Приложения по психодиагностике
Введение.
Проблемапсихического здоровья детей в последние годы становится особенно актуальной. С возрастанием числа нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств увеличивается количество детей с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.
Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые ему предъявляет общество. Как правило, эти ограничения впервые отчетливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребенок приходит в школу. У одних детей более выражена незрелость эмоционально-волевой сферы, у других детей в большей степени ослаблена познавательная (или интеллектуальная) деятельность, возможны нарушения поведения. Все это создает реальные трудности для нормального развития ребенка и является проявлением неблагополучного психического развития.
Трудности в обучении могут быть вызваны самыми разными причинами, в том числе и «задержкой психического развития» (ЗПР) разного происхождения. Это одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов. Для таких детей нужны специальные условия обучения, которые могут быть обеспечены в специальных школах, где наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции недостатков психического развития.
Отсутствие специальных образовательных учреждений (школ-интернатов, классов выравнивания для детей с ЗПР) в нашем районе создает проблему обучения, воспитания, проведения коррекционной работы с учащимися данной категории в общеобразовательных школах. Переход школ на новые общеобразовательные программы также усугубил тяжелое положение стойко неуспевающих школьников.
Проблема школьной неуспеваемости является главной причиной обращений в районную ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию) и составляет 73 % всех обращений за 2003-2004 учебный год. С каждым годом увеличивается число запросов от образовательных учреждений на определение формы обучения и учебной программы для детей, испытывающих трудности в обучении: с 29 в 2001-02 уч. г. до 66 в 2003-04 учебном году, т.е. в 2,3 раза.
Больший процент детей с особыми образовательными потребностями составляют дети с задержкой психического развития.
Перед педагогическими работниками встает вопрос «Как обучать детей, имеющих трудности в обучении? Как сделать процесс обучения наиболее эффективным? На что должны быть направлены коррекционные занятия (воздействия), чтобы компенсировать имеющиеся нарушения?
В данном сборнике представлен общий алгоритм системы психологической помощи детям с задержкой психического развития, включающего в себя психодиагностическое, психокоррекционное, консультационное, тренинговое направления работы.
I. Этап. Определение типичных трудностей в обучении ребенка.
Педагог заполняет анкету-вопросник (приложение 1.1) для определения характера отставания в учении школьника, формулирует основные жалобы, особенности проявляемых трудностей, слабые и сильные стороны ребенка, опираясь на которые можно строить работу с ним, используемые способы работы: анализ причин, почему эти способы не устраивают.
Психолог формулирует возможные психологические причины, подбирает психодиагностические методики с целью определения специфики проблем, области (сферы) развития, где находятся эти нарушения.
II. Психодиагностический.
На данном этапе психолог исследует особенности отклоняющегося развития ребенка и тех сохранных путей, с помощью которых можно их скомпенсировать в условиях адекватных для данного ребенка вида и формы обучения. В зависимости от специфики предполагаемой проблемы, возможны несколько основных схем углубленной диагностики:
a. Диагностика (дифференциация) психической нормы и патологии (прежде всего, в отношении отклонений умственного развития).
b. Определение зоны и содержания психологического конфликта ребенка.
c. Выявление специфических особенностей личности и психического статуса ребенка (в рамках психической нормы), провоцирующих отклонения в поведении, обучении или развитии ребенка.
С целью определения причины того или иного психологического явления необходимо сочетать разнообразные методы, как высокоформализованные (тесты), так и низкоформализованные (наблюдение, беседа, прожективное интервью), соотносить полученные результаты с оценками других специалистов (педагога, учителя-логопеда, социальный педагог).
Углубленное психодиагностическое обследование может:
q подтвердить обоснованность запроса родителей или педагогов (в этом случае предполагается ведение специальной работы с родителями или педагогом через консультирование по проблемам адекватного восприятия ребенка, по семейным и личным проблемам родителей и педагогов);
q позволить уточнить суть проблемы (психолог совместно с учителем определяет оптимальные направления помощи ребенку в условиях школы и приступает к ее осуществлению);
q установить отставание или нарушение развития ребенка, но для установления точного типа нарушения и постановки патопсихологического диагноза необходима консультация других специалистов – невролога, психиатра, педиатра и др. (это является поводом для обращения в районную ПМПК).
В данном сборнике представлена сводная таблица методов психодиагностической и коррекционной работы в4-х основных сферах развития (познавательная (интеллектуальная), эмоционально-личностная, мотивационно-волевая и межличностные отношения ребенка) включающая диагностируемый показатель или исследуемую функцию, набор методик и программы (приемы, психотехники) для проведения психологической и педагогической коррекции и развития выявленных нарушений.
