Рудольф Амтхауэр (Германия)
- проблемы изучения интеллекта и проблемы проф. деятельности.
ТЕСТ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА.
Первый вариант этого теста был разработан в 1953 г. Предназначался для диагностики интеллекта обследуемых в возрасте от 13 до 61 года.
Последняя редакция – 1973 г.
Интеллект – структурированная целостность способностей, проявляемых в различных видах деятельности.
Познавать интеллект можно только в деятельности человека.
Тест диагностирует 4 компонента интеллекта:
1. Вербальный компонент:
- индуктивное мышление
- абстрактное мышление
- формирование суждений
2. Счетно-математический компонент.
3. Пространственные представления.
4. Мнемический компонент.
На выполнение каждого субтеста даются временные ограничения.
Не выполнение всего теста – 90 мин.
Существует 3 параллельные формы.
9 субтестов (176 заданий; задания закрытого типа):
ВЕРБАЛЬНЫЕ СУБТЕСТЫ:
1. Логический отбор – исследование индивидуального мышления, языкового чутья.
Обследуемый должен завершить предложение словом из данного списка.
20 заданий.
Время – 6 мин.
Пр: У дерева всегда есть… а) листья, б) плоды, в) почки, г) корни, д) тень.
2. Определение общих признаков или черт – исследуется способность к абстрагированию.
Дается 5 слов, из которых надо выбрать одно лишнее.
20 заданий, 6 мин.
3. Субтест аналогий – диагностируются комбинаторные способности и умение выявлять связи.
Предлагается пара слов, которые находятся друг к другу в определенном отношении. Затем дается третье слово, к которому необходимо найти слово в таком же отношении.
11 заданий, 7 мин.
Пр: Слово «ножницы» так относится к слову «резать», как «орнамент» к слову…а) украшать, б) вышивать, в) рисовать…
4. Классификация – позволяет оценивать способность выносить суждения.
Требуется обозначить 2 слова общим понятием.
10 пар слов, 8 мин.
Оценка от 0 до 2 баллов (в остальных субтестах = по 1 баллу).
Вариантов ответа нет (в остальных субтестах – есть).
Пр: яблоко, земляника → плод
5. Счет – диагностируется уровень развития арифметических способностей, математического мышления.
20 арифметических задач, 10 мин.
6. Ряды чисел – диагностируется индуктивное мышление.
Задание – установить закономерность числового ряда и продолжить его.
20 заданий, 10 мин.
Пр: 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24…29
4,7,8,7,10,11,10…13 (зак-ть +3.. +1.. -1)
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СУБТЕСТЫ.
7. Выбор фигур – исследуется пространственное воображение, способность представлять фигуры.
20 заданий, 7 мин.
8. Кубики – диагностируется умение мысленно оперировать объемными телами в пространстве.
20 заданий, 9 мин.
9. Задания на сосредоточение внимания и памяти – исследуется память.
Предлагается запомнить слова.
Особенность – слова предъявляются в таблице (с категориями).
Потом дается задание – слово, которое было на букву «Б», например, отнести к той категории, к которой оно относилось.
Запоминание – 3 мин., воспроизведение – 10 мин.
С точки зрения Амтхауэра, первые 4 субтеста позволяют диагностировать теоретические способности человека, а 5–9 субтесты – практические способности.
В зависимости от результатов, можно давать рекомендации к выбору профессии.
ð тест широко используется в проф. ориентационной работе.
Гуревич – ШТУР.
ШТУР = школьный тест умственного развития.
Принцип нормативной диагностики, т.е. диагностика ориентирована не на статистическую норму, а на социально-психологический норматив.
Умственное развитие предопределено школьными программами.
Существует 2 параллельные формы.
Состоит из 6 субтестов:
1. Осведомленность-1. Соответствует первому субтесту Амтхауэра.
2. Осведомленность-2. Необходимо подобрать синоним к заданному слову (пр: век… история, столетие, прогресс).
3. Аналогия.
4. Классификация. Изучение способности к логической классификации.
5. Обобщение. Изучение способности к логическим обобщениям.
6. Числовые ряды.
Полный состав теста – норматив умственного развития.
С этим нормативом сравнивается число заданий, которые выполнил ученик.
Тест можно использовать в проф. ориентационной работе.
АСТУР – тот же коллектив разработчиков.
Построен на принципе нормативной диагностики.
9–11 классы.
Сюда включены задания, аналогичные ШТУРу + пространственные представления, понимание инструкций, логические схемы.
ШТУР – адаптированный вариант теста Амтхауэра.
Попытка создания свободных от культуры тестов интеллекта.