Память о прошлых жизнях
Душа умершего запоминает только самую суть своего прошлого опыта, а не внешние подробности. Только если душа приносит в нынешнее проявление какую-то часть своей прошлой личности, можно вспомнить какие-то подробности прошлой жизни. Иначе, только йогадришти (yogadrsti) может принести воспоминание.
Мать
Перевоплощается не внешняя личность, к появлению которой причастны родители, окружающие условия и обстановка — ум, витальность тело, — она рождается заново: из тела тело переходит только психическое существо. И естественно, что ни ментальное, ни витальное существо не может помнить прошлых жизней или узнать себя в характере или типе жизни той или иной личности. Помнить может только психическое существо; и лишь начиная осознавать свое психическое существо, мы получаем доступ к впечатлениям прошлых жизней.
Мать
В обычной жизни — и при этом я имею в виду жизнь определенной elite[9] высокоразвитых людей — связь между внешним существом и психическим имеет прерывистый характер; она возникает в результате определенных осознаний или внутренних потребностей. В такой момент психическое существо, как говорит Шри Ауробиндо, "проявляется вовне", то есть оно выходит на поверхность сознания, оказывается на очень короткое время в непосредственном контакте с физическими условиями, с формами, словами, звуками и т.д.; тогда оно запечатлевает все, подобно фото или киноаппарату — только в этот момент, в редкие минуты жизни. Такие моменты могут повториться несколько раз, но они не продолжительны; и запоминает только психическое существо. Когда же у вас возникают настоящие психические воспоминания, чистые и спонтанные воспоминания, а не фантазии ума или витальности — то есть чисто психические, точные и ясные, — воспоминания ваши отрывочны. И часто бывает очень трудно определить прошлую жизнь и сказать: "Я был там-то или тем-то". Только когда психическая связь возникла в какой-то очень важный для вас момент, и сама окружающая обстановка дает вам как бы ключ к вашей истории (одежда, произнесенные слова, обстановка или внешние условия), вы можете сказать: "О! Та жизнь, я жил тогда". Но если кто-то придет и начнет рассказывать все свои прошлые жизни, начиная с обезьяны, с массой подробностей, будьте уверены, все это вздор!
Мать
В: А как быть с историями, которые часто встречаешь в газетах, о маленьких детях, помнящих свои прошлые жизни и помнящих довольно подробно, что выглядит вполне правдоподобно? Изучение именно таких случаев привело парапсихологов к убеждению о существовании перевоплощения. Значит, они не совсем на ложном пути? И как еще можно научным методом продемонстрировать перевоплощение?
Упоминаемые вами случаи, те, о которых пишут в газетах, это всегда воспоминания витального существа, выходившего из одного тела и входившего в другое. Такое иногда случается, хотя и нечасто.
Я же имею в виду воспоминания психического существа. Их осознаешь, только когда находишься в сознательном контакте с этим существом.
В этом нет никакого противоречия.
Мать
В девятистах девяносто девяти случаях из тысячи после смерти сохраняется лишь тонкое психическое образование в центре существа; все остальное растворяется, распадается на части, рассеивается повсюду: личности больше не существует. Далее, часто ли в физической жизни психическое существо принимает сознательное участие в том, что делает физическое существо?.. Я не говорю о тех, кто выполняет йогу и хоть немного подготовлен; я говорю об обычных людях, о тех, у кого есть психические способности, чье психическое уже достаточно развито, чтобы быть способным принимать какое-то участие в их жизни и руководить ею — некоторые проводят многие годы без вмешательства психического. И такие люди приходят и рассказывают вам, в какой стране они рождались и на кого были похожи их отец и мать, и какой у них был дом, купол церкви, и лес рядом, и прочие события их жизни! Это все глупости, так как все это стирается, таких вещей больше не существует, в то время как воспоминание, которое может прийти, связано с каким-то особенным моментом жизни, когда есть особые условия, "жизненные" моменты, во время которых психическое существо — в ответ на внутренний призыв или движимое необходимостью — вдруг проявилось и тогда это запечатлевается в психической памяти. Когда воспоминание приходит из психического сознания, вы помните обстановку в тот момент жизни, чувство, сознание, которое проявилось в тот момент. И тогда это передается в сознание вместе с конкретными ассоциациями, со всем, что вас окружало, возможно вместе с произнесенным словом, услышанной фразой; но что важнее всего, так это состояние души, в котором вы находились, так как это в самом деле остается очень сильным впечатлением. Это вехи психической жизни, то, что оставило глубокое впечатление и приняло участие в ее формировании. Следовательно, когда вы обнаружите свое психическое существо уже сознательно, отчетливо и навсегда, вы все это вспомните. Их может быть немного; но эти моменты подобны вспышкам, и вы не можете сказать: "Я был такой и такой человек, делал то и то, меня звали так, и я был тем или этим". Иначе бы это означало, что в тот момент (достаточно редкий) очень удачно сложились условия, позволившие запечатлеть и дату, и место, и страну, и возраст. Хотя и такое тоже может случиться.
