Позднее творчество Горького: проблема героя
Отдельно позднее творчество выделяется из-за переживания Горьким революции и глубокого душевного переворота. Он увидел свой идеал осуществлённым и ужаснулся: это был совсем не тот идеал, который он представлял. В 21 году он уезжает из России из-за процесса над эсерами (а по официальной версии лечиться на Капри). В шоке он начинает писать цикл рассказов 21-24 года. Понимание революции у него совсем другое, нежели в романе «Мать».
Роман «Жизнь Клима Самгина» писался с 25 года – до 36 года, почти до самой смерти. Роман остался незаконченным. Горький считал это произведение главным творением своей жизни, на фоне которого меркнут остальные. Впервые Горький работает с таким типом героя – авторский антипод. Горький ломает собственную поэтику – выбирает персонажа, который героем не является; он явно не обладает авторской симпатией; обладает рефлексией, но это Горькому не нравится. Но для Горького это важно, т.к. он хотел отдать своему герою все свои сомнения в революции – всё то, что он хотел сказать об историческом процессе, но не смел сделать своими устами. Подзаголовок: «40 лет». Формально роман о том, что большевики не могли не прийти к власти. А на самом деле это описание России и вариантов развития события. И Клим тоже ищет эти пути, но потом приходит к такому же выводу.
Замысел этой книги возник у Горького еще в 1907—1908 годах, когда буржуазная интеллигенция обнажила свое лицо, началось повальное предательство ею революции. Горький тогда и поставил своей целью разоблачить ренегатскую природу этой довольно значительной части русской интеллигенции, показать ее исторический путь.
Одной из первых попыток Горького в разрешении этой весьма важной политической задачи можно считать незавершенную повесть “Записки доктора Ряхина”, начатую, по всей вероятности, в 1908 году. В образе циника и нигилиста Ряхина виден несомненный предшественник Клима Самгина. В Ряхине уже намечалась самая характерная черта Клима Самгина, лежащая в основе социальной природы этого “героя” как общественного типа: стремление выдумывать себя.
Роман «Жизнь Клима Самгина» построен только через восприятие Клима Самгина с его пристрастными глазами (не смотря на весь его ум). Правда об историческом процессе всплывает, если убрать образ и восприятие Клима. Там нет множественности точек зрения. На примере этого героя Горький хочет показать, что интеллигенция находится в глубоком тупике.
1)В имени Клима Самгина противоречие – Клим народное и Самгин значит сам. 2) Разлад семьи, привычной системы ценностей; 3) Ещё одним ключевым моментом является то, что нравственные категории не являются обязательными, это вопрос выбора (вопрос со спасением мальчика: «А был ли мальчик?»).
Темы романа: 1) Интеллигенция и революция; 2) Крах русского предпринимательства; 3) сомнение в жизнеспособности интеллигенции; 3) тема пьес «Дети солнца»; 4) взаимоотношения личности и общества; 5) тема журнала «Вехи»; 6) тема пролетарского движения, неизбежности пролетарской революции. 7) проблемы национального русского самосознания (например, описывается хлыстовская секта); 8) женская тема (нет счастливой женской судьбы, все сломаны).
Образ Клима Ивановича Самгина имеет огромное, еще не в полной степени оцененное, национальное и мировое значение. Это наиболее сложный, емкий и психологически тонкий образ во всем творчестве Горького. В романе нет ни одной сюжетной линии, которая не была бы непосредственно связана с Самгиным. Какая бы ситуация ни изображалась в романе, автора интересует поведение Самгина в данной ситуации, его точка зрения, его переживания. Клим Самгин является представителем русской буржуазной интеллигенции конца XIX — начала XX века. Все оттенки ее психологии, все ее колебания, блуждания и тайные вожделения запечатлены в его образе.
Внешность Самгина отмечена ординарностью. “А лицо у вас обыкновенное”, — сказала ему Тося. Когда он родился, родители долго думали, какое ему дать имя. Отец назвал его Климом, говоря: “Простонародное имя, ни к чему не обязывает...” Претензия на героическую судьбу у нашего героя проваливается сразу же. С детских лет Клим решил “выдумать” себя, “иначе никто из взрослых не будет меня замечать”. Он также был озабочен своей оригинальностью.
