Основы композиции в прикладной графике
Мы рассмотрели композиционные существа гармонизации, с помощью которых осуществляется композиционное построение и создается художественная форма. Но рассмотрение это будет неполным, если не сказать о роли изобразительного поля в композиционном построении.
Изобразительным полем мы называем ограниченную поверхность, плоскость, где располагается изображение, картина. Этим полем может служить лист бумаги или холст определенного размера и формата, или пространство стены, или поверхность объемного предмета (упаковки).
Характерной особенностью изобразительного поля является то, что оно не нейтрально по отношению к изображаемому на нем, а оказывает на него определенное воздействие, так как не все точки этого поля равноценны. Изображение находится в зависимости от размера, пропорций сторон, формы поля и от окружающей среды.
Неравноценность поля проистекает из особенностей нашего зрительного восприятия, (о чем уже говорилось выше). В результате, одни участки поля находятся в зоне активного восприятия, другие вне его. Если представить поле в виде правильной геометрической фигуры, то легко обнаружить эти активные точки. Например:
- В прямоугольнике наиболее активны точки, лежащие на центральной оси и горизонтали, пересекающей ее в оптическом центре: точки, лежащие на диагоналях, точки, обозначающие пропорции золотого сечения; точки, лежащие на границах овала, который вписывается в данный прямоугольник;
- В квадрате - точки, лежащие на диагоналях; точки, лежащие на пересечении диагоналей с окружностью, вписанной в квадрат; точка пересечения диагоналей.
- В круге - центр круга и точки вокруг него и чуть выше геометрического центра; точки, лежащие на сторонах пятиугольника, вписанного в круг и на его диагоналях.
- В треугольнике - в зоне пересечения высот биссектрис и медиан.
Таким образом, геометрическая фигура сама по себе уже содержит "активные точки", на которых концентрируетея внимание и поэтому ясно, что композиция не может игнорировать воздействие этих точек, обусловленное спецификой зрительного восприятия.
Известно, что взгляд наш, двигаясь внутри поля, еще не заполненного изображением, совершает ряд движений, скользя по воображаемым кривым и прямым. Движение это нельзя назвать хаотическим, так как оно имеет определенную направленность, в первую очередь зависимую от геометрической формы поля.
В вытянутом по вертикали прямоугольнике наиболее характерно движение, имеющее S - образную форму. Для круга - характерно движение вдоль окружности. Для многих фигур характерно движение по горизонтали и вертикали, составляющее крест.
Мастера эпохи Возрождения и последующих эпох - Рафаэль, Пуссен, Делакруа, Суриков - придавали большое значение композиционному построению, признавая роль композиционных схем, "основных линий", "активных точек", сознательно учитывая их воздействие в своих произведениях.
Активные зоны и силовые линии поля придают напряженность полю, благодаря чему элементы изображения, совпадая с различными точками изобразительного поля испытывают различные состояния. Так например, изобразительный элемент, совпадающий с центром круга или с зрительным центром прямоугольника, занимает твердую позицию и не стремится изменить свое местонахождение.
Элементы, попавшие в неактивную зону поля, наоборот, стремятся ее покинуть, обрести равновесие. Перекликаясь с другими элементами, также находящимися в неуровновешенном состоянии, или группируясь возле уравновешенных, они с помощью ритма и других средств гармонизации приходят в состояние дипамического равновесия.
В произведениях искусства мы часто наблюдаем, что главные узловые моменты композиции совпадают по своему местоположению с активными точками изобразительного поля. Однако, слишком последовательное применение этого приема приводит к жесткости и однообразию композиции, к самодовлеющему влиянию схемы. Поэтому художники в поисках новых композиционных возможностей ищут такие отношения между элементами композиции и "активными точками" поля, которые позволяли бы добиваться уравновешенности композиции и без, казалось бы, обязательного совпадения с активными точками.
Это удается благодаря тем же средствам гармонизации. Например, вместо того, чтобы расположить главный элемент в центре или на оси симметрии, располагают уравновешивающие друг друга элементы по разные стороны оси, выделяя главный с помощью контрастных цветовых или тоновых отношений или иных приемов. Создавая сложное движение форм с помощью ритмической организации элементов, можно добиться переклички их с силовыми линиями поля и активными точками, избегая таким образом жестких схем.
