Тема 4. Индивидуально-психологические особенности самообеспечения психологической безопасности личности
Цель: сформировать представление об индивидуально-психологических особенностях самообеспечения психологической безопасности личности.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы (семинара), формируемые компетенции или их части: анализ базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учётом системного взаимодействия био-психо-социальных составляющих функционирования (ПК-8); профессионально профилированное обращение к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-9); выявление специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-10); диагностика, экспертиза и коррекция психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок (ПК-17); создание эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-18); комплексное профессиональное воздействие на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-19); формулировка обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований (ПК-20); разработка новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21).
Актуальность темы (семинара):предполагается развитие первичного представления о сути безопасности личности с точки зрения проблемы индивидуально-психологических особенностей самообеспечения психологической безопасности личности; эти основания необходимым образом выступают как условия успешности дальнейшего усвоения сути теории и технологий формирования безопасного поведения личности, особенностей и стратегий её реализации.
Теоретическая часть.
Центральным компонентом системы самообеспечения субъектом безопасности, по сути дела ее стержнем, выступают его индивидуально-психологические особенности.
При этом проведение четкой линии между психическими свойствами, связанными и не связанными с его безопасностью, практически не осуществимо. Психические характеристики человека, связанные с его безопасностью, в силу разнообразия экстремальных ситуаций, их актуализирующих, достаточно разнородны: в одних ситуация доминируют одни из них, в других – другие. При этом безопасность человека, в широком смысле слова, обеспечивается всеми его психическими характеристиками. Однако можно говорить об индивидуальных особенностях, в большей или меньшей степени гарантирующих безопасность субъекта, о качествах, образующих «костяк» самообеспечения им безопасности в экстремальных ситуациях.
Подходя к проблемам безопасности с этой точки зрения, выделяют различные ракурсы рассмотрения индивидуально-психологических характеристик, связанных с обеспечением данного аспекта жизнедеятельности человека.
Продолжаясь в течение всей жизни, социальное развитие человека предполагает формирование у него определенных способностей и свойств, обеспечивающих наиболее высокий уровень социальной адекватности, а, следовательно, и безопасности.
Вообще же, рассмотрение индивидуально-психологических свойств человека в связи проблемами безопасности можно проводить в двух направлениях.
Первое направление связано с анализом качеств человека с точки зрения его способности к нарушению безопасности окружающих людей. Учитывая эффект бумеранга, согласно которому нарушение чужой безопасности зачастую влечет нарушение личной безопасности, рассмотрение данного ракурса не противоречит общей проблематике нашей работы. Чаще всего изучение соответствующего пласта индивидуальных характеристик увязывают с разбором агрессивных проявлений субъекта. Указывается, что человек способен стать опасным для других в силу своих интеллектуально-психологических и социально-психологических свойств, в частности, наличия деформаций в когнитивной, ценностно-смысловой сфере, дефектов чувства стыда или полного его отсутствия, обладания скрытой виной, владения сведениями, компрометирующими кого-либо.
Второе направление выделения индивидуально-психологических свойств составляет их анализ в связи с попаданием субъекта в специфические жизненные ситуации, сопровождающиеся существенным нарушением его безопасности, т.е. ориентирует на рассмотрение способности субъекта к непосредственному отражению негативного внешнего воздействия в целях личной безопасности или безопасности некоторого объекта (субъекта). При этом личностные характеристики разбиваются на две группы – негативно и позитивно проявляющиеся во взаимодействии с данными обстоятельствами, формирующие, соответственно, жертву или победителя.
Вопросы и задания:
1. Качества личности, обеспечивающие психологическую безопасность.
2. Жизнестойкость: вовлечённость, контроль, принятие риска.
3. Психологическая устойчивость.
4. Система личностных ценностей.
5. Ценностные ориентации.
6. Мотивация достижения.
7. Сформировать на основе рефлексивного анализа памятку на тему «Обеспечение безопасности личности: личностные особенности».
Список литературы, рекомендованный к использованию по данной теме:
1. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010.
2. Васильев Г. А., Деева Е. М. Управленческое консультирование. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Г. А. Васильев, Е. М. Деева. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 256 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114560
3. Варчук, Т. В. Виктимология: [учеб. пособие] / Варчук Татьяна Васильевна, К.В. Вишневецкий; под ред. С. Я. Лебедева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.
4. Каширин В.И., Каширина О.В. Региональные конфликты и проблемы безопасности на Северном Кавказе: учеб. пособие. / М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО «Ставроп. гос. ун-т»; сост.: В. И. Каширин; О. В. Каширина; С. А. Орлянский. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010.
5. psychology.net.ru - Сайт, содержащий психологические публикации и книги в том числе, и по нейропсихологии.
6. www.koob.ru - Электронная библиотека, которая содержит публикации и литературу, в том числе и по теории и практике коучинга.