Предлагаемый комплекс методик обеспечивает возможность исследования состояния всех сфер развития ребенка, а также проведение углубленной психодиагностики с целью уточнения причин возникших проблем (или неблагополучия ребенка). Так, например, использование приемов качественной оценки интеллектуального развития Н.Г.Лускановой позволит определить не только типы нарушений, но и их степень, а также определить структуру и характер имеющегося (интеллектуального) дефекта.
В данном сборнике исследование речи ограничивается только косвенной оценкой сформированности регулирующей функции речи (VIII субтест теста Д.Векслера), так как это область учителя-логопеда или дефектолога.
Исходя из того, что наряду с критичностью и адекватностью обучаемость, является одним из важных психологических показателей умственного развития ребенка, мы сочли необходимым включить в психодиагностику обучающий эксперимент на материале методики Кооса (прил. № 1.8), либо на матрицах Равена (прил.№ 1.7).
Наряду с основными методиками психодиагностики предложен дополнительный набор методик для углубленного исследования функций в той или иной сфере с целью определения причин нарушений, а также в случае невозможности проведения основного теста в силу определенного дефекта.
III. Психокоррекционная работа.
Определение специфики проблем детей помогает выявить приоритетные направления психологической коррекционной работы. Психокоррекция должна быть направлена не только на развитие той или иной функции (память, объем внимания, мышление), но и как целостная осмысленная деятельность, основываясь на комплексном подходе, должна включать различные направления работы с эмоциональной, познавательной, характерологической сферой личности ребенка, а также в системе межличностных отношений.
Часть предложенных коррекционных программ могут быть реализованы педагогами на индивидуальных или групповых занятиях, отдельные приемы и техники могут быть включены непосредственно в учебный процесс.
При оценки эффективности коррекционных воздействий необходимо использовать разнообразные методы, в зависимости от поставленных психокоррекционных задач и направленные на:
· анализ изменений познавательных процессов
· психических состояний
· личностных реакций у ребенка в результате воздействий.
Методы оценки эффективности психокоррекционных воздействий:
· отчеты родителей, педагогов о поведении детей до и после занятий
( например, при коррекции эмоциональных нарушений);
· наблюдение психологическое и педагогическое;
· проективные методы исследования личности (при оценке поведенческих и эмоциональных реакций);
При симптоматической коррекции результат воздействий может проявиться уже после первых занятий с ребенком. Однако в процессе психокоррекции необходимо ориентироваться не на симптомы, а на причины их порождающие, т.к. первопричина определяет стратегию психокоррекции, а результат коррекции первопричин может быть виден позже.
По окончании коррекционных мероприятий необходимо проведение психологической и педагогической диагностики с целью определения динамики изменений в развитии познавательных процессов и личности ребенка в целом.
Результаты динамики этих изменений фиксируются в разработанной карте мониторинга психологического развития учащегося.
Карта мониторинга психологического развития учащегося, представляет собой документ, содержащий психолого-педагогическую характеристику ребенка в виде схематизированного обобщения. Функциональное назначение данного документа в том, что он призван отражать основные доминанты развития личности учащегося, индивидуальную структуру дефекта и динамику развития личности учащегося на протяжении обучения в школе. Данный вариант мониторинга может быть взят за основу, адаптирован применительно к конкретной социально-образовательной ситуации и дополнен.
Карта мониторинга заполняется на основе систематического, целенаправленного и комплексного диагностирования и развития личности учащегося, его познавательной и эмоциональной сфер.
Данный сборник имеет практическую направленность и включает в себя комплекс методик для педагогической и психологической диагностики исследуемых функций ребенка, форму психологического представления на районную ПМПК, программы, методы, приемы, техники психологической и педагогической коррекции:
познавательной сферы - коррекция отдельных психических процессов, прогностических способностей, элементарных учебных умений, формирование пространственных представлений, развитие и совершенствование ручной моторики;
эмоционально-личностной сферы – коррекция эмоциональных нарушений детей ЗПР, коммуникативных навыков у младших школьников, коррекция аффективного поведения и эмоционально-личностной сферы, характерологических деформаций у детей с ЗПР;
межличностных отношений – тренинг по оптимизации межличностных отношений в среде сверстников, развитие коммуникативно-адаптивных возможностей детей;
мотивационно-волевой сферы – формирование положительного отношения к учению.
А также карту мониторинга психологического развития учащегося.
Нужно отметить, что все коррекционные программы можно использовать при работе с детьми с ЗПР. Так как именно эта категория детей (после определения им образовательной программы и формы обучения на районной ПМПК) в нашем районе снова возвращается в общеобразовательные школы. Каково будет их дальнейшее развитие зависит от стратегии психолого-педагогического сопровождения.