Самгин не красив и не уродлив. В его внешности нет ничего яркого. Мелкие, невыразительные черты лица. Клим Самгин вечно находится на грани между порядочностью и аморализмом. Он всегда колеблется и никогда не может двинуться в ту или иную сторону. Он тяготеет к предательству, но сам себе в этом ни за что не признается. Жизнь Клима Ивановича Самгина раскрыта Горьким как жизнь человека, постоянно находящегося в процессе довольно напряженных, мучительных исканий, но не способного что-либо найти, до конца самоопределиться. Над чем бы Самгин ни думал, сознание его всегда было на перепутье, на перекрестке людей и течений. Он всегда опасался четкой постановки вопросов, твердых решений, стараясь “ставить свое мнение между да и нет”. Эту неустойчивость прививала Самгину вся обстановка, в которой он воспитывался.
Клим Самгин причислял себя к “лучшим людям страны”, но всерьез не задумывался над вопросом, какую позицию должны занимать эти люди к царящему мраку. Свое душевное состояние Клим еще в юности оценил как “смуту”. Зрелость не подарила ему тишины и ясности. Особенно трудным оказалось разобраться в собственной личности. Нередко он ловил себя на том, что “наблюдает за собой, как за человеком, мало знакомым ему и опасным для него”. Недовольство собой иногда превращается в чувство вражды к себе.
Самгин был бессилен выбраться из жизненной путаницы. Она росла и затягивала его. Постоянно боясь утратить свою индивидуальность, Клим не замечал, что он все больше утрачивает ее. Он довольно часто боится остаться наедине со своими мыслями.
Достигнув сорока лет, он говорит: “Я еще не познал себя”. Фраза эта вырвалась у него “неожиданно”, а неожиданные, непроизвольные высказывания Самгина были самыми искренними. “В сущности, я бездарен”, — признается Самгин в горькую минуту самопознания, наедине с самим собой.
Самгин бездарен в любви, в человеческих отношениях, в жизни. У него нет ни друзей, ни близких. В противоречивой двойственности — весь Самгин. Носитель интеллекта, он тяготится им; представитель интеллигенции, он отрицает ее. Этот мотив самоотрицания в конечном счете приводит к самоуничтожению, пустоте, варварству.
В конце романа Самгин находится в состоянии полнейшей растерянности. Одинокий и опустошенный, он ставит все тот же роковой вопрос, который не давал ему покоя в юности: “Что должен делать я и что могу я сделать?”
Подводя итог жизни своего героя, Горький пишет: “Клим Иванович Самгин видел много, много слышал и пребывал самим собою как бы взвешенный в воздухе над широким течением событий. Факты проходили перед ним и сквозь него, задевали, оскорбляли, иногда — устрашали. Но все проходило, а он непоколебимо оставался зрителем жизни”.
До сих пор идёт спор о жанре. Горький подписал его повесть, хотя роман состоял из четырёх томов. Горький так сделал, потому что всё ориентировано на восприятие одного человека – в книге нет романного содержания, герой – не герой. Книга, к тому же, не получила логического завершения. Вообще, есть черты автобиографического и идеологического романа. Литературоведы склоняются к оценки как романа-эпопеи.
Трудно назвать другое произведение, в котором были бы даны различные образы опустошенности, как это сделал Горький в своем романе. И Самгин встает перед читателем как некий символ пустоты.
Черты новой прозы Горького: 1) художественная незавершённость и отказ от традиционного сюжетосложения; 2) соотношение психологического, бессознательного и символического; 3) проблема отщепенства, отторжения человека и мира; 4) тяготение малых форм к роману; 5) явное следование традициям модернизма.
В незавершенной повести “Все то же” (1915) мы видим очередную попытку Горького изобразить самгинский тип. Герой повести “Все то же” Смагин тоже имеет склонность выдумывать себя, представлять себя значительнее, чем он есть. Вопрос о самгинском типе публицистически освещался Горьким и в его статьях “Разрушение личности”, “О цинизме” и других.