Естественно, психическое принимает все большее и большее участие в жизни, и чем больше это участие, тем больше воспоминаний. И тогда уже можно просмотреть всю жизнь, хотя и не во всех подробностях. В какие-то моменты можно почувствовать, что "это что-то напомнило" или "я был там". В определенные моменты, да, в очень важные моменты жизни... Чтобы полностью отождествиться с психическим существом, нужно организовать вокруг него все свое существование, все существо целиком — все самые мельчайшие части, элементы, все движения существа — с тем, чтобы стать единым существом, обращенным лишь к Богу; и если теперь теряешь тело, это остается. Только полностью сформированное сознательное существо может вспомнить в другой жизни все, что случалось прежде. Оно может даже сознательно переходить от жизни к жизни, ничего не теряя из своего сознания. Многие ли из живущих на земле достигли этого состояния? Конечно, немногие. И обычно они не склонны рассказывать о своих приключениях.
Мать
Только когда сознательно отождествляешься со своим божественным происхождением, можно действительно говорить о воспоминании прошлых жизней. Шри Ауробиндо говорит о последовательном проявлении Духа в формах, в которые он облекается. Когда достигаешь вершины этого проявления, то получаешь видение, охватывающее проделанный путь, и вспоминаешь.
Но это воспоминание не ментальной природы. Те, кто заявляет, что видели себя средневековым бароном или еще кем-то, живущим в определенном месте и в определенное время, фантазируют — они просто стали жертвами собственного ментального воображения. От прошлых жизней не остается никаких прекрасных сцен, в которых вы предстаете в виде могущественного лорда в замке или прославленного генерала во главе армии — все это просто фантазии.
В памяти остаются лишь те моменты, когда психическое прорывается из глубин вашего существа и проявляется на поверхности сознания — то есть те моменты, когда вы полностью сознательны. Они свидетельствуют о росте сознания, постепенно пробуждающегося в процессе развития, а воспоминания о прошлых жизнях в основном связаны с критическими моментами этого развития, с поворотными пунктами, отмечающими процесс развития вашего сознания.
И когда вы проживаете подобные моменты своей жизни, вас совсем не интересует, что вы именно м-р X, уважаемый человек, живущий здесь в определенное историческое время; остается вовсе не воспоминание вашего социального положения. Напротив, вы перестаете осознавать эти незначительные внешние детали, обстановку и все происходящее, так как можете быть полностью ослеплены откровением души или касанием божественного. Когда вы вспоминаете подобные случаи из прошлых жизней, воспоминание оказывается настолько интенсивным, что вы как бы все еще пребываете там — все так живо, гораздо живее большинства обычных воспоминаний нынешней жизни. Время от времени во сне, когда возникает связь с определенным уровнем сознания, может возникнуть воспоминание подобной интенсивности, подобного сияющего цвета, гораздо более интенсивного, нежели цвета и предметы физического мира. Это моменты истинного сознания, и все тогда приобретает необычную яркость, особую насыщенность, мерцание, непривычное глазу качество.
