Глоссарий основных определений дисциплин (модуля)
Авторитет - признание достоинств, преимуществ, способностей личности, группы, организации. Социально-психологической основой авторитета является наличие определенных заслуг, качеств, престижность исполняемой социальной роли, ответственность поведения.
Агрессивность - кратковременное эмоциональное состояние или черта характера человека. Выражается в гневе, злости, действиях против других людей.
Адаптация - приспособление организма, личности к изменившимся условиям жизни в целом.
Адекватность - соответствие, равнозначность.
Активность личности- инициативное воздействие на окружающую среду, на других людей и себя.
Акцентуации характера- чрезмерная выраженность его отдельных черт. При неблагоприятных обстоятельствах могут приводить к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности.
Амбиция - самовлюбленность, надменность, самоуверенность, завышенная самооценка своего "Я". Амбициозное поведение свидетельствует о деформированном самосознании, недооценке других людей.
Аутизм- крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний.
Аутогенная тренировка - активный метод психотерапии, сочетает самовнушение и саморегуляцию, ее приемы помогают управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность.
Аффект - кратковременное сильное эмоциональное состояние (гнев, страх, ужас, экстаз, радость и др.). При аффекте действия подчиняются эмоциям, а не логическому мышлению.
Валеология - наука о здоровье человека, предпосылках и факторах здорового образа жизни.
Внимание - активная направленность сознания на определенный объект при одновременном отвлечении от других предметов и явлений.
Волевые действия - сознательно контролируемые действия, направленные на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленной цели.
Воля - сознательное управление субъекта своим поведением, способность мобилизовать силы на преодоление трудностей, стоящих на пути к цели.
Воображение - психический процесс создания новых образов на основе имеющихся представлений, знаний, опыта.
Воспитание - в широком смысле - деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, в узком - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, обеспечивающих необходимые условия для его развития.
Восприятие - психический познавательный процесс, отражение предметов и явлений в совокупности их свойств, частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
Депрессия- субъективное состояние подавленности, пессимизма, угнетенности духовных сил. Возникает вследствие реакции на тяжелые ситуации (смерть близких людей, неудача, потеря жизненной перспективы, разочарование в чем-либо или в ком-либо).
Деятельность - активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели.
Защитные механизмы - сознательные и неосознанные способы преодоления отрицательных психических состояний.
Индивидуальность- проявление индивидуальных качеств человека во внешнем облике, телосложении, выразительных движениях, в чертах направленности характера, темперамента, в особенностях потребностей и способностей, познавательных, волевых и эмоциональных процессов, психических состояний, жизненного опыта.
Инсайт- интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении ее решения.
Интеллект- в широком смысле - умственные способности человека, совокупность всех познавательных процессов; в более узком - ум, мышление.
Интуиция- познание без видимого, осознанного участия, рассуждения, логических доказательств. Позволяет быстро, почти "внезапно" находить правильное решение проблемы.
Катарсис - освобождение от отрицательных чувств и мыслей под воздействием произведений искусства, музыки, соблюдения ритуалов. Один из методов психотерапии.
Лидер - член группы, за которым она признает преимущества в статусе и право принимать решения в значимых для нее ситуациях.
Личность - системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.
Менталитет - направленность и склад мышления личности, группы.
Мозговой штурм - условное название методов активизации группового поиска идей, решения проблемы.
Мотив - фактор (причина) побуждающие к деятельности, связанной с удовлетворением определенной потребности.
Мотивация - совокупность мотивов, побуждающих к достижению цели. Мотивацию следует отличать от мотивировки - объяснения человеком целесообразности и необходимости своих действий.
Мышление- психический процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира, высшая форма творческой активности человека.
Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих человека на выполнение поставленных задач.
Настроение - относительно слабо выраженное, но длительное эмоциональное состояние человека, которое оказывает влияние на все его психические процессы и деятельность.
Общение - специфическая форма взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности.
Одаренность - наличие у человека благоприятных задатков и способностей к какому-либо одному или нескольким видам деятельности.
Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на формы чувств.
Память - процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации.
Представления - образы предметов или явлений, которые ранее воздействовали на органы чувств, но в данный момент непосредственно не воспринимаются.
Психика - свойство животных и человека, выполняющее ориентирующие, контролирующие, приспособительные, побуждающие и смысло-образующие функции в поведении и деятельности.
Рефлексия - самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни.
Самосознание- система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и сообразно этому относится к себе.
Самовоспитание- сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.
Самооценка - суждение человека о наличии, отсутствии или слабости у него тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образцом, эталоном.
Самопознание - изучение человеком своей внутренней сущности в процессе общественной деятельности.
Сензитивность - повышенная чувствительность к происходящим событиям. Обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций.
Совместимость (психологическая) - взаимодополняемость, оптимальное единство и непротиворечивость психологических свойств двух или нескольких людей.
Способности- индивидуально-психологические особенности человека, которые определяют успешность обучения тем или иным видом деятельности.
Стресс- состояние психического и физиологического напряжения, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
Темперамент - индивидуально своеобразная совокупность динамических проявлений личности.
Толерантность- отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.
Убеждение - личностное образование, представляющее собой оценочное отношение человека к действительности.
Установка- готовность к реализации актуальной в данной ситуации потребности.
Фрустрация- психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, связанное с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой-либо цели.
Характер- индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих отношения человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении и поступках.
Ценностные ориентации - разделяемые и внутренне принятые личностью материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости.
Чувства- одна из форм переживания человеком своего отношения к действительности, ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг.
Эйфория - состояние приподнятого настроения, беспечности, довольства, не соответствующее объективным условиям.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Валеология – как наука, ее цель, задачи, актуальность и перспективы. Понятие о здоровье.
2. Современные представления о здоровье. Составляющие здоровья. Здоровье в гармонии с окружающей средой.
3. Индивидуальное здоровье. Показатели индивидуального здоровья. Факторы здоровья.
4. Медико-биологические и психологические аспекты здоровья. Компенсаторные резервы здорового организма в разные возрастные периоды.
5. Понятие работоспособности человека, динамика. Возрастные изменения работоспособности.
6. Понятие физиологическая норма и патология, инвалидность.
7. Представления о здоровом образе жизни. Основные компоненты здорового образа жизни.
10. Роль семьи, воспитания, образования в формировании положительной мотивации к здоровому образу жизни.
11. Репродуктивное здоровье мужчины и женщины. Вступление в брак и планирование семьи. Бесплодие, причины и последствия.
12. Составляющие факторы здоровья. Способы оценки состояния здоровья.
13. Роль генетического фактора в проблеме здоровья человека.
14. Значение оптимального двигательного режима для формирования и сохранения здоровья. Профилактика гиподинамии.
15. Основные характеристики индивидуальной двигательной активности, ее значение для здоровья детей и подростков.
17. Значение оптимального и рационального режима жизни, труда и отдыха в разные возрастные периоды.
18.Эмоциональный Стресс. Механизмы проявления стресса. Профилактика стресса.
20. Основы и принципы рационального и полноценного питания детей и взрослых.
24. Витамины, их классификация и значение. Роль в развитии здорового организма ребенка и взрослого.
25. Иммунитет как составляющая здоровья. Виды иммунной защиты.
26. Тренировка иммунитета. Виды и методы повышения иммунной защиты организма в разные возрастные периоды.
29. Нарушение иммунитета в аллергических реакциях организма. Профилактика аллергий у детей.
30. Возможности терморегуляции организма в разные возрастные периоды.
31. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание, сущность закаливания, методы закаливания.
32. Особенности гормональной регуляции в детском организме, роль вилочковой и щитовидной железы.
33. Значение предупреждения и устранения вредных привычек для формирования здоровья детей и подростков.
34. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на организм и потомство. Новые подходы к профилактике.
35. Здоровьесберегающие технологии, способы их реализации.