Глоссарий основных определений дисциплин (модуля)

Авторитет - признание достоинств, преимуществ, способностей личности, группы, организации. Социально-психологической основой авторитета является наличие определенных заслуг, качеств, престижность исполняемой социальной роли, ответственность поведения.

Агрессивность - кратковременное эмоциональное состояние или черта характера человека. Выражается в гневе, злости, действиях против других людей.

Адаптация - приспособление организма, личности к изменившимся условиям жизни в целом.

Адекватность - соответствие, равнозначность.

Активность личности- инициативное воздействие на окружающую среду, на других людей и себя.

Акцентуации характера- чрезмерная выраженность его отдельных черт. При неблагоприятных обстоятельствах могут приводить к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности.

Амбиция - самовлюбленность, надменность, самоуверенность, завышенная самооценка своего "Я". Амбициозное поведение свидетельствует о деформированном самосознании, недооценке других людей.

Аутизм- крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний.

Аутогенная тренировка - активный метод психотерапии, сочетает самовнушение и саморегуляцию, ее приемы помогают управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность.

Аффект - кратковременное сильное эмоциональное состояние (гнев, страх, ужас, экстаз, радость и др.). При аффекте действия подчиняются эмоциям, а не логическому мышлению.

Валеология - наука о здоровье человека, предпосылках и факторах здорового образа жизни.

Внимание - активная направленность сознания на определенный объект при одновременном отвлечении от других предметов и явлений.

Волевые действия - сознательно контролируемые действия, направленные на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленной цели.

Воля - сознательное управление субъекта своим поведением, способность мобилизовать силы на преодоление трудностей, стоящих на пути к цели.

Воображение - психический процесс создания новых образов на основе имеющихся представлений, знаний, опыта.

Воспитание - в широком смысле - деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, в узком - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, обеспечивающих необходимые условия для его развития.

Восприятие - психический познавательный процесс, отражение предметов и явлений в совокупности их свойств, частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Депрессия- субъективное состояние подавленности, пессимизма, угнетенности духовных сил. Возникает вследствие реакции на тяжелые ситуации (смерть близких людей, неудача, потеря жизненной перспективы, разочарование в чем-либо или в ком-либо).

Деятельность - активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели.

Защитные механизмы - сознательные и неосознанные способы преодоления отрицательных психических состояний.

Индивидуальность- проявление индивидуальных качеств человека во внешнем облике, телосложении, выразительных движениях, в чертах направленности характера, темперамента, в особенностях потребностей и способностей, познавательных, волевых и эмоциональных процессов, психических состояний, жизненного опыта.

Инсайт- интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении ее решения.

Интеллект- в широком смысле - умственные способности человека, совокупность всех познавательных процессов; в более узком - ум, мышление.

Интуиция- познание без видимого, осознанного участия, рассуждения, логических доказательств. Позволяет быстро, почти "внезапно" находить правильное решение проблемы.

Катарсис - освобождение от отрицательных чувств и мыслей под воздействием произведений искусства, музыки, соблюдения ритуалов. Один из методов психотерапии.

Лидер - член группы, за которым она признает преимущества в статусе и право принимать решения в значимых для нее ситуациях.

Личность - системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Менталитет - направленность и склад мышления личности, группы.

Мозговой штурм - условное название методов активизации группового поиска идей, решения проблемы.

Мотив - фактор (причина) побуждающие к деятельности, связанной с удовлетворением определенной потребности.

Мотивация - совокупность мотивов, побуждающих к достижению цели. Мотивацию следует отличать от мотивировки - объяснения человеком целесообразности и необходимости своих действий.

Мышление- психический процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира, высшая форма творческой активности человека.

Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих человека на выполнение поставленных задач.

Настроение - относительно слабо выраженное, но длительное эмоциональное состояние человека, которое оказывает влияние на все его психические процессы и деятельность.

Общение - специфическая форма взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности.

Одаренность - наличие у человека благоприятных задатков и способностей к какому-либо одному или нескольким видам деятельности.

Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на формы чувств.

Память - процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации.

Представления - образы предметов или явлений, которые ранее воздействовали на органы чувств, но в данный момент непосредственно не воспринимаются.

Психика - свойство животных и человека, выполняющее ориентирующие, контролирующие, приспособительные, побуждающие и смысло-образующие функции в поведении и деятельности.

Рефлексия - самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни.

Самосознание- система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и сообразно этому относится к себе.

Самовоспитание- сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.

Самооценка - суждение человека о наличии, отсутствии или слабости у него тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образцом, эталоном.

Самопознание - изучение человеком своей внутренней сущности в процессе общественной деятельности.

Сензитивность - повышенная чувствительность к происходящим событиям. Обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций.

Совместимость (психологическая) - взаимодополняемость, оптимальное единство и непротиворечивость психологических свойств двух или нескольких людей.

Способности- индивидуально-психологические особенности человека, которые определяют успешность обучения тем или иным видом деятельности.

Стресс- состояние психического и физиологического напряжения, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Темперамент - индивидуально своеобразная совокупность динамических проявлений личности.

Толерантность- отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.

Убеждение - личностное образование, представляющее собой оценочное отношение человека к действительности.

Установка- готовность к реализации актуальной в данной ситуации потребности.

Фрустрация- психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, связанное с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой-либо цели.

Характер- индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих отношения человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении и поступках.

Ценностные ориентации - разделяемые и внутренне принятые личностью материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости.

Чувства- одна из форм переживания человеком своего отношения к действительности, ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг.

Эйфория - состояние приподнятого настроения, беспечности, довольства, не соответствующее объективным условиям.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Валеология – как наука, ее цель, задачи, актуальность и перспективы. Понятие о здоровье.

2. Современные представления о здоровье. Составляющие здоровья. Здоровье в гармонии с окружающей средой.

3. Индивидуальное здоровье. Показатели индивидуального здоровья. Факторы здоровья.

4. Медико-биологические и психологические аспекты здоровья. Компенсаторные резервы здорового организма в разные возрастные периоды.

5. Понятие работоспособности человека, динамика. Возрастные изменения работоспособности.

6. Понятие физиологическая норма и патология, инвалидность.

7. Представления о здоровом образе жизни. Основные компоненты здорового образа жизни.

10. Роль семьи, воспитания, образования в формировании положительной мотивации к здоровому образу жизни.

11. Репродуктивное здоровье мужчины и женщины. Вступление в брак и планирование семьи. Бесплодие, причины и последствия.

12. Составляющие факторы здоровья. Способы оценки состояния здоровья.

13. Роль генетического фактора в проблеме здоровья человека.

14. Значение оптимального двигательного режима для формирования и сохранения здоровья. Профилактика гиподинамии.

15. Основные характеристики индивидуальной двигательной активности, ее значение для здоровья детей и подростков.

17. Значение оптимального и рационального режима жизни, труда и отдыха в разные возрастные периоды.

18.Эмоциональный Стресс. Механизмы проявления стресса. Профилактика стресса.

20. Основы и принципы рационального и полноценного питания детей и взрослых.

24. Витамины, их классификация и значение. Роль в развитии здорового организма ребенка и взрослого.

25. Иммунитет как составляющая здоровья. Виды иммунной защиты.

26. Тренировка иммунитета. Виды и методы повышения иммунной защиты организма в разные возрастные периоды.

29. Нарушение иммунитета в аллергических реакциях организма. Профилактика аллергий у детей.

30. Возможности терморегуляции организма в разные возрастные периоды.

31. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание, сущность закаливания, методы закаливания.

32. Особенности гормональной регуляции в детском организме, роль вилочковой и щитовидной железы.

33. Значение предупреждения и устранения вредных привычек для формирования здоровья детей и подростков.

34. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на организм и потомство. Новые подходы к профилактике.

35. Здоровьесберегающие технологии, способы их реализации.

Глоссарий основных определений дисциплин (модуля) - student2.ru

Наши рекомендации