Пропедевтика (греч. propaideio – предваряю) - это наука о композиционных основах художественного проектирования и на формальных элементах вводит в курс эстетической организации, необходимой для успешной проектной деятельности. Цели и задачи пропедевтики – активизировать творческий потенциал проектировщика, развивая его образно-эмоциональное восприятие, культуру и чутьё, и служить творческим инструментарием для решения проектных задач. «Композиция есть средство, язык и метод художественного проектирования» [1]. Развивая и обучая на начальных ступенях образования и прививая композиционное мышление, в дальнейшем творческом проектировании она воздействует на проектировщика на уровне подсознания, обеспечивая проектную культуру объектов.
Организация формы происходит по законам, определяющим принципы формообразования, и средствами композиции. Исходя из этого, с учётом существующих разработок системно изложивших теоретические основы композиции и предложивших методики практического обучения, можно раскрыть сложившуюся и постоянно развивающуюся систему, найти закономерности её формирования, выявить её особенности и выстроить систему взаимосвязей в структуре: «Пропедевтика – художественное проектирование» (Таб.1).
Таблица 1.
Влияние законов композиции и средств гармонизации художественной формы на формирование объекта проектирования
Определить действие законов композиции и средств гармонизации художественной формы и их использование при формировании объектов проектирования.
Далее можно перейти к выделению наиболее важных аспектов композиционной подготовки проектировщиков. Выявлению того, как «необходимые качества композиции обеспечиваются в процессе художественно-конструкторской разработки проекта соответствующими композиционными средствами» [2].
Закон доминанты выражает выявление композиционного центра. В графическом дизайне это главный смысловой элемент плаката, бренда и т. д. В промышленном дизайне – главный функциональный элемент технического средства. В дизайне архитектурной среды доминантой является «лидер», организующий пространство, как правило, это центральное здание на площади, входная группа в здание и т.д. В интерьере жилища в старину доминантой был так называемый «красный угол», сейчас какой-либо другой элемент, в зависимости от функциональных назначений интерьера.
Закон целостности выражен через композиционную структуру и пропорциональную соразмерность. Придаёт структурную упорядоченность объектам проектирования, создавая иерархию по степени значимости элементов, соподчиняя их между собой, органически связывает их в единое целое. Целостность формы возникает при соподчинении элементов целому, при соответствии формы и содержания, формы и функции. В графическом дизайне это выражение смысловой канвы брендинга через визуальную выразительность символической структуры бренда и его элементов, существующих и работающих как целостная система. В промышленном дизайне органичная взаимосвязь деталей технического изделия выражает целостность конструктивного строения и функциональное назначение изделия, обеспечивает его прочность и качество работы. В средовом дизайне – общая организация пространства, создающая его целесообразность, эстетичность и целостность.
Закон равновесия выражает через средства композиции состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Распределение масс, наличие центра тяжести, оси симметрии, пропорциональность и статичность в композиции продукта проектирования придают устойчивость и тектоничность, прочность и упорядоченность объекту. При этом ассиметричные и динамичные формы, элементы и объекты тоже могут быть уравновешены через равномерное распределение масс. В графическом дизайне закон равновесия придаёт внутреннюю эмоциональную силу, значимость и состоятельность проектируемых объектов. В промышленном дизайне – надёжность конструкции изделия. В дизайне среды это гармоничная сбалансированность предметно-пространственной системы. В архитектуре закон равновесия выражен во взаимосвязях несущих и несомых элементов сооружения, обеспечивающих его конструктивную устойчивость.
Закон типизации выражен через сходство элементов композиции. Типичность, нюансировка и повтор тождественных элементов отражают стилевое единство и характер функциональных процессов объектов проектирования. В графическом дизайне выражает корпоративную идентификацию элементов фирменного стиля. В промышленном дизайне типизация связана с принадлежностью элементов к данной конструкции изделия. В дизайне архитектурной среды позволяет достигать стилевого единства множества компонентов.
Закон контрастов отражает всевозможные контрасты, резкое различие, противоположности, которые не нарушают целостности композиции. В единстве противоположностей усиливается выразительность композиции за счёт возникновения акцентов. В графическом дизайне закон контрастов усиливает эмоциональную значимость и смысловую выразительность продукта дизайна, например, в константах фирменного стиля и т. д. В промышленном дизайне контрасты придают выразительность конструкции изделия, делая его заметным, выделяя опасные в использовании детали, обеспечивают его эргономичность и безопасность. В дизайне архитектурной среды контрасты внутри объёмно-пространственной структуры также решают эргономические задачи, например «большой – маленький» – это контраст, который помогает ориентироваться в пространстве и т.д.
