ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ требования

— совокупность социальных, функциональных, экономических, эрго­номических и эстетических норм, которые вычленяются дизайнером как обязательные для результата проектирования на основании ана­лиза объекта, например группы конкретных функциональных про­цессов изделия и конструируемой специально для этого модели по­требления. П. т. к среде, например к жилищу, объединяют количест­венные и качественные требования и включают нормы жилой площади и подсобных помещений, наличие удобств, оборудование и инже­нерные коммуникации, уровень благоустройства. Характер П.т. к жилищу различен в зависимости от типа жилища, его расположения и т.д. и определяет (вместе с другими факторами) уровень и качест­во жизни человека. Развитие дизайна в большой степени обусловлено изменениями характера П. т. к среде и изделиям промышленного производства, выдвигающими каждый раз новые задачи.

ПРЕДМЕТ

— 1) всякая материальная вещь, изделие, продукт труда;

— 2) вычлененная в объекте область исследования, преобразования, внимания, цель проектного изменения объекта (создание новых форм и струк­тур объекта, изменение внешнего вида, технологического процесса и пр.): П. деятельности, П. исследования, П. проектирования, П. оцен­ки и т. д. Вещь как П. потребления является одним из объектов дизайнерского проектирования.

ПРОТОТИП

— образец изделия сходной функции, послуживший отправной точкой для анализа и выработки проектной идеи: 1) находящиеся в производстве изделия, которые заменяются или модернизируются без нарушения основного принципа их функционирования; 2) из­делия данного типа и функции, ранее освоенные производством и включенные в предпроектное исследование; 3) промежуточные ва­рианты изделия, предшествующие окончательному, в которые вно­сятся изменения в соответствии с исследованием их функционирова­ния.

СВОЙСТВО продукции

— объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении (СТ. СЭВ 3519-81). Потребительские С. п. — группа С. п., проявляющихся в процесс использования, эксплуатации или потребления и связанных с возможностью удовлетворения продукцией определенных общественных или личных потребностей в соответствии с ее назначением. Нормирование С. п. — установление параметров свойств изделия от которых зависят как оптимальное протекание обеспечиваемых им функциональных процессов, так и процесс его изготовления или потребления. Нормированию подлежат характеристики поверхности, цвета, материала, потребительские характеристики, стоимость и т. д.

ТЕКСТУРА

– проявление свойства материала, его внутреннее строение, его рисунок поверхности. Если материал не имеет характерного рисунка поверхности (стекло, металл, гладкая керамика), он больше подходит для предметов с выраженной пластикой. При этом блестящие и гладкие материалы (стекло, металлы) выявляют пластические свойства, а мягкие пористые материалы – наоборот, гасят выразительность формы.

ФАКТУРА

- (лат. "faktura" - "обработка", "строение") - характер поверхности художественного произведения, ее обработки.

ФОРМА - (лат. forma - форма, вид, образ), 1) очертания, внешний вид, контуры предмета. 2) Внешнее выражение какого-либо содержания (см. Содержание и форма). 3) Приспособление для придания чему-либо определённых очертаний (например, литейная Ф.). 4) Единая по цвету, покрою и др. признакам одежда [например, Ф. военнослужащих (см. Обмундирование военное), учащихся и др.]. См. также статьи Форма (математическая), Форма (биологическая), Музыкальная форма, Форма слова.

Свойства формы-

- форма в ее геометрическом виде (объемная, плоскостная, линейная)

- величина формы (как соотношение двух и более форм и по отношению к человеку)

- положение формы в пространстве (в отношении к трем координатным плоскостям-

фронтальной, профильной и горизонтальной, и расположение форм в пространстве по отношению друг к другу, также к зрителю)

- масса(количество материала, заполняющего пространство в пределах видимой геометрической формы)

- фактура -характер строения поверхности формы: шероховатая, гладкая, полированная, зеркальная и т.п.

- цвет(ахроматическая гамма, хроматические цвета спектра, монохромная гамма)

- светотень(зависит от положения источника света и от его силы)

ФОРМА— 1) морфологическая и объемно-пространственная структурная ор­ганизация вещи, возникающая в результате содержательного преоб­разования материала; 2) внешнее или структурное выражение како­го-либо содержания, важнейшая категория и предмет творческой деятельности — литературы, искусства, архитектуры и дизайна. Ф. живет как в пространстве, так и во времени восприятия и несет в се­бе ценностно-ориентированную информацию.