Эти минуты встречи со своей душой часто становятся поворотными моментами жизни, шагом вперед, прорывом сознания, и нередко они совпадают с кризисом, с какой-то сложностью, когда во всем существе возникает зов, зов настолько сильный, что внутреннее сознание преодолевает слои несознания, покрывающего его, и проявляется во всем своем великолепии на поверхности. Этот зов существа, когда он становится очень сильным, может также, привести, к нисхождению божественной эманации, индивидуальности, божественный аспект которой соединяется с вашей нынешней индивидуальностью, чтобы исполнить данную работу, выиграть битву, что-то выразить — как только работа исполнена, эманация, как правило, отступает назад. Тогда может сохраниться воспоминание окружающей обстановки того момента, когда происходило это откровение или вдохновение: снова видишь сцену, цвет платья, в котором был, цвет своей кожи, все тебя окружающие предметы — все, что запечатлелось неизгладимо и с необычной интенсивностью, по сравнению с тем, что свойственно вещам в обычной жизни, с их истинной интенсивностью и истинной окраской. Сознание, открывшееся вам, оказывается тем же сознанием, что пребывает повсюду. В такие моменты вы с помощью этих деталей можете восстановить ту далекую эпоху или то, чем занимались, узнать страну, в которой жили; хотя при этом очень легко впасть в романтизм и принять воображаемое за действительность.
И все же вам не следует думать, что воспоминания прошлых жизней это лишь моменты большого кризиса какой-то важной миссии или особого откровения. Это могут быть и простые моменты прозрения, когда смогла проявиться полная, совершенная гармония вашего существа. И это может быть связано с какой-то совсем незначительной внешней ситуацией.
Не остается ничего, кроме окружавшего вас в тот момент, кроме контакта с психическим существом. И как только особый момент прошел, психическое существо погружается во внутренний сон, а вся внешняя жизнь возвращается к серому однообразию, от которого не остается ровным счетом ничего. И это напоминает то, что происходит в вашей теперешней жизни: кроме редких моментов, когда оказываешься в высшей точке своего существа — ментального, витального или даже физического, — все остальное окрашено каким-то нейтральным цветом и не представляет из себя ничего особенного, с теми мелкими заботами, когда совсем не важно, где именно вы находитесь и что именно делаете. Попробуйте охватить свою жизнь целиком, понять, какой она была в течение последних двадцати, тридцати, сорока лет, в чем был ее смысл, и увидите, что вспомнятся два-три образа, значимых момента; все остальное вычеркивается. В сознании происходит что-то вроде спонтанного отбора малого и полного уничтожения остального. Это даст вам кое-какое представление о том, что происходит с вашими прошлыми жизнями: отбирается несколько исключительных моментов и уничтожается все остальное.
И кроме того, самые ранние жизни очень отрывочны, из них сохраняется немногое — отдельные разрозненные воспоминания. Но чем более развивается сознание, тем больше психическое соотносится с внешними активностями, растет число воспоминаний и они становятся более сознательными и ясными. Но и в этом случае сохраняются только те воспоминания, которые возникают от соединения с душой и иногда от того, что соответствовало психическому откровению — не общественное положение, не меняющиеся вокруг сцены. И это вам объяснит, почему так называемое воспоминание прошлых жизней в животном облике — это самые настоящие фантазии: божественная искра погружена у животных слишком глубоко, чтобы она могла сознательно выйти на поверхность и как-то соотнестись с внешней жизнью. Нужно стать полностью сознательным, сознательным во всех своих частях, полностью соединиться со своим божественным первоисточником, прежде чем можно будет действительно сказать, что помнишь свои прошлые жизни.
Мать
В: Есть люди, которые рассказывают о жизни других.
Да, я знаю. Мне все это хорошо известно. Я слышала всевозможные истории... Они рассказывают их одну за другой... Они смотрят на вас и говорят: "В той жизни ты был тем-то и тем-то, делал то-то и то-то". Уверяю вас, что это неправда. Поскольку я знаю, как понять, откуда взялось такое видение и что это за человек, и почему — только это будет не совсем то, о чем вы можете писать рассказы. Когда вы заглядываете в глубь человека, когда получаете восприятие психического мира, когда вы способны понять, где именно находится психическое, тогда вы сразу же можете увидеть сцену, образ, форму, слово; что-то вроде ассоциации, благодаря которой даже в теперешней личности все еще остаются определенные симпатии и привязанности, которые пришли из предыдущих жизней. Но как я уже говорила, все это лишь "моменты жизни". И когда видишь, можно видеть и эти моменты, но невозможно рассказать о всей жизни.
Мать