Специфика работы психолога в детском саду
В педагогике дошкольный возраст традиционно рассматривался как период, в течение которого психическое и личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня, который позволит ему организованно перейти к систематическому школьному обучению. До недавнего времени многие родители и воспитатели были убеждены, что не имеет смысла предъявлять какие-либо особые требования к развитию ребенка-дошкольника, если оно находится в пределах возрастной нормы, что достижение ребенком 6—7-летнего возраста автоматически приведет к требуемому уровню школьной зрелости. Другой крайностью, обесценивающей значение дошкольного детства как самостоятельного и самоценного этапа человеческой жизни, является стремление сократить его посредством раннего обучения и педалирования возможностей ребенка.
Современные позиции ученых и практиков согласуются в понимании детства как фундамента человеческой жизни. Психолог несет профессиональную ответственность за ход и качество личностного и психического развития маленького ребенка, который является очень сложным объектом психологического сопровождения.
Специфика работы психолога с дошкольникамив первую очередь связана с тем, что:
1) ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, которые лишь косвенно проявляются через отставание в развитии, капризы, агрессивность и прочие поведенческие проявления;
2) запрос на психологическую помощь формулируется не самим ребенком, а педагогами и родителями, которые_склонны переносить на него собственные проблемы;
3) ребенок не может осознанно ставить перед собой цель и стремиться к ее достижению;
4) несформированность у маленьких детей рефлексии вызыва- - I ет необходимость «здесь и сейчас» работать с переживаниями ребенка;
5) ребенок будет сотрудничать с психологом только тогда, когда ему это интересно;
6) ребенок — развивающаяся личность, что предопределяет необходимость работать как по развитию психических функций, так и преодолению отклонений в развитии и их причин;
7) развивающая работа с ребенком преддошкольного возраста не строится по принципу специального развития отдельных психических процессов, а направлена на общее, максимально полное и разностороннее ознакомление ребенка с миром предметов, людей и отношений, в ходе которого и происходит его развитие;
8) ребенок-дошкольник имеет потребность в совместной деятельности со взрослыми, обусловливающей необходимость участия педагогов и психолога в деятельности детей;
9) работа с ребенком должна проводиться в зоне не только его актуального, но и ближайшего развития.
Рассмотрим особенности работы детского психолога в основных направлениях его деятельности.
Особенности психодиагностической работы в детском садуобусловливаются следующими показателями нормативно-возрастного и индивидуального развития детей дошкольного возраста:
Блок I. Психологические показатели:
способов взаимодействия с реальностью (познавательные, коммуникативные и рефлексивные способности);
мотивационно-потребностной сферы;
денностной системы (нравственная позиция ребенка);
возрастной компетентности (детские виды деятельности: продуктивные и процессуальные);
психомоторной сферы;
личностно-эмоциональных особенностей.
Блок II. Психофизические показатели психофизиологических особенностей:
темп;
стеничность;
адаптивность;
динамичность;
лабильность нервной системы.
Блок III. Психолого-педагогические показатели:
обучаемость и предпосылки учебной деятельности;
специальные способности (музыкальные, художественные, математические и т.д.);
достижения (знания, умения и навыки).
Показатели особенностей психолого-педагогического взаимодействия педколлектива дошкольного учреждения с детьми:
стиль взаимоотношений в возрастной группе (взрослый — ребенок);
воспитательная стратегия (ее соответствие концепции дошкольного воспитания);
образовательная стратегия (ее соответствие образовательной программе детского сада);
психологическая личностно-эмоциональная стабильность педагогических кадров (членов педагогического коллектива).
Показатели особенностей семецных отношений:
стиль взаимоотношений в семье;
воспитательная стратегия родителей (лиц, их заменяющих);
сформированность и активизация (актуализация) родительской позиции (негативной, позитивной);
психологическая (личностно-эмоциональная) стабильность родителей.
Процедура психологического обследованиядетей дошкольного возраста состоит из пяти этапов.