Сводная таблица методов психодиагностической и коррекционной работы
Сфера | П с и х о д и а г н о с т и к а | Психологическая коррекция развития (программы, методы, приемы, техники) | |
Диагностируемый показатель (исследуемая функция) | Методика/метод | ||
1.Познавательная /интеллектуальная сфера | Особенности внимания и характер работоспособности | ||
Концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторный темп, личностные характеристики работоспособности, тип ММД. | Тест Тулуз-Пьерона (диагностика и компенсация ММД) | Психотехники по коррекции внимания Мамайчук И.И. (прил. № 2.1) | |
Распределение внимания, уровень работоспособности, показатели самоконтроля | тест Д.Векслера № 11 «Кодирование» | ||
Работоспособность и ее составляющие: продуктивность, скорость, точность (безошибочность), выносливость и надежность | тест Э.Ландольта. С.Е.Лукин;** | ||
Объем внимания и темпа деятельности, устойчивость внимания, концентрация, сформированность регуляции собственной деятельности | тест Д.Векслера № 7, Методика Пьерона-Рузера**(прил.№1.2), наблюдение (анализ возможности ребенка удерживать инструкции и программы выполнения заданий) | ||
Память/мнестическая деятельность | |||
Объем непосредственного (кратковременного) запоминания, эффективность запоминания, долговременная память (дополнительно связь памяти и внимания) | тест Д.Векслера № 6, методика А.Р.Лурии по определению состояния кратковременной памяти (прил. №1.3). | Психокоррекционные занятия по развитию памяти Мамайчук И.И. (прил. №2.2). | |
Опосредованное запоминание (дополнительные возможности оценить характеристики мышления: осознание причинно-следственных отношений, умение обобщать и опосредовать, абстрактность, оригинальность) | Методика А.Н.Леонтьева «Опосредованное запоминание», (для детей 4.5 – 8 лет) (прил.№1.4), «Пиктограмма» (после 8 лет), кроме того, показывает связь памяти и мышления) (прил.№1.4), | ||
Мышление /мыслительная деятельность | |||
Способность выделять существенные признаки, установление логических связей и отношений между понятиями, обобщение | тест Д.Векслера № 4 | Педагогическая коррекция: использование загадок и пословиц. Психологическая коррекция: - психокоррекционная программа познавательной сферыдля детей с ЗПР младшего подросткового возраста В.Б.Никишиной (прил. №2.3), - программа для детей с ЗПР «Развитие прогностических способностей» Т.Боловиной (прил. №2.4), - программа формирования пространственных представлений Н.Я.Семаго (прил. №2.5), - программа по развитию и коррекции элементарных учебных умений И.В.Данилова (прил. №2.12) | |
Уровень обобщения, целенаправленность и критичность; | Методика по определению способности понимания метафор и пословиц (прил. №1.5) | ||
Пространственный анализ и синтез | тест Д.Векслера № 9,10, | ||
Умственный план действий, самоконтроль, логика суждений; | тест Д.Векслера № 3,4,8 | ||
Планирование, регулирование деятельности | тест Д.Векслера № 3,4,8, 9,10, и 12 | ||
Невербальное мышление (дополнительные характеристики работоспособности, характера и темпа деятельности, обучаемость). | Матрицы Равена (цветной вариант 3 серии по 12 заданий (5-11 лет)) (прил. №1.7) | ||
Обучаемость, (как один из показателей умственного развития) | Обучающий эксперимент на материале методики Кооса (прил. №1.8) | ||
Интеллектуальное развитие, особенности структуры интеллекта | тест д.Векслера, качественная оценка (прил. №1.9). | ||
Уровень умственного развития детей младшего школьного возраста | Методика определения умственного развития (7-9 лет)* (прил. № 1.10) | ||
Логичность мышления (суждений), различение существенных признаков от несущественных, способность обобщать | Методика «Существенные признаки» * (прил. №1.11) | ||
Особенности аналитической и синтетической деятельности мозга (сравнение, анализ, обобщение) | Методика «Исключение лишнего»* (прил. №1.11) | ||
Восприятие | |||
Особенности восприятия, пространственные представления, понимание и употребление предлогов и некоторых понятий | тест Д.Векслера № 7,8,10 ШП,№35-00 (прил.№1.6) | Программа формирования пространственных представлений Н.Я.Семаго (прил. №2.5). | |
Зрительно-моторная координация и ручная моторика | |||
Зрительно-моторная координация, ручная моторика | тест Д.Векслера №11,12 иногда 9 и 10, Гештальт-тест-Бендер* (Методика определения готовности к школе Л.А.Ясюковой) | Упражнения, игры для развития и совершенствования ручной моторики (прил.№2.6) | |
