Лекция №8 Психология деятельности медицинского работника
Начнём с основного. Всем нам известно, что в коммуникативной неудаче никогда не бывает одного виноватого. Ответственность за коммуникацию несёт каждый.
Коммуникация – процесс обмена информацией, значимой для участников общения.
Коммуникационная компетентность – способность человека адекватно оценивать себя, своё место среди других людей, осуществлять адекватные способы общения с окружающими.
Для того чтобы добиться успеха в коммуникативной деятельности, необходимо добиться двух разных видов понимания:
1) Вербальное понимание (восприятие сигналов собеседника в основных словах)
2) Глубинное понимание (понимание того, что подразумевается)
Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в восприятии ими друг друга и обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которых невозможно полноценное формирование человека, но и личности в целом.
Всё это означает, что суть межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком.
Трудности в общении могут происходить не только из-за нарушения процесса коммуникации, но и из-за различий личностных свойствах.
Полноценное общение невозможно без гибкости и психологической подстройки “ под партнёра ” по общению.
Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.
Но следует различать понятия речь и язык.
Язык – это система знаков, которая служит средством человеческого общения, способом выражения личности, передачи опыта и хранения информации.
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей с помощью языка, способ выражения мыслей.
Речь сильное средство воздействия на человека, на его эмоциональное состояние, а через него на деятельность внутренних органов. Великая сила слова стала особенно понятна в свете учения Павлова о высшей нервной деятельности.
Очевидно, слово для человека – сильнейший условный раздражитель. В нём заключается огромная сила внушения.
Слово действует на человека и тогда, когда он находится наедине с собой. Опыты физиологов показали, что слово произносимое про себя, может изменить размер зрачка, АД, повлиять на деятельность сердечно сосудистой системы и других органов. А если произнести вслух, то сила воздействия увеличится в десятки раз.
Медики всегда должны помнить о двояком значении слова, о ранящей и исцеляющей его силе.
Болтливый человек может вызвать у своих слушателей головную боль и усталость. В старинных трудах ирландских врачей говорится: 3 орудия есть у врача - слово
растения
нож.
Осторожно обращаться с психикой пациента учили знаменитых русских врачей: МУДРОВ, БОТКИН, БЕХТЕРЕВ.
“Если больному или его близким после разговора с врачом не становится легче, то это не врач”.
Воздействие слова велико. В беседе с медицинским работником пациент обретает веру в выздоровление, а это уже половина лечения. Медицинский работник является носителем силы, бодрости, уверенности в благополучном исходе.
Но не только слова, но и всё поведение медицинского работника, внешний вид, мимика, жесты, белизна и чистота его халата.
- должны вызывать у пациента положительные эмоции.
Всегда необходимо помнить, что у пациента есть желание иметь представление о своей болезни. Односложные ответы “да” или “нет” никого не удивляют. Ежедневной психотерапевтической беседой медицинский работник должен помочь пациенту освободиться от тревожных мыслей, и чувства страха, т.к. тревожные мысли о болезни, страх перед операцией или неприятным исследованием оказывает влияние на всё поведение пациента, усиливая его страдания. Тонкая душевность и человечность – это важный инструмент в работе медицинского работника.
Основная задача медицинского работника – поддержание надежды, т.к. она и есть важнейшие условие выздоровления. Пациенту необходим не только осмотр, но и присмотр. Ему необходимо чтобы его выслушали, ему хочется верить, что медицинскому работнику не всё равно будет ли он жить или умрёт.
- От того как медицинский персонал ведёт себя создаётся условие для выздоровления или ухудшения состояния пациента.
Медицинским работникам необходимо стремиться к обогащению и совершенствованию речи. Наибольшее впечатление на пациентов производит:
Ø Звучная
Ø Эмоциональная
Ø Уверенная
Ø не слишком громкая
Ø отчётливо произносимая речь
Ø богатая интонациями
Ø без фамильярности и грубых нарушений
Ø уважительная
Ø доброжелательная
Такая речь – важный психотерапевтический, лекарственный, лечебный и профилактический метод воздействия на пациента. Для того чтобы внушить доверие пациенту врач (медицинский работник) должен быть сильнее нравственно. Сила его заключается в профессиональной уверенности, оптимизме.
Эмпатия (позиция душевного сочувствия) – понимание чувств другого человека, сопереживание, чуткость – это важнейшие качества медика.
Одной из наиболее частых ошибок медицинского персонала является излишняя разговорчивость, о тех вещах, о которых говорить не желательно. Во время осмотра и беседы с пациентами нельзя проявлять свои отрицательные эмоции. Пациент прислушивается не только к оттенку голоса, но и стараются прочитать свой приговор в его глазах. (медицинского работника). В случае необходимости, строго и твёрдо отклонить требования пациента. Также медику необходимо быть крайне осторожным в общении между собой присутствии пациентов.
Негативной формой общения медицинского работника является профессиональный жаргон. (например: Заболевание ваше почти не излечимо, Размягчение мозга, сосуды склерозированы). Эти высказывания могут носить катастрофические последствия для пациента. Медику следует знать – что жаргон признак низкой культуры, а профессиональный жаргон в медицине – явление амональное.
Слово – мощное орудие в руках медика и необходимо научиться им пользоваться, только осторожно, в противном случае оно может быть причиной ятрогенных расстройств.
Ятрогенные расстройства.
Ятрогении это – один из вариантов психогении.