Способности к достижению цели
При работе с подобными нарушениями терапевту очень важно создать условия для осознания клиентом одной простой истины: когда он уклоняется от достижения собственных целей по причине нежелания за них платить, это вовсе не обозначает, что он действительно избегает платы. Соответственно, упражнения, предназначенные для коррекции подобных нарушений, должны быть устроены таким образом, чтобы моделировать ситуации достижения какой-то вполне определенной цели, требующей достаточно серьезных энергетических затрат. Такие упражнения дают возможность увидеть, осознать, осмыслить привычные взаимоотношения клиента с темой платы, ответственности, осознать реально существующий у него ресурс как вполне достаточный для достижения любой цели, и освоить доступы к этому ресурсу и самому понятию платы. Это становится возможным за счет того, что, во-первых, смоделированные ситуации оказываются выделенными из жизни, обостряют тему личностной ответственности, во-вторых, оказываются проще и очевиднее, нежели в жизни, и, наконец, в-третьих – благодаря настойчивости и терпению терапевта, не позволяющим клиенту от поставленной цели уклониться. Девизом всех этих упражнений можно считать старую русскую пословицу «Что потопаешь, то и полопаешь».
Подойдут для этих целей уже известные вам упражнения «ИГРА В МЯЧ» и «КОНЕЦ ТЕРПЕНИЮ». Не менее удачным будет и использование следующих упражнений:
Упражнение «ПОЛНАЯ ОТДАЧА»
Упражнение может быть использовано и в индивидуальной, и в групповой работе. В зависимости от намерений и задач терапевта можно использовать разные варианты инструкций либо их комбинации.
Инструкция для клиента. Выберите из ваших имеющихся на сегодняшний день желаний такое, которое, на ваш взгляд, в наибольшей степени соответствует именно выражению «я хочу», а не «хотелось бы», «должен», «хочется» и т.п. Затем лягте в уже привычную для вас позу – на спине, ноги согнуты и прочно стоят на земле, глаза открыты. Представьте себе, что для того, чтобы достичь желаемого вами, вам необходимо и достаточно изо всех сил бить ладонями в пол. На вдохе вы поднимаете руки, а на выдохе с максимально возможной силой – и обязательно со звуком – бросаете руки на пол. Удар должен быть точным, хлестким и мощным – желательно таким, чтобы рука от пола после удара не отскакивала. Это будет означать, что всю имевшуюся энергию вы пустили в полезное дело – ни на какие отскоки, отдачи и обратный ход ее уже просто не осталось. Звук (вполне подойдет знакомое вам по фильмам про восточные единоборства «ха!») пусть будет не долгим, протяжным и растянутым на все путешествие руки до пола, а коротким, предельно энергичным, добавляющим вам силы для удара. И даже напор выдыхаемого вами воздуха должен достигать своего максимума в момент удара. И так – на каждый выдох.
Второй вариант выполнения упражнения несколько сложнее. Вам предстоит, совершая полноценный удар-бросок рукой, в самый последний момент останавливать руку, не прикасаясь к полу. Повторить это стоит раз пятнадцать-двадцать.
Для третьего варианта выполнения этого упражнения потребуется партнер.
Процедура выполнения. Партнер-помощник садится за спиной работающего. Тот закидывает руки назад, и помощник изо всех сил (не забывая, впрочем, о принципе «Сила терапевта не должна превышать силу клиента») удерживает руки работающего, мешая ему совершить удар. Сопротивление оказывается только ладонями, обхватывать кисти нельзя! Задача работающего – преодолев сопротивление помощника, все-таки нанести удар по полу. Повторить также стоит не менее пятнадцати раз.
Нужно предупредить, что при выполнении этого упражнения нередко возникают очень сильные чувства, и человек может и рыдать, и хохотать, и, простите, материться. Ничего страшного – позвольте себе это.
Упражнение «ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ»
Упражнение может быть использовано в индивидуальной работе, в групповом формате и в качестве домашнего задания клиенту.
