Значение игр в развитии самооценки у детей
В подростковом возрасте ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение. Но исследователи подростничества отмечают, что ведущая деятельность подростка сохраняет элементы игры. Игра, игровое поведение оказывает влияние на овладение ритуалами поведения, личностное самоопределение и самооценку.
Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. В своей работе педагог обязан опираться на возрастные особенности мотивации школьников.
В младшем подростковом возрасте ярко выражены мотивы самоопределения, ярко проявляющиеся в активном стремлении подростка к сверстникам и общению с ними. Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуется социальные мотивы, усваиваются нравственные ценности общества. Представлены в младшем подростковом возрасте и позиционные мотивы – усиливается мотив поисками контактов и сотрудничества с другим человеком, овладение рациональными способами этого сотрудничества (20).
Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной задачи, но и последовательность нескольких целей во внеклассных видах деятельности.
Перед подростком стоят задачи:
Опираться на достижения предыдущего возраста.
Стремиться мобилизовать потенциальные возможности данного возраста.
3. Очень важно подготовить «почву» для последующего возраста, т.е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.
Игровые формы обучения как никакая другая технология способствует развитию различных способов мотивации:
1. Мотивы общения:
A) Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
Б) В игре, при решении коллективных задач, используются разные возможности учащихся. Дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.
Эмоциональные совместные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.
Моральные мотивы.
В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
Познавательные мотивы.