Успешность коммуникации и коммуникативные навыки
Оглавление
Введение. Коммуникативная компетентность специалиста…………3
1. Успешность коммуникации и коммуникативные навыки ……………...4
2. Методы оценки PR-деятельности ………………………………................6
3. Коммуникативная личность ………………………………………...7
4. Профессионально-личностные качества PR-деятельности………………9
5. Творческая составляющая коммуникативной личности.………………..10
Список литературы………………………………………………..……...11
Введение. Коммуникативная компетентность специалиста.
Актуальность темы коммуникативная компетентность заключается в том, что компетентность является одним из важнейших понятий коммуникативной теории. Оно широко используется наряду с базовыми понятиями данной системы научного знания.
Трудно переоценить значение коммуникативной компетентности для современного общества, отличающегося усложнением связей, взаимодействий между людьми. Современное российское общество отличается высокой динамичностью. Происходящие в стране кардинальные перемены в политической, экономической, социально-культурной сферах привели к значительному повышению роли нравственной, духовной личности, сочетающей высокий уровень ответственности и свободы в определении своего жизненного предназначения. В этих условиях важнейшим фактором общественного развития является коммуникативная компетентность специалистов.
Многие руководители предприятий сталкиваются с проблемами, связанными с неэффективностью деятельности набранных ими сотрудников. Подбор персонала является чрезвычайно важной задачей для любого предприятия. В новой фирме имидж первых сотрудников создает ее "лицо", а их деловые качества и соответствие функциональным обязанностям во многом являются залогом успешности ее работы.
Не менее важен и правильный отбор персонала в уже существующую фирму. При этом новые сотрудники должны быть не только достаточно грамотными (уровень их компетентности при желании руководства можно повысить в процессе обучения), но и вписаться в коллектив, не нарушив существующее в нем равновесие и взаимодействие
Таким образом, одним из основных требований к персоналу в целом является соответствие сотрудников их профессии в целом, так как определенные качества личности (например, тревожность или замкнутость, высокие притязания или неуверенность в себе) могут стать серьезным препятствием не только для карьерного роста, но и для выполнения основных функциональных обязанностей, связанных с той или иной должностью.
Карьера любого специалиста весьма многогранна. В любой профессии можно остаться на самой низкой ступеньке иерархической лестницы, а можно достичь высоты, власти, став высокообразованным и квалифицированным профессионалом. Коммуникативная компетентность, владение искусством общения, как оправа для бриллианта, может помочь реализовать свои замыслы и намерения, стать преуспевающим человеком, вызывающим уважение у деловых партнёров.
Коммуникация это уникальный специфический вид деятельности, без которого невозможно стать хорошим профессионалом. Чтобы выиграть нужно уметь говорить и слушать, формулировать соответствующие конкретной ситуации вопросы и ответы, действовать естественно, искренне и откровенно, если это способствует достижению цели, или гибко менять стратегии и выбирать разнообразные приёмы психологического влияния на партнёра по деловому взаимодействию, если в этом есть необходимость.
Успешность коммуникации и коммуникативные навыки
Поведение коммуникантов в процессе общения преследует определенные цели. Для достижения коммуникативных целей мы пользуемся определенными приемами, которые называют коммуникативными стратегиями, коммуникативными тактиками и коммуникативными навыками.
- Коммуникативной целью будем называть стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт. Объявить импичмент, подать на развод, взять на себя обязательства по послепродажному обслуживанию – это ключевые речевые составляющие коммуникативного поведения в данной ситуации, реализующие то или иное намерение коммуниканта осуществить то или иное действие через коммуникативный акт.
Коммуникативные цели осуществляются не в вакууме, а в среде целей других коммуникантов, поэтому между словом и делом всегда – пропасть. Например, осуществить деприватизацию – цель левых радикалов – наверняка встретит сопротивление других участников социального коммуникативного процесса.
- Коммуникативная стратегия – это часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели.
Стратегия – общая канва поведения, которая может включать и отступления от цели в отдельных шагах. Так, продавцов, в частности, учат стратегии продажи товара через коммуникацию с покупателем: иногда продавец может высказаться плохо о том или ином товаре, но при этом он неявно рекламирует другой имеющийся товар! Или. Продавец (особенно уличный распространитель) может использовать невербальные приемы (предложение посмотреть брошюру с иллюстрациями – проникновение в личное пространство потенциального покупателя).
Мы каждый день используем определенную стратегию приветствия для разных людей и для разных целей коммуникации с этими людьми. И многие стратегии ритуализируются. НО… Нельзя повторять один и тот же аргумент или лозунг: он теряет информативность и степень доверия к нему также падает: Слова ветшают, как платье. Если вы часто опаздываете, и оправдываете свое опоздание, например, плохой работой транспорта, то вам перестают верить. Когда же это на самом деле происходит, то вашей правде не верят.
- Коммуникативная тактика, в противовес стратегии, как общей канве коммуникативного поведения, рассматривается как совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия. Коммуникативная тактика –мелкий масштаб рассмотрения коммуникативного процесса, она соотносится не с коммуникативной целью, а с набором отдельных коммуникативных намерений.
- Коммуникативное намерение (задача) – тактический ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели. Вспомним примеры «временной откровенности» политиков, признающихся: “Мы не ангелы, мы простые люди”, хотя коммуникативной целью является убедить избирателя в исключительности потенциального кандидата. Для этого могут использоваться также невербальные элементы коммуникации (простая одежда, кандидат в домашней обстановке и в свитере и другие приемы имиджмейкерства). Намерение и цель здесь разные, но в конечном итоге, в рамках стратегии намерение способствует осуществлению общей цели.
- Коммуникативный опыт имеет непосредственное отношение к формированию коммуникативной личности. Значения слов хранятся как память о прошлых результатах их употреблений – так и коммуникативный опыт понимается как совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих или не ведущих к реализации коммуникативных стратегий.
Успешность и неуспешность интертекстуальна, она включается в контекст сегодняшнего дня. Так, на заре развития капитализма реклама типа Наш ассортимент еще ширее (реальный пример их воронежской газеты Ва-Банк) могла быть успешной, сейчас это неуспешный ход, который может разрушить всю рекламную стратегию торговой компании, подорвав ее авторитет.
Специалист сферы общественной коммуникации, должен обладать определенными коммуникативными навыками, то есть, он должен
- уметь эффективно формировать коммуникативную стратегию;
- уметь эффективно пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации;
- уметь эффективно представлять себя (или свою компанию) как участника коммуникативного процесса.
Под эффективностью здесь подразумевается соотнесение вербальных и невербальных приемов с целями и задачами коммуникации, коммуникативной перспективой, системная спаянность элементов коммуникативной стратегии, практическая целесообразность отдельных тактических ходов.