Гадес как архетип отшельника
Отшельник, удаляющийся в уединенное место, живет жизнью Гадеса – он не замечает и не интересуется тем, что происходит в мире. Возможно, он утратил то, что некогда имело для него значение, и теперь живет, подобно тени из подземного царства: механически выполняет повседневные действия, совсем не вкладывая в них душу, – особенно если он к тому же пребывает в состоянии депрессии. Он может превратиться в замкнутого Гадеса-параноика, – как миллиардер Говард Хьюджес в последние годы жизни. Хьюджес занимал целый этаж в собственном отеле в Лас-Вегасе, куда было позволено входить лишь строго ограниченному кругу людей. В окружении целой армии охранников, он фактически стал пленником собственного царства.
В молодости Хьюджес не проявлял асоциальных тенденций и вполне успешно пользовался масками, какие принято носить в обществе. Он владел крупной телекомпанией, авиалинией, занимался производством самолетов и нередко появлялся на публике под ручку с кинозвездами. Для Хьюджеса никогда не составляло труда ответить на традиционный вопрос, обращаемый к мужчинам: "Чем вы занимаетесь?" Мужчина-Гадес не способен вразумительно ответить на этот вопрос, поскольку он не обладает положением в обществе или богатством, – это мужчина без имиджа, что делает его невидимым в мире мужчин. Если у него нет семьи, он может жить один в комнатке дешевого отеля в трущобах любого большого города, где процветает проституция, порнография и торговля наркотиками, а на лестничных клетках спят бездомные. Эти районы в чем-то подобны подземному миру, как и сам такой мужчина подобен Гадесу.
Когда мужчина в силу склада характера или жизненных обстоятельств живет жизнью Гадеса, его участь может казаться окружающим весьма незавидной. Однако, если он здоров и его основные физические потребности удовлетворены, этот человек может быть вполне доволен своей судьбой. Возможно, он по натуре одиночка и не любит, когда на него обращают внимание и беспокоят.
Гадес как Плутон – архетип богача
Другой тип Гадеса-отшельника познал внешний мир и понял, что он предпочитает субъективное богатство внутреннего мира – это плутонов аспект Гадеса, аспект "богатства". Наша экстравертивная культура, делающая упор на продуктивности, не поощряет в людях склонность проводить время в одиночестве за "ничегонеделанием". Поэтому интровертного отшельника оценивают негативно или считают несколько эксцентричным из-за его склонности проводить слишком много времени в одиночестве. Это неприятие усугубляется тем, что он реагирует на людей, вещи или события внешнего мира весьма субъективно, – и эти его реакции в силу своей субъективности могут казаться окружающим довольно странными.
Однако многим людям "недостает" качеств Гадеса-отшельника (Плутона) – они не обладают свойственной этому архетипу способностью радоваться возможностям интровертивного взгляда на мир. Интроверты живут богатой внутренней жизнью, осознавая свои субъективные реакции на внешний опыт. Один из типов интроверсии (чувствующие интроверты – по психологической типологии Юнга) может проявляться через внутренние диалоги, видения или телесные ощущения.
Будучи частью психологической природы человека, Гадес способен очень обогатить личность. Гадес-отшельник в психике способен послужить источником творческого потенциала, который может проявляться в искусствах – нередко в визуальных искусствах. Творчество Феллини – особенно фильмы "Джульетта духа" и "8,5" – демонстрирует богатство и субъективизм этого внутреннего царства.
Гадес может также быть той частью психики человека, которая позволяет ему осознать свои субъективные реакции на людей, вещи и ситуации. (Подобным образом может функционировать и сон.) Например, один мужчина-Гадес, неожиданно встретив женщину, которая предала и оскорбила его два года назад, мысленно увидел яркую картинку: ее тело, утыканное ножами; на смену этому образу сразу же пришло отчетливое физическое ощущение, что в его сердце зияет дыра. Вместо враждебности, гнева и душевной боли он ощутил ряд чувственных образов – что-то вроде сна наяву.
