ 341
7.8. Новейшие тенденции в развитии организаций......... 349
ГЛОССАРИЙ.............................................................................. 356
ОГЛАВЛЕНИЕ ТОМА 2 «ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО
ОБЩЕНИЯ»....................................................... 364
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................... 367
Приложение 1. Опросник «Что вы за птица?».......................... 368
Приложение 2. Тест «Уровень мотивации достижения успеха» 373
Приложение 3. Тест «Сила воли и внимание».......................... 375
Приложение 4. Опросник «Есть ли у вас способности
к управлению?».................................................. 377
Приложение 5. Опросник «Сильный ли у вас характер?»........ 379
Приложение 6. Опросник «Способны ли вы решить свои
проблемы?»........................................................ 383
Приложение 7. Тест «Внимательны ли вы?»............................ 385
Приложение 8. Многоуровневый опросник «Адаптивность».. 387
Приложение 9. Тест «Вы склонны действовать или
размышлять?».................................................... 396
Приложение 10. Опросник «Организованный ли вы человек?» 398
Приложение 11. Опросник Спилберга–Ханина «Оценка
эмоционального состояния»............................ 403
Приложение 12. Тест «Какой вы руководитель?».................... 406
Приложение 13. Тест «Можете ли вы быть руководителем?». 408
Приложение 14. Тест «Лидерство»........................................... 411
Приложение 15. Опросник «Ваши комплексы»........................ 416
Приложение 16. Многоуровневый опросник Айзенка.............. 421
Приложение 17. Опросник «Уровень самооценки».................. 426