Инструкция для клиента. Примите любую удобную для вас в настоящий момент позу и, как всегда, просканируйте собственное тело на предмет выяснения общего состояния мышц в этом его положении. Затем начните медленно наращивать напряжение сразу во всех имеющихся в вашем организме мышцах, постепенно доводя это напряжение до того, что вам покажется пределом переносимости. Когда вы до этого предела доберетесь, задержитесь в нем на несколько секунд, прочувствуйте, что же это такое – предельное напряжение, а затем усильте его еще чуть-чуть. А потом еще чуть-чуть. И еще капельку. И когда станет совсем уже невозможным напрягаться еще сильнее – еще совсем немножко. Не забудьте, что напрягаться должны действительно все мышцы – от скальпа до пальцев на ногах.
Когда ваши силы иссякнут окончательно, сбросьте сразу все напряжение и расслабьтесь до состояния лежащего на полу коврика. Отдохнете – повторите всю эту процедуру столько раз, на сколько хватит вашего исследовательского интереса. Попробуйте пофантазировать – можно, например, сбрасывать напряжение так же медленно и постепенно, как вы его наращивали. А можно напрягаться мгновенно, а расслабляться не спеша. Можно и то, и другое делать быстро. Можно пытаться напрягать, а потом расслаблять мышцы отдельно взятой части тела.
Упражнение «БЕГ ЗА РЕСУРСОМ»
Упражнение вполне пригодно и для парной работы на группе, и для индивидуального приема.
Процедура выполнения. Задача того партнера, который будет работать первым, как можно более подробно и конкретно вспомнить такой момент в его жизни, когда ему было по-настоящему хорошо, спокойно и радостно. Чаще всего такое место отыскивается в детстве – уж хоть пять счастливых минут там может найти почти каждый. В самом крайнем случае – если человек убежден, что никакого такого момента в его прошлом не найти – можно вообразить себе такое место на Земле и такие обстоятельства, в которых можно было бы почувствовать себя совершенно спокойным, умиротворенным и счастливым.
Партнер-помощник своими расспросами помогает работающему предельно живо и детально восстановить в памяти (или в воображении) картинку происходившего в том самом ресурсном месте.
Когда картинка ресурсного воспоминания будет восстановлена в воображении работающего максимально живо и достоверно, он ложится на спину, сгибает ноги и… «бежит за ресурсом» (фото 110). Чем быстрее и сильнее он станет ударять пятками в пол – тем скорее добежит. Все – как в жизни. Понятно, что у многих найденная «зона ресурса» может находиться за тысячи километров от места сегодняшнего пребывания. Ничего страшного – в воображении возможно все. Достаточно представить себе, что каждый шаг – это, например, сто метров. Не стоит только добираться туда на самолете, теплоходе или автомобиле. В нашем случае очень важно получить возможность добраться до собственного ресурсного воспоминания не волшебным образом, а исключительно собственным трудом, необходимым для попадания в необходимую точку пространства и времени.
Задача помогающего партнера на этом этапе – максимально приблизить к реальности виртуальное путешествие работающего. Он может задавать вопросы о том, мимо чего тот сейчас пробегает, сколько уже оставил позади и сколько еще осталось. Он может также подбодрить партнера, если ему покажется, что бежать еще далеко, а сил уже не осталось.
Когда работающий партнер «добежит» до желанного места, помощник просто остается рядом – до того момента, когда работавший будет готов что-либо обсуждать.
Упражнение «ГОЛОС РЕСУРСА»
Упражнение может использоваться в индивидуальной работе, и в парах в групповом формате.
Процедура выполнения. Один из партнеров ложится на спину и ставит согнутые в коленях ноги на пол, оставляя при этом глаза открытыми на протяжении всего упражнения. Второй является только спутником, помощником, дающим работающему ощущение защищенности и присутствия доброжелательного человека рядом. Он укладывается рядом – как всегда, позаботившись в первую очередь об удобстве собственной позы, ведь в ней ему придется провести не менее пятнадцати минут. Одну руку он аккуратно подкладывает под шею работающему, давая ему контакт «земля». На протяжении всего упражнения он очень внимательно наблюдает как за своими чувствами и телесными ощущениями, так и за внешними проявлениями работающего. Когда тот закончит упражнение, помощнику нужно будет просто сесть рядом – так, чтобы работавший мог при желании встретиться с ним глазами или уклониться от его взгляда.
