По всей вероятности, каждая форма экспрессии ассоциируется с конкретным знаком энергетического воздействия на окружавших

Мягкая воспринимается как положительная энергия, вязкая – как нейтральная, жесткая – как отрицательная.

Мягкая экспрессия свидетельствует о свободном "выходе" во вне энергетики эмоций посредством телодвижений. Вязкая экспрессия указывает на то, что преобразование энергии в телодвижения протекает с некоторыми затруднениями, и часть энергии блокируется и концентрируется в определенных участках тела.

Жесткая экспрессия – явление двойственное. С ее помощью эмоциональная энергетика активно выходит во вне, но данный процесс сопровождается такими мощными нагрузками на различные группы мышц и внутренние органы, что это приводит либо к их энергетическому опустошению, либо к еще большему напряжению. Вспомните, например, во что обходятся нам эмоциональные производственные конфликты или домашние скандалы. Нередко они сопровождаются жесткой экспрессией, в них затрачивается масса энергии, и это релаксирует одни телесные зоны и в то же время утомляет другие. Мы высказали все, что думаем – мозг получил разрядку, но работали голосовые связки и мышцы лица, сжималось в нервном напряжении сердце, активно двигались руки. Порой требуется несколько дней, чтобы восстановить энергетический баланс, как говорится, прийти в себя.

На занятиях по психологии с учителями, врачами, родителями легко проверить и дать почувствовать участникам особенности их сигнальной экспрессии свободу или затрудненность движений, зажатость или открытость жестов, однообразие или гибкость интонаций и т. д.

Упражнение 1. 'Геометрическая фигура". Участникам (всей группе или по очереди) предлагается очертить рукой в пространстве перед собой прямоугольник.

Задание обнаруживает очевидные вариации в энергетике экспрессии. Один рисует в воздухе небольшую фигурку, едва вращая прямым указательным пальцем, не двигая при этом ни глазами, ни головой. Другой подключает энергию всей руки, его взгляд синхронно отслеживает контуры мнимой фигуры, движется голова и корпус тела. Третий "рубит" ладонью, словно перед ним некая твердь. А кто-то мягко оперирует кистью руки, прибегая к среднему или широкому жесту.

Упражнение 2. "Слон". В круг приглашаются 4-5 участников.

Задание: представьте, что маленькие детки просят маму (или папу) показать, как ходит слон.

Как и следует ожидать, "слоны" бывают разные: ступающие мягко, осторожные и добрые, медлительные, качающиеся из стороны в сторону или тяжелые, неуклюжие, агрессивные. Каждый невольно воспроизводит свойственный ему режим сигнальной экспрессии. Стереотип навязчив, и коль у человека жесткий вариант телодвижений, то ему трудно вести себя иначе, даже если его просят об этом.

Упражнение можно продолжить, попросив тех же исполнителей показать, как ходит другое животное, например, лиса, кошка. Обладатели мягкой экспрессии легко демонстрируют новый образ, наделяя его характерными чертами. У людей с жесткой экспрессией кошка весьма похожа на слона и наоборот.

Упражнение 3. "Угощение чаем". Участники по очереди (4-5 человек) должны представить себе дружескую вечеринку (или интимную встречу, деловую беседу) и поднести собравшимся чай. Прежде надо взять воображаемые блюдца и чашки, расставить их на воображаемом подносе, налить в них воображаемый напиток, а затем с подноса подать каждому чашку на блюдце.

Фиксируются особенности телодвижений и внутреннее состояние исполнителя. Важно добиться, чтобы каждый ощутил особенности своей экспрессии и понял необходимость ее коммуникабельной формы. Многие выглядят угловатыми, скованными, либо окружающие подмечают неестественность поведения, отсутствие внутреннего состояния, сопровождающего действия.

Упражнение 4. "Имитация интонации". Ведущий вслух произносит строку всем знакомого стихотворения, но делает это с непривычными и неожиданными интонациями. Например, хорошо подходят строки: "В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная, зеленая была". Можно прочесть. "У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том. И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом".

Ведущий меняет неожиданно интонации внутри стихотворного отрывка и в конце, создавая непривычный мелодический рисунок. Присутствующие должны хором воспроизвести отрывок и все интонации ведущего. Обычно это удается не каждому, поскольку на слуху заученная и простенькая ритмика и мелодика стиха. Все слышат, кто резко "выпадает" из общего хора и выводит привычную звуковую палитру, а кто проявляет гибкость и может повторить задание близко к прозвучавшему оригиналу.

Упражнение 5. "Общение с клиентом". Предлагается последовательно представить ситуации: 1) надо в чем-либо отказать человеку, 2) надо призвать его сохранять спокойствие и не грубить, 3) надо проявить сознательность и пропустить вперед себя пожилого человека.

Выполняющий задание может произносить любой текст на заданную тему. В случае затруднения ведущий предлагает обыграть "дежурные"

фразы, например, "извините, но я вынужден отказать в вашей просьбе, потому что не могу превысить свои полномочия" и т. п.

Выполняя упражнения, следует добиваться, чтобы участники научились различать оттенки и энергетические особенности экспрессии у себя и у партнеров, а также выбирать адекватные и коммуникабельные средства выражения отношений к ситуации.

СЕНСОРНЫЙ РЕЖИМ

Ответные реакции органов ощущений зависят от силы воздействия раздражителей, обладающих той или иной энергией – электромагнитной, химической, механической, тепловой, гравитационной. Однако энергия внешних или внутренних стимулов – не единственный источник активности сенсорики. Значительную роль в ее проявлениях играет энергия эмоций, которая сопровождает наши ощущения, когда они значимы для нас. Как только мозг оценил и нашел значимую зрительную, слуховую, кинестезическую, химическую и другую информацию, он тут же "подключает" к соответствующему каналу отражения энергию эмоций -она либо усиливает, либо ослабляет их активность.

Жизненный опыт на каждом шагу подтверждает сказанное. Если мы слышим важные сведения, тут же появляется эмоциональный тон переживаний и мы активизируем внимание, усиленно думает, оцениваем, выражаем свое отношение. Если мы видим нечто значимое для себя, то, как правило, реагируем эмоционально. То же самое происходит при восприятии имеющих конкретное значение запахов, температур, воздействий на кожу. Реагируя на информацию, посредством органов ощущений, человек действует в соответствии с характерным для него сенсорным режимом.

Наши рекомендации