Таким образом, законы и средства композиции, оказывая влияние на художественное проектирование, образуют с ним принципиальные взаимосвязи и обладают универсальностью, так как в равной степени воздействуют на все виды художественного проектирования. Пропедевтика, являясь наукой о композиционных основах, отражает влияние законов и средств композиции на проектирование в различных видах дизайна и архитектуры и выявляет принципы взаимосвязей, охватывая в целом всю предметную среду.
С позиции современных требований предметно-пространственная среда должна обладать комплексом эстетических, функциональных, эргономических и социальных достоинств. В настоящее время изменились требования к решению проектных задач, которые отражены в появлении новых возможностей и форм выполнения проектов, при сохранении теоретических основ композиции, которые требуют более углублённых теоретических разработок. При этом средства построения композиции: точка – линия – плоскость – объём – пространство остаются прежними. Средства гармонизации художественной формы и принципы композиционно-художественного формообразования постоянно обогащаются новыми взглядами, так как современность диктует поиск новых методов и приёмов обучения, разрабатываются новые методики.
В этой связи можно рассмотреть методику преподавания пропедевтического цикла дисциплин на кафедре Д и ИИ ИНЭКА в г. Набережные Челны, предлагающую ряд взаимосвязанных, последовательно вытекающих одно из другого композиционных упражнений и претендующих на эффективный и целостный охват знаний и навыков при подготовке к работе в системе художественного проектирования.
Формальные композиции из первоэлементов – точки и линии (рис. 1) несут в себе законы композиции, определяющие принципы плоскостного формообразования и средства гармонизации художественной формы: они имеют доминату, целостны, структурно выстроены, динамичны, но достаточно уравновешены, имеют единство стиля, через тождество, нюанс и ритм, так и композиции на моделирование объёмной формы. Композиционные упражнения способствуют формированию культуры мышления и графического чутья, выявляют характер взаимодействия с графическим дизайном через понятия: структура, морфология.
Рис.1. Композиция из точек и линий. Динамика. выявление доминанты
Рис.2. Линейные композиции. Динамика, статика, симметрия, асимметрия, плоскостная композиционная структура
Статичные и динамичные, симметричные и асимметричные, линейный орнамент (рис. 2) построение плоскостной композиционной структуры и активным выявлением композиционного центра, помогают усвоить композиционные категории, свойственные всем видам дизайна. Формообразование в промышленном дизайне отражают проектные упражнения (рис. 3) через моделирование биоформы и трансформацию её в средство транспорта. Принцип стилизации животного в знак и комбинаторная композиция (рис. 4а), растровая композиция (рис. 4в).
а) Моделирование объёмных биоформ методом врезки; б) Батискаф «Осьминог»; в) Вездеход «Муха»
Рис.3. Проектное упражнение из области промышленного дизайна. Моделирование средства транспорта на основе биоформы, объёмная структура. Целостность формы
Рис.4. Стилизация: а) Биоформы «Слон» в знак, комбинаторная композиция; б) Картины И. Е. Репина «Иван Грозный убивает своего сына» в плоскостную композицию. Взаимосвязь пропедевтики с изобразительным искусством (реалистической живописью); в) Растр
Стилизация известной картины И. Е. Репина до плоскостной композиции (рис. 4б) близка к супрематизму К. Малевича, который до геометрии упрощал средства выразительности предметного мира, и помогает студенту лучше усвоить законы и средства, которые одинаково работают, как в абстрактной, так и в реалистичной композиции. Проектировщику же необходимо создавать стилистическое единство системы объектов, и данное упражнение на начальном этапе обучения помогает формировать его умение отсекать всё лишнее и делать жёсткий отбор.
а) Тепло; б) Холод; а) Нюанс; б) Контраст
Рис.5. Тождественные колористические композиции с выявлением композиционного центра
а) Сангвиник; б) Халерик; в) Флегматик; г) Меланхолик
Рис.6. Абстрактно – ассоциативные плоскостные композиции на тему: «Типы характеров»
Плоскостные колористические композиции (рис. 5, 6), предваряют основы проектирования в графическом дизайне, развивают образно – аналитическое мышление и творческую фантазию через понятия «художественный образ», «метафора» и «целостность». Они способствуют приобретению знаний и навыков организации плоскости, помогающих в дальнейшем связать их с проектным методом [3] разработки основных элементов графического дизайна.
Библиография
- Розенблюм Е.А. Художник в дизайне / Е.А. Розенблюм. – М.: Искусство, 1974. – 119 с.
- Сомов Ю. С. Композиция в технике/ Ю. С. Сомов. – М.: Машиностроение, 1987. – 287 с.: ил.
- Харьковская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ХХПИ: метод. мат. (серия Дизайн-образование) – М.: ВНИИТЭ, 1992