С точки зрения внешнего мира, такая своеобразная реакция на людей, вещи или ситуации может даже самому этому человеку показаться искажением реальности. С очень раннего возраста люди с врожденной склонностью воспринимать мир именно таким образом приучаются не доверять своему восприятию, ибо оно не получает подтверждения со стороны окружающих. По возможности они отсекают этот аспект себя как неприемлемый и грозящий безумием, – таким образом, они отвергают то, что может быть источником богатства и глубины. Людям, в которых силен Гадес, необходимо прислушиваться к своему внутреннему миру.
Однако, если у человека недостает свойственной Зевсу способности объективно взглянуть на реальность и эмоциональной чувствительности, свойственной Посейдону (эти качества необходимы, чтобы уравновесить субъективность восприятия Гадеса), он рискует оказаться в эмоциональной изоляции и полностью погрузиться в свой мир.
Гадес как добрый советчик
Добрый Советчик – одно из имен Гадеса. В нем отражается один из потенциальных аспектов этого архетипа. Будучи источником субъективного знания, Гадес действительно может играть роль доброго советчика. Когда мы принимаем критические решения, нам обязательно следует заглянуть внутрь себя, ибо никто, кроме нас самих, не может определить субъективную ценность того или иного опыта. Объективно разумный выбор может не иметь для нас никакой ценности – это будет просто поверхностное действие, правильное с точки зрения окружающих. Разные люди по-разному определяют, какой выбор имеет реальное значение лично для них. Гадес помогает нам осознать свои чувственные ощущения, инстинктивные реакции, внутренние голоса и зрительные образы, что позволяет разобраться в собственной субъективной реакции на человека или ситуацию. Когда речь идет о действительно важных личных решениях в жизни, субъективный фактор имеет решающее значение. И здесь нам способен помочь Гадес.
Гадес-невидимка – человек без имиджа
Благодаря волшебному шлему Гадес мог оставаться невидимым, даже выходя на поверхность земли, – что характеризует человека с непроработанным имиджем. (Имидж – это внешняя оболочка нашей личности. Он состоит из внешнего вида, стиля одежды, образа действий, манеры поведения – того, из чего складывается первое впечатление о человеке.) К тому же, как властелин своего царства, он может сделать невидимым своего спутника.
Гадес – это архетип, управляющий глубинами внутренней жизни. Он не находит яркого выражения ни в эмоциях, ни в словах. Человек, в котором силен этот архетип, невидим в социуме. Окружающие не замечают таящихся под землей богатств и нередко чувствуют себя неловко в присутствии этого человека.
Гадес как "Зевс подземного мира" – архетип царя-правителя
Гадесу, Зевсу и Посейдону принадлежат отдельные царства. Таким образом, каждый из них представляет собой ту или иную разновидность архетипа царя. Их характеры и царства сильно отличаются, – но у всех троих есть некая фундаментальная общность. Каждый установил власть над своей территорией, каждый нашел себе официальную супругу, и каждый представляет патриархальную фигуру (хотя у Гадеса нет детей).
Гадес как архетип похитителя – склонная к инцесту тень Зевса
Когда выбор Гадеса пал на Персефону, он не стал за ней ухаживать. Вместо этого он с позволения Зевса похитил и изнасиловал ее. И когда Персефона взывала к своему отцу о помощи, Зевс смотрел в другую сторону. Во многих склонных к инцесту отцах Зевс и Гадес сосуществуют, как доктор Джекилл и мистер Хайд.* В ипостаси Зевса такой мужчина бывает уважаемым в обществе человеком и авторитарным (нередко с патриархальными склонностями) отцом-кормильцем семьи. Однако Зевс внутри этого мужчины "смотрит в другую сторону, не обращая внимания на крики дочери", когда он же (в ипостаси Гадеса) насилует или соблазняет собственную дочь.
* Персонажи повести Стивенсона о раздвоении личности на положительную и отрицательную составляющие. –Прим. перев.
В подобной психологической ситуации Гадес представляет собой архетипическую тень отца – его порочную сторону, силы психики, побуждающие мужчину втайне посягать на дочь, которая не может от него сбежать. Он сам является отцом-насильником, увлекающим собственную дочь в подземный мир. Такое изнасилование является предательством по отношению к ее невинности; она больше никогда не будет юной девственницей, свободно гуляющей в безопасном солнечном мире; девушка становится пленницей его темного тайного мира, а позже нередко поселяется в собственном подземном мире.