Сначала работающий попробует дать «слово» тому «нечто» в нем, которое помогло ему когда-то пережить момент собственного рождения. Он расслабит нижнюю челюсть, послушает свое дыхание и в какой-то момент постарается наполнить весь свой выдох звуком. Любым, какой получится. А потом поможет себе начать звучать именно оттуда, из своего давнего прошлого, из той части, которая помогла ему в труднейшем деле рождения. Когда он найдет именно такой свой голос, он может позволить себе звучать столько, сколько ему захочется - не забывая, разумеется, обращать внимание на все, что будет происходить внутри.
А потом, когда он поймет, что получил от этого процесса все, что было возможно, ему нужно будет вспомнить некую жизненную ситуацию, которая сейчас воспринимается им как проблемная, найти ее звук и устроить «диалог» между этими двумя звуками.
Упражнение «ПРЕОДОЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ»
Упражнение предназначено для групповой работы в тройках. Лучше всего, чтобы в тройки объединялись участники группы, примерно равноценные по росту и весу.
Процедура выполнения. Один из партнеров прочно становится на ноги, а два других изо всех сил удерживают его – каждый из них обхватывает обеими руками одно плечо, как бы собираясь на нем повиснуть. Задача удерживаемого – пройти с таким грузом на плечах не менее пяти-семи метров (фото 111).
Упражнение «РАЗРЫВУШКИ»
Упражнение предназначено только для применения в группе.
Процедура выполнения. Один человек становится в центр круга, образованного другими участниками группы. Все, кто стоит в кругу, очень крепко держатся за руки. Задача того, кто стоит в центре – любыми усилиями вырваться из круга, задача всех остальных – его не выпустить. Вырываться можно практически любыми способами – можно искать «слабое звено», уговаривать, соблазнять, угрожать, шантажировать, а можно подлезать под руками, перепрыгивать, прорываться и т.д.
После того, как в центре круга побудут все, имеет смысл обсудить стратегии, использованные каждым из игравших – ведь они с очевидностью являются самыми что ни на есть прямыми проекциями его жизненных стратегий.
Упражнение «КУЧА МАЛА»
Упражнение возможно использовать только в группе. Оно требует от терапевта огромной выдержки, уверенности и спокойствия. Для выполнения этого упражнения существуют определенные противопоказания: в нем не следует принимать участие людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, астмой, душевными заболеваниями психотического уровня, людям, перенесшим в течение последнего полугода полостную операцию или травму спины и беременным женщинам.
Процедура выполнения. Если количество участников группы не более шести, то выполняет упражнение вся группа, если же их число больше, то группу придется разбивать на две подгруппы по пять-семь человек каждая. По очереди каждый участник группы ложится на пол лицом вниз, согнув руки под грудью. Остальные участники по одному укладываются на него, так, чтобы в итоге сверху оказалось четыре-пять человек. Голова «нижнего» при этом должна оставаться свободной. Теперь задачей «нижнего» становится любой ценой вылезти из-под этой «кучи малы». Обратите внимание: со стороны вылезающего возможны любые действия! Безопасность других участников процесса является, к сожалению, их личным делом. Если кого-то из кучи скинули, возвращаться на прежнее место он не имеет права. Оставшиеся в куче не встают, пока «нижний» полностью не вылезет из-под них.