2. Эмоционально-личностная сфера | Изучение характера эмоциональных отношений (дошкольники и младшие школьники) | Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО) Е.Ф.Бажин, А.М.Эткинд. (прил. № 1.12) | Программа коррекции эмоциональных нарушений детей с ЗПР В.Б.Никишиной (прил. №2.7), Психологическая коррекция характерологических деформаций у детей с ЗПР (прил.№2.8) «Уроки общения в начальной школе». Сорокоумовой Л.Е. (прил. №2.9) Программа коррекции поведения и эмоциональной сферы детей средствами искусства; игры, этюды для коррекции аффективного поведения и эмоционально-личностной сферы.Шамариной Е.В. (прил.№2.10) |
Нервно-психические состояния и выявление внутриличностных конфликтов | Цветовой тест М.Люшера | ||
Изучение понимания эмоциональных состояний людей | Методика определения эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке (прил.№1.13), Методика «Определение эмоций по фотографиям»* (прил. №1.14) | ||
Склонность к враждебности, проявляемой через обидчивость и мстительность | Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П.Ильина, П.А.Ковалева) (прил. №1.15) | ||
Уровень сформированности эмоциональной эмпатии | Методика «Эмоциональная эмпатия» В.В.Бойко (можно использовать для подростков) (прил. № 1.16). | ||
2. Эмоционально-личностная сфера | Уровень личностной тревожности (ситуативная тревога); уровень школьной тревожности | Методика определения уровня личностной тревожности Ч.Спилбергера (в т.ч. для подростков) (прил. № 1.17); Тест школьной тревожности. Ф.Филлипс (1-3кл.)(прил. № 1.18), для мл.подростков (см. Коблик Е.Г.) | Педагогическая коррекция - «эмоциональные стимуляторы»: игра, соревнования, средства литературы и искусства, устное народное творчество (изучение малых народных жанров – потешек, песенок, где есть легкая игра слов, быстрая смена одной картины другой из строки в строку), технологии на снятие напряжения и коррекции настроения учащегося. Рекомендации педагогам по взаимодействию с детьми определенного типа поведения. (прил. №1.23) |
Диагностика ригидности | Методика «Диагностика ригидности» Г.Айзенка. (подрост.) (прил. №1.19) | ||
Эмоциональное состояние потребности детей | Тест детской апперцепции* (САТ) 3-10 лет | ||
Самооценка | Тест для исследования самооценки Пономаренко Л.П. (прил. №1.20) | ||
Личный профиль реагирования на различные эмоциональные ситуации; склонность к «открытому агрессивному поведению» ( в т.ч. сексуальному)* | Тест эмоций Басса-Дарки*, проективная методика исследования личности «HAND-ТЕСТ» | ||
Структура личности | Факторный личностный опросник Р.Кеттела.* (детский 12-факторный СРQ – 8-12лет; подрост. – 14-факторный HSPQ – 12-16лет) | ||
Акцентуации характера подростков | Патохарактерологический диагностический опросник А.Е.Личко (14-18лет) Дополнительные шкалы к ПДО (в т.ч. риск злоупотребления психоактивными веществами, дифференциальная диагностика суицидных попыток, риск ранней половой жизни у девочек) (прил. №1.22), Характерологический опросник Леонгарда * | ||
Преобладающий тип поведения (уравновешенный, возбудимый, заторможенный); | Метод наблюдения за особенностями поведения (педагоги, родители, специалисты) (прил. №1.23) | ||
3. Межличностные отношения | Межличностные отношения (социовалентность, статус ребенка, статусная структура группы, уровень конфликтности группы) | Модифицированный вариант социометрической методики Р.Жиля (прил. №1.21), методика «Социометрический метод в школьной практике»* М.Битяновой, методика диагностики межличностных отношений* Т.Лири | Тренинг по оптимизации межличностных отношений в среде сверстников, (мл.шк.) (прил. №2.11); уроки общения Сорокоумовой Л.Е. (прил. №2.9). Воспитательная работа педагога, направленная на развитие коммуникативно-адаптивных возможностей детей и гуманизацию социально-педагогической среды. |
4. Мотивационно -волевая сфера | Учебная мотивация | Тематическое рисование на школьную тему, анкета по оценке уровня школьной мотивации (прил. № 1.24) | Основные направления в работе учителя для формирования положительного отношения к учению (прил. №1.24). |
Сформированность волевой активности | Методика Т.А.Шиловой «Тип волевой активности» (прил. №1.25) |
* Методики для углубленного исследования функций в той или иной сфере с целью определения причин нарушений, а также в случае невозможности проведения основного теста (например, теста Д.Векслера) в силу определенного дефекта.
Приложения по психодиагностике