Дифференциация научных знаний
По общему характеру целей научные исследования можно разделить:
· Фундаментальные исследования – направленные на более глубокое познание объективной реальности без учета практического эффекта от последующего применения знаний.
· Прикладные исследования – опираются на результаты фундаментальных исследований и направлены на получение знаний, которые требуются для решения конкретных практических задач.
По различиям в объекте и предмете наукиделятся на группы:
· Естественные науки, где в качестве объектов исследования выступают природные явления.
· Гуманитарные и социальные науки, где в качестве объектов исследования выступают человечество, группы людей и отдельный человек.
· Точные науки, где в качестве объектов исследования выступают различные знаково-символические средства и способы построения знаково-символических систем.
· Технические науки, которые направлены на решение практических задач и конструирование искусственных объектов.
При проведении конкретных научных исследований можно выделить несколько типов целей:
· Поисковые исследования – попытка решить проблемы, которые никто не решал или не ставил.
· Критические исследования, проводимые с целью опровержения теории, модели, гипотезы, закона.
· Уточняющие исследования – установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты, в пределах которых проявляются эмпирические закономерности.
· Воспроизводящее исследование – точное повторение эксперимента предшественника для определения достоверности ранее полученных результатов.
3. Логико-гносеологические методы научного познания
Индуктивный метод естественнонаучного познания (Ф. Бекон): максимально широкое получение опытных (эмпирических) данных с их последующим обобщением.
Гипотетико-дедуктивный метод естественнонаучного познания (Г. Галилей, И. Ньютон): выдвижение гипотез и построение моделей, позволяющих объяснить факты и явления; планирование и проведение исследования с целью проверки верности гипотез; интерпретация полученных данных; вывод о подтверждении или опровержении гипотез.
Аксиоматический метод познания в точных науках: умозрительное введение (постулирование) предметов, фиксирование их с помощью знаково-символических средств и разработка правил преобразования и оперирования знаково-символическими средствами. Приложение логико-математических систем к описанию различных явлений.