Главная задача терапевта – не обращать внимания на мольбы и причитания «нижнего», какими бы катастрофическими они ни казались. Разумеется, такое право терапевт получает только в том случае, если перед упражнением были озвучены все противопоказания, и он может быть уверенным в том, что все согласившиеся принять участие в упражнении этих противопоказаний не имеют. Не стоит забывать, что на причитания обычно тратится не меньше сил, чем на попытку вылезти, и мольбы страждущего чаще всего являются всего-навсего точным отражением его жизненной стратегии. Терапевт практически никогда не может позволить «нижнему» выбраться из кучи, не прилагая к этому усилий, только в результате просьбы о пощаде! Не менее важно добиться того, чтобы все участники группы, чье состояние здоровья не дает оснований отказаться, побывали в роли «нижнего». Если терапевт не уверен в своей стойкости и мужестве – лучше не использовать это упражнение в работе.
Упражнения для работы
С нарушением самоконтроля
Упражнения, используемые для коррекции нарушений самоконтроля, также можно разделить на две группы. В одну из них войдут упражнения, цель которых – создать условия, в которых самоконтроль окажется необходимым клиенту. Иными словами, подобные упражнения необходимы человеку, чья способность к самоконтролю недостаточна. Из известных вам упражнений с этой целью можно использовать «КОШАЧИЙ БОЙ», «ЗАМРИ-ОТОМРИ», «ПОЛНАЯ ОТДАЧА», «КОНТРОЛИРУЕМАЯ АГРЕССИЯ» и «ЧЕРЕПАШЬИ БЕГА». Неплохо будут работать на поставленную цель и следующие упражнения:
Упражнение «ПОПРОБУЙ УДЕРЖИ»
Упражнение состоит из двух частей. Одну из них вполне можно применять в индивидуальной работе, вторая же предназначена только для использования в группе.
Процедура выполнения. Для выполнения упражнения потребуются незаточенные карандаши – по одному на каждого участника. Суть упражнения состоит в удержании карандашей зажатыми между пальцами стоящих рядом участников (фото 112).
Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии примерно одной вытянутой руки и пытаются два карандаша, прижав их подушечками указательных пальцев. Дается задание, не выпуская карандашей, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад. Способы движения руками можно разнообразить по усмотрению ведущего.
После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг – так, чтобы расстояние между соседями было около полуметра. Карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания - поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение, вытянуть руки вперед, отвести назад, сузить круг, расширить круг, наклониться вперед, назад, выпрямиться, присесть, встать и т.д.
Если упражнение выполняется под медленную музыку, то в кругу можно устроить настоящий танец.
Упражнение «РАЗГОВОР СО СТРАХОМ»
Упражнение можно использовать как в индивидуальном, так и в групповом формате. В обоих случаях есть два варианта проведения упражнения: клиент (или каждый участник группы) может работать в одиночку или в паре с помощником, роль которого в индивидуальном формате выполняет психотерапевт. При работе в групповом формате каждый должен побывать и в роли работающего, и в роли помощника. В режиме «клиент – терапевт» в роли помощника выступает, естественно, только психотерапевт.
Исходя из разных задач, которые психотерапевт предполагает решить этим упражнением, инструкция вполне может быть изменена. Разговор, например, может состояться не со страхом, а с проблемой, мамой, ресурсом, воспоминанием, своим настоящим «Я» и т.д.
Инструкция для индивидуальной работы. Вы ложитесь на спину с открытыми глазами, сгибаете ноги и плотно упираетесь ступнями в пол.
А теперь понаблюдайте пару минут за вашим дыханием, чуть приоткройте рот – и начните звучать. Сначала просто поэкспериментируйте немного с собственным голосом, попробуйте на вкус разные звуки разной высоты и громкости, а потом попробуйте голосом – без слов! – поговорить с собственным страхом. С любым – на ваш выбор – из тех, что имеются в вашей личной истории. Главное, чтобы он был настоящий, значимый, а не высосанный из пальца. Вы говорите, а он вам отвечает - и все голосом! Это совершенно не обозначает, что ваш диалог потом можно будет перевести на нормальный человеческий язык – вовсе нет. Скорее всего, это будет действительно чисто звуковой (но оттого не менее осмысленный для вас лично) диалог.
