Лекция №8 Психология деятельности медицинского работника

Начнём с основного. Всем нам известно, что в коммуникативной неудаче никогда не бывает одного виноватого. Ответственность за коммуникацию несёт каждый.

Коммуникация – процесс обмена информацией, значимой для участников общения.

Коммуникационная компетентность – способность человека адекватно оценивать себя, своё место среди других людей, осуществлять адекватные способы общения с окружающими.

Для того чтобы добиться успеха в коммуникативной деятельности, необходимо добиться двух разных видов понимания:

1) Вербальное понимание (восприятие сигналов собеседника в основных словах)

2) Глубинное понимание (понимание того, что подразумевается)

Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в восприятии ими друг друга и обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которых невозможно полноценное формирование человека, но и личности в целом.

Всё это означает, что суть межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком.

Трудности в общении могут происходить не только из-за нарушения процесса коммуникации, но и из-за различий личностных свойствах.

Полноценное общение невозможно без гибкости и психологической подстройки “ под партнёра ” по общению.

Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

Но следует различать понятия речь и язык.

Язык – это система знаков, которая служит средством человеческого общения, способом выражения личности, передачи опыта и хранения информации.

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей с помощью языка, способ выражения мыслей.

Речь сильное средство воздействия на человека, на его эмоциональное состояние, а через него на деятельность внутренних органов. Великая сила слова стала особенно понятна в свете учения Павлова о высшей нервной деятельности.

Очевидно, слово для человека – сильнейший условный раздражитель. В нём заключается огромная сила внушения.

Слово действует на человека и тогда, когда он находится наедине с собой. Опыты физиологов показали, что слово произносимое про себя, может изменить размер зрачка, АД, повлиять на деятельность сердечно сосудистой системы и других органов. А если произнести вслух, то сила воздействия увеличится в десятки раз.

Медики всегда должны помнить о двояком значении слова, о ранящей и исцеляющей его силе.

Болтливый человек может вызвать у своих слушателей головную боль и усталость. В старинных трудах ирландских врачей говорится: 3 орудия есть у врача - слово

растения

нож.

Осторожно обращаться с психикой пациента учили знаменитых русских врачей: МУДРОВ, БОТКИН, БЕХТЕРЕВ.

“Если больному или его близким после разговора с врачом не становится легче, то это не врач”.

Воздействие слова велико. В беседе с медицинским работником пациент обретает веру в выздоровление, а это уже половина лечения. Медицинский работник является носителем силы, бодрости, уверенности в благополучном исходе.

Но не только слова, но и всё поведение медицинского работника, внешний вид, мимика, жесты, белизна и чистота его халата.

- должны вызывать у пациента положительные эмоции.

Всегда необходимо помнить, что у пациента есть желание иметь представление о своей болезни. Односложные ответы “да” или “нет” никого не удивляют. Ежедневной психотерапевтической беседой медицинский работник должен помочь пациенту освободиться от тревожных мыслей, и чувства страха, т.к. тревожные мысли о болезни, страх перед операцией или неприятным исследованием оказывает влияние на всё поведение пациента, усиливая его страдания. Тонкая душевность и человечность – это важный инструмент в работе медицинского работника.

Основная задача медицинского работника – поддержание надежды, т.к. она и есть важнейшие условие выздоровления. Пациенту необходим не только осмотр, но и присмотр. Ему необходимо чтобы его выслушали, ему хочется верить, что медицинскому работнику не всё равно будет ли он жить или умрёт.

- От того как медицинский персонал ведёт себя создаётся условие для выздоровления или ухудшения состояния пациента.

Медицинским работникам необходимо стремиться к обогащению и совершенствованию речи. Наибольшее впечатление на пациентов производит:

Ø Звучная

Ø Эмоциональная

Ø Уверенная

Ø не слишком громкая

Ø отчётливо произносимая речь

Ø богатая интонациями

Ø без фамильярности и грубых нарушений

Ø уважительная

Ø доброжелательная

Такая речь – важный психотерапевтический, лекарственный, лечебный и профилактический метод воздействия на пациента. Для того чтобы внушить доверие пациенту врач (медицинский работник) должен быть сильнее нравственно. Сила его заключается в профессиональной уверенности, оптимизме.

Эмпатия (позиция душевного сочувствия) – понимание чувств другого человека, сопереживание, чуткость – это важнейшие качества медика.

Одной из наиболее частых ошибок медицинского персонала является излишняя разговорчивость, о тех вещах, о которых говорить не желательно. Во время осмотра и беседы с пациентами нельзя проявлять свои отрицательные эмоции. Пациент прислушивается не только к оттенку голоса, но и стараются прочитать свой приговор в его глазах. (медицинского работника). В случае необходимости, строго и твёрдо отклонить требования пациента. Также медику необходимо быть крайне осторожным в общении между собой присутствии пациентов.

Негативной формой общения медицинского работника является профессиональный жаргон. (например: Заболевание ваше почти не излечимо, Размягчение мозга, сосуды склерозированы). Эти высказывания могут носить катастрофические последствия для пациента. Медику следует знать – что жаргон признак низкой культуры, а профессиональный жаргон в медицине – явление амональное.

Слово – мощное орудие в руках медика и необходимо научиться им пользоваться, только осторожно, в противном случае оно может быть причиной ятрогенных расстройств.

Ятрогенные расстройства.

Ятрогении это – один из вариантов психогении.

Наши рекомендации