Периодизация развития Л. Сэва
ния, здесь прослеживается взаимосвязь как метрического, так и типологического свойства времени на всем протяжении онтогенеза, что проявляется в содержательной насыщенности каждого цикла разнообразными деятельностями, направленными на развитие и проявление способностей, в том числе и способности «свободно преобразовывать использование реального времени» в противовес навязанному извне социально необходимому использованию времени.
Если во всех описанных нами периодизациях возраст осмысливается как конвергенция биологического и исторического времени, то в подходе Л. С. Выготского намечается стремление перейти от чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого развития. Это наиболее плодотворный подход к поиску внутренних, собственно психологических оснований периодизации. Л. С. Выготским впервые открыта проблема психологического времени личности, наполненности его личностными новообразованиями. Нормальная, специфическая для каждого возраста временная продолжительность детства, его содержание, как и содержание каждого периода, определяются требованиями общества, т.е. конкретно-исторической ситуацией развития. Об этом свидетельствует и то, что период детства за последние сто лет увеличился с 12 до 18 лет. Развитие Л. С. Выготский определяет как непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового. Основными критериями развития в его периодизации выступают личностные новообразования. Под возрастными новообразованиями следует понимать психические и социальные изменения, которые в самом главном определяют сознание ребенка, его развитие в данный период. Не менее важным критерием выступает также динамика переходов от одного возраста к другому.
Исходя из методологического положения о скачкообразном характере процесса развития, Л. С. Выготский выделил периоды плавного изменения личности и перемежающиеся и отделяющиеся друг от друга «кризисы», что позволило построить довольно детальную периодизацию детского развития. Она состоит из 11 стадий: от возраста новорожденное™ (0-2 мес), раннего и позднего младенчества (2 мес. — 1 год), включая кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет и 13 лет и заканчивается кризисом 17 лет.
Однако выделенные автором новообразования в их совокупности и содержательной наполненности на каждом временном отрезке (периоде) не прослеживаются. Поэтому его последователи, прежде всего А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович и Д. Б. Эльконин, обратились к более
Периодизация
Развития
Л. С. Выготского
детальному рассмотрению этого основания периодизации. А. Н. Леонтьев предположил, что развитие личности в онтогенезе, выделение временных периодов, их метрической длительности и содержательной наполненности необходимо проводить по критерию деятельности и смены типов деятельности в каждый период, поскольку каждая стадия психического развития характеризуется определенным, будущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным ведущим типом его деятельности.
Л. И. Божович подчеркивает особую важность понятия «социальная ситуация развития» наряду с новообразованиями, появляющимися позже, к концу каждого этапа психического развития, рассматривая его как центральное личностное образование и порождаемую им потребность. Периодизация Л. И. Божович включает все возрастные периоды от младенчества до подросткового. Пубертатный подростковый возраст разделяется на две фазы: 12-14 лет и 15-17 лет. Однако Л. И. Божович выступала против рассмотрения подросткового возраста как возраста «тяжелого кризиса», внутренних и внешних конфликтов личности.
Д. Б. Эльконин строит свою периодизацию также с учетом единства метрического и топологического параметра времени, разделяя детство на эпохи, которые в свою очередь делятся на периоды и фазы. Переход от одной эпохи к другой происходит при возникновении несоответствия между операционно-техническими возможностями ребенка и задачами, на основе которых они сформировались, что следует рассматривать как определенное противоречие требований исторического и биологического времени. Эпоха состоит из периодов, каждому периоду соответствует ведущая деятельность. Деятельности выстраиваются в соответствующей возрасту временной последовательности:
1) от 0 до 1 года — непосредственно-эмоциональное общение;
2) от 1 года до 3 лет — предметно-манипулятивная деятельность;
3) от 3 лет до 7 лет — сюжетно-ролевая игра;
4) от 7 лет до 12 лет — учебная деятельность;
5) от 12 лет до 15 лет — интимно-личностное общение;
6) от 15 лет до 17 лет — учебно-профессиональная деятельность.
Схема периодизации психического развития по Эльконину раскрывает не только метрические (длительность эпох, периодов, фаз) характеристики временной периодизации, но и топологические свойства —
Периодизация
Развития Д. Б. Эльконина
Периодизация
Развития Л. И. Божович
однонаправленность, одномерность, необратимость. Именно эти особенности времени представлены в процессе становления личности в раннем онтогенезе: в его фазности, временной упорядоченности и последовательности развития каждого нового периода. Установленные связи между периодами, выделение значения предыдущего периода, расчленение развития на эпохи, периоды, фазы в соответствии с внутренними законами развития открывают путь к решению проблемы сензитивнос-ти отдельных временных периодов детского развития. Д. Б. Эльконин выделяет три таких наиболее острых переломных момента, что может способствовать предупреждению кризисов в возрасте 3, 12 и 17 лет.
Однако возрастные периодизации Л. И. Божович, Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина охватывают лишь небольшую, хотя и очень важную часть жизни и возрастного развития личности. Кроме того, выдвинутые в них основания касались прежде всего этапов развития личности в раннем онтогенезе, не распространяясь даже на возраст юности и зрелости. Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин высказывались против переноса критериев периодизации развития в детском возрасте на построение периодизации развития взрослой личности.
Тем не менее абсолютизация разрыва между детством и зрелой личностью не получила подтверждения, и уже И. С. Кон, разрабатывая периодизацию одной из важнейших эпох развития личности — перехода от детства к зрелости, от 11-12 до 23-25 лет, реализует методологические идеи Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина. Как и у Д. Б. Эльконина, он выделяет целую эпоху — юность, которая в свою очередь делится на три периода:
♦ подростковый возраст (11(12) — 14(15) лет);
♦ юношеский возраст (14(15) — 18 лет);
♦ поздняя юность или начало зрелости (18 — 23(25) лет). Периодизация и психологическая характеристика каждого возрастного периода включает три критерия, как и у Д. Б. Эльконина, это:
1) социальная ситуация развития;
2) ведущая деятельность;
3) личностные новообразования.
В отношении возраста как топологической характеристики биологического, исторического и психологического времени, то именно в юности эта «конвергенция времен» (Б. Г. Ананьев) получила у Кона наилучшее воплощение и содержательную аргументацию, подкрепленную сравнениями на этнопсихологическом, демографическом и социокультурном уровнях. Автору удалось многосторонне рассмотреть каждый
3-2907