1. Подготовительный:
медицинский анамнез на основе специальной документации и беседы с медицинским работником;
социально-бытовая характеристика жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;
педагогический анамнез на основе анкетирования и бесед с воспитателями;
семейный анамнез на основе анкетирования и бесед с родителями и значимыми взрослыми в семье ребенка.
2. Адаптационный:
знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества.
3. Основной: тестирование.
4. Интерпретационный: составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных.
5. Заключительный:
констатация результатов обследования в процессе беседы;
рекомендации родителям или воспитателям.
Выделяются специфические правила тестирования детей дошкольного возраста:
удержание единой пространственной позиции психолога с ребенком («глаза в глаза»);
предоставление первоначального свободного выбора сфер деятельности (игра, рисунок, общение и др.);
чередование сфер деятельности в используемых тестах (общение—конструирование—движение—рисование);
временное регламентирование тестирования (от 1 ч до 30 мин в зависимости от возраста ребенка); #
регламентация интеллектуальной нагрузки, которая обеспечивается чередованием вербальных и невербальных средств;
регламентация личностно-эмоциональной нагрузки, которая обеспечивается чередованием экспрессивных и ассоциативных средств в проективных методиках;
дублирование тестов общей диагностической направленности для подтверждения результатов;
варьирование процедуры тестирования, которое обеспечивается недирективными инструкциями исменой структурных этапов тестирования, использованием всех видов помощи при выполнении тестовых заданий.
Перейдем к рассмотрению специфики психокоррекционной работы с дошкольниками.Оптимальными формами ее осуществле-
ния являются детская игра, игровые занятия и основанные на них игровая коррекция и игротерапия. В коррекционной работе с дошкольниками используется широкий арсенал средств: изобразительно-графические, музыкально-ритмические, предметно-мани-пуляционные, вербально-коммуникативные; она опирается на особые психологические механизмы: проективный, рефлексивный, релаксационный, регуляционный, идентификационный и др. Желательно их сочетать и чередовать адекватно возрасту детей и предмету коррекции.
В коррекционной работе с дошкольниками психолог руководствуется следующими правилами:
1) он не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства;
2) не рекомендуется использовать гипнотические, суггестивные средства воздействия, а также методы психотерапии, не адаптированные к дошкольному возрасту;
3) коррекционные воздействия осуществляются только при наличии твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка;
4) пространство коррекционных воздействий ограничено нормой и пограничными состояниями развития ребенка.
Педагогу-психологу, работающему с целью сохранения психического здоровья детей, рекомендуется проводить психопрофилактические мероприятия, которые объединяются в системы типа психогимнастики и имеют традиционную направленность:
двигательно-расслабляющая (релаксационная) деятельность — от 5 до 10 мин в день;
двигательно-организующая (регуляционная) — от 5 до 10 мин;
имитационно-выразительная (идентификационная) — от 10 до 30 мин.
Комплексы релаксационных упражнений могут быть использованы на физкультурных занятиях или в качестве пауз между разными видами деятельности. Отдельные упражнения с фиксацией на дыхании можно включать в комплексе с организующими упражнениями при обучении детей плаванию, а также использовать при подготовке детей ко сну.
Практический материал упражнений на психомоторную организацию состоит из подвижных игр, которые способствуют удержанию психоэнергетического тонуса и служат профилактикой гиперактивности, гипоактивности, двигательной расторможеннос-ти, двигательного автоматизма у детей. Практический материал идентификационной деятельности составлен из выразительных этю-Дов, имитационных игр и тренингов смоделированных ситуаций.
Психологическое консультированиев условиях детского сада носит профилактический и образовательный характер. Предметом
информирования являются причины и признаки отклонении, их возможные последствия для развития детей.
Соблюдение специфических правил и требований, касающихся как деятельности в целом, так и ее отдельных форм, методов и средств, поможет психологу более эффективно осуществлять возрастной и индивидуальный подход к детям в процессе их психологического сопровождения. Эта специфика должна быть отражена в перспективном плане работы педагога-психолога.