Инструкция для помощника в паре. Вы устраиваетесь рядом с вашим партнером и аккуратно подкладываете руку ему под шею. Обратите внимание: ваша рука просто прикасается к шее партнера – довольно плотно, но не надавливая. Позаботьтесь, чтобы та поза, которую вы выберете, позволяла вам чувствовать себя в ней комфортно довольно долгое время – минут десять – пятнадцать. На протяжении всех упражнений с голосом вашего партнера вы просто присутствуете рядом, давая ему понять вашим прикосновением, что он не один. Вначале можете постараться пристроиться к его дыханию, но имейте в виду: когда он начнет звучать, его дыхание, скорее всего, углубится и станет намного более редким. Когда его разговор с собственным страхом завершится, очень осторожно уберите свою руку из-под его шеи и сядьте рядом – так, чтобы, если он захочет, открыв глаза, встретиться с вами взглядом, у него была бы такая возможность. В то же время, если ему ваш взгляд будет только мешать, он должен иметь и возможность от него уклониться. Когда он захочет разговаривать, обсудите с ним то, что происходило с вами в это время, и то, что вы наблюдали в проявлениях его тела.
Второй тип упражнений, используемых для работы с нарушениями самоконтроля, пригоден, напротив, для клиентов, чей самоконтроль можно считать избыточным. Тогда целью применения подобных упражнений будет ощущение им разницы между необходимым и избыточным самоконтролем и освоение механизмов, обеспечивающих «дозирование контроля». Такими упражнениями можно считать уже описанные «СМЕРТЬ МАРИОНЕТКИ», «ПИАНИНО», «РЕЗИНОВАЯ КУКЛА», «КУКЛА И КУКЛОВОД» и «СОВЕТ СТАРЕЙШИН». Попробуем предложить еще несколько эффективных упражнений.
Упражнение «ЗВУКОВАЯ ЛЕСТНИЦА»
Инструкция для клиента. Упражнение состоит из трех частей, и для начала попробуйте каждую из частей выполнить по десять раз. Встаньте прямо – так, чтобы ваша макушка оказалась строго над серединой ваших ступней. Чуть-чуть расслабьте коленки, разверните плечи и опустите руки. При этом во время упражнения ваши руки смогут вытворять все, что им заблагорассудится – кроме залезания в карманы, скрещивания на груди или закладывания на спину. Просто начать стоит с их свободного положения.
А теперь глубоко вдохните, представьте себе, что из земли в ваши ступни входит самый низкий звук, какой вы только способны издать, и на выдохе начните звучать. Проводите этот звук, постепенно повышая, по всему телу снизу вверх – так, чтобы из вашей макушки он вышел максимально высоким.
После того, как вы проделаете первую часть не меньше десяти раз, можно переходить ко второй. Звук при этом будет проходить от макушки, то есть от самого высокой ноты, к ступням – к самой низкой. Все остальные условия остаются прежними.
И, наконец, третья часть представляет собой последовательную комбинацию из первой и второй: на первом выдохе вы звучите «снизу вверх», а на втором – «сверху вниз».
Критериев правильности выполнения несколько. Во-первых, звук должен постепенно ощущаться во всех частях тела – начиная от ступней и кончая макушкой. Во-вторых, высотный диапазон этого звука должен быть действительно максимальным. В-третьих, звук должен повышаться равномерно, без ступенечек и скачков. В-четвертых, тело на протяжении всего звучания должно оставаться неподвижным – не нужно помогать себе ни головой, ни коленями, ни плечами.
Упражнение позволяет, кроме того, получить точную диагностическую картину расположения в теле клиента мышечных зажимов – именно в этих местах он будет переставать чувствовать звук в теле, и именно в этих местах будут возникать те самые ступенечки и скачки в высоте звука. Вполне возможно, что где-то звук будет просто застревать, упорно не желая двигаться дальше. Кстати, и попытаться распустить эти зажимы посредством этого упражнения вполне возможно – именно это и произойдет, когда клиент в конце концов добьется правильного выполнения.