Дизайн-форма - особая организованность предмета (промышленно­го изделия), возникающая как результат деятельности дизайнера по достижению взаимоувязанного единства всех свойств изделия — кон­струкции, внешнего вида, цвета, фактуры, технологической целесо­образности и пр. Отвечает требованиям и условиям потребления, эф­фективному использованию возможностей производства и эстетиче­ским требованиям времени.

Технологическая Ф.- категория дизайнерского проектирования, оп­ределяющая объект как продукт технологического преобразования материала. Она служит связующим звеном между морфологическим и технологическим уровнем проектирования. Задача дизайнера — найти способы этой связи, т.е. представить морфологию как определенный технологический процесс, а технологию как морфологию, воплощенную в способе производства вещи, причем сам принцип ху­дожественного осмысления Т. ф. в корне отличен от тактики учета технологических факторов. Визуальная Ф. — зрительно воспринимаемая Ф. изделия. Восприятие Ф. —.психологический процесс вычленения характерных признаков ф. вещи (комплекса вещей) с точки зрения функциональ­ных и культурных значений, основанный на чувственных ощущени­ях — зрительных, тактильных, звуковых. Оценка пластической Ф. ос­нована на ее способности вызывать психологические и социальные ассоциации (холод-тепло, гладкое-шершавое, удобство-неудобство, богатство-бедность и т.п.). Дизайнер должен принимать во внимани ее закономерности при проектировании среды, изделий или их комп- лексов, поскольку от этого зависят эстетическая оценка и предпочтения потребителя.

Декор — элементы визуальной Ф. изделия, предназначенные для ее украшения — цвет, отделка специальными материалами или придание фактурного разнообразия особыми способам и обработки поверности, орнамент, изобразительные элементы и пр. Эстетическая ценность Д. тем больше, чем органичнее он связан с Ф. вещи, развивает продолжает ее систему в целом, вносит в предмет новые культурмь значения, отвечающие ситуации функционирования вещи и ее восприятия.

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ

— категория художественной деятельности, дизайнерского и техни­ческого творчества, выражающая процесс становления и созидания формы в соответствии с общими ценностными установками куль­туры и с теми или иными избранными концептуальными принципами, имеющими отношение к эстетической выразительности будуще­го произведения, функции, конструкции и материалу. В процессе Ф. изделия определяются его функционально-конструктивная, про­странственно-пластическая, технологическая структуры.

Композиционное формообразование — процесс пространственной организации элементов изделия, средства и методы которой соотносятся с задачей привнесения человеческой меры в объекты техники, достижения гармонии структурных связей между человеком и вещью включенной в процесс жизнедеятельности. С этой точки зрения вы­деляются понятия пропорциональной и масштабной соразмерности, тектоники (работа материала), представление о культурных пред­посылках рождения вещи, ее антропометрической структуре, связи со средой. Объектом К.ф. для дизайнера является визуальная, антропометрическая и материальная структура вещи; приемами К. ф. выступают стилизация, размерно-модульная и масштабная гар­монизация (соразмерность человека и вещи), тектоническое формо­образование.

ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ

— способность изделия, комплекса изделий, среды выполнять определенную работу или создавать условия для ее выполнения; соответствие изделия его предназначению, то есть способность его выполнять ту или иную функцию в процессе жизнедеятельности человека. Многофункциональность - заложенная в изделии способность вы полнять несколько функций.

ФУНКЦИЯ

— работа, которую выполняет или предназначено выполнять изде­лие; смысловая, знаковая и ценностная роль вещи. Ф. определяет ха­рактер и вид предмета (или действия с ним). В зависимости от типа деятельности, в которую включено изделие, различаются:

адаптивная Ф. — способность вещи или среды облегчать процесс ада­птации человека, создавая условия для оптимального протекания де­ятельности. А. ф. определяет качество среды с точки зрения челове­ка, например комфорт;

инструментальная Ф. — функция вещи, связанная с деятельностью по преобразованию среды или материала. Является основой для орудий труда, оснащения и пр.;

результативная Ф. — функция, приобретенная вещью в процессе зна­кового закрепления в общественном сознании ее роли и смысла для деятельности человека. ;

интегративная Ф. — функция вещи в культуре, поскольку в ней объ­единены и проявлены качества культуры в целом: смыслы, тради­ции, ценности, выраженные в материале и форме, как отражение об­раза жизни. Проявляется в историческом, социальном или средовом контексте.

Наши рекомендации