План работы педагога-психолога
3 адач и | Пути и средства их реализации | Результаты | ||||
Подготовительный этап | ||||||
1. Изучение адаптации воспитанников к условиям жизни в детском саду | Изучение программы детского сада Лзучение литературы по проблеме адаптации Беседы с педагогами и родителями Наблюдение за детьми | Рекомендациив помощь тедагогам и родителям | ||||
2. Обеспечение благоприятных условий для психоэмоционального благополучия и общего развития детей | Психопрофилактика Диагностика психологического микроклимата в группах Диагностика эмоциональных состояний детей Анализ жалоб родителей Исследование инструментария и средств развития детей в детском саду | Доклад и проект решения педагогического совета по проблеме | ||||
3. Создание информационной базы здо-ровьесберсгающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста | Анализ литературе! по теме Изучение опыта работы детских садов Наблюдение практики детского сада Консультации с методистом, медработником, инструктором по физкультуре | Банк информации о технологиях для методического кабинета детского сада | ||||
4. Изучение уровня творческого потенциала педагогов | Изучение литературы по психологической экспертизе профессиональной компстент- | Выступление на педсовете и консультации педагогов по итогам диагностики, форми- | ||||
ности воспитателя и психологии педагогического творчества Подбор методик и диагностика потенциала воспитателей | рование групп само- и взаимопомощи | |||||
5. Работа по формированию благоприятной психологической атмосферы в педколлективе | Исследование микроклимата в педкол- , -чсктиве Разработка программы тренинга педагогического общения и личностного роста для воспитателей Психодиагностика | Консультации для администрации Реализация программ | ||||
Основной этап Работа с детьми Развитие личности дошкольника Формирование психологической готовности детей к школьному обучению | Первичная диагностика готовности детей к школьному обучению Исследование индивидуально-типологических особенностей детей Исследование личностных особенностей детей Изучение медицинских карт детей Коррекционно'-развива-ющая работа Психогимнастика для детей Развивающие занятия для детей (познавательные психические процессы) Школы для самых маленьких <'Азбука общения», «Веселая школа» Психодиагностика | Подготовка индивидуальных карт развития ребенка Реализация и анализ эффективности программ | ||||
Работа с педагогами Выявление уровня профессиональной компетентности педагогов | Аттестационная диагностика Диагностика личностных особенностей Выявление психоэмоциональных проблем шдагогов | Психологическая экспертиза профессиональной компетент-юсти педагогов Психологический портрет педагогов | ||||
Психологическое информирование | Лекции и консультации | |||||
Оказание помощи педагогам в индивидуализации и дифференциации воспитательно-образовательного процесса | Анализ состояния психологического здоровья педагогов и воспитанников Психологический портрет педагога и его творческий потенциал Психологическая готовностьдетей к обучению в школе Дети «группы риска» в детском саду | - | ||||
Работа с родителями | Психодиагностика Семья глазами ребенка Анализ запросов родителей Психологическое просвещение Ваш ребенок в детском саду Что такое родитель-ство? Родительское отношение Как любить ребенка Консул ьтирование Трудности вашего ребенка Ваши затруднения в семейном воспитании' | Доклад на родительском собрании Лекции и консультации Телефон доверия для родителей | ||||
Как следует из плана работы, функции психолога можно условно разделить на два больших раздела: психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в детском саду и индивидуальное психологическое сопровождение развития ребенка. К первому относится психологическое информирование персонала детского сада и родителей воспитанников, участие в психологической экспертизе профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения, проведение для них индивидуальных; и групповых консультаций по проблемам детской, социальной и педагогической психологии, тренингов личностного роста и педагогического общения и других форм работы.
В работе с детьми используются различные формы коррекци-онно-развивающей работы, основанные на психодиагностике, наблюдениях в процессе занятий, детских игр и в свободном об-шении со взрослыми и сверстниками.