Задания для самостоятельной работы. 1. На основе предложенного материала сформулируйте ответы на вопросы
1. На основе предложенного материала сформулируйте ответы на вопросы.
Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Человекознание: самореализация человека. – СПб., 2008. – С. 117-121:
· Статусное самоутверждение (самоутверждение через достижение определенного статуса). Это одна из основных форм самоутверждения. Она выступает в качестве наиболее значимого для человека побудительного мотива. Разумеется, при этом могут иметь место как позитивная, так и негативная формы самореализации. Человек в погоне за статусом может вообще отказаться от реализации своих истинных способностей, потерять лицо и индивидуальность. Более естественно, если мотив статусного самоутверждения ориентирует человека в сторону роста, развития, совершенствования, и тогда статус будет закономерным следствием его достижений. Нужно учитывать и то, что статус может привлекать человека возможностями приобретения власти над другими людьми, доминирования над ними, беспрепятственного манипулирования их поведением.
· Поисковое самоутверждение.Человек пытается самоутвердиться через непрерывный поиск, смену различных видов деятельности, что выражается в смене профессий, друзей, интересов. Увлечений и т.п. Данный тип самоутверждения достаточно широко распространен в условиях реформ в нашей стране. Людям, самоутверждающимся в этой форме, свойственны разбросанность, отсутствие концентрации на одном деле, тяга к перемене занятий, повышенная активность, общительность, экстравертированность и пр. В результате они часто не находят опоры в жизни, что способствует появлению разочарованности, неудовлетворенности. Самореализация в этой форме может быть ложной.
· Самоутверждение как самоцель. Многие люди пытаются утвердить себя любыми средствами. Например, подростки стараются обратить на себя внимание приверженностью к утрированной моде (хиппи, панки, металлисты), что делает их заметными, выделяет из толпы (оборотной стороной такого стремления выделиться является сознательная демонстрация своей принадлежности к определенной группе). Наблюдаются также участившиеся попытки обратить на себя внимание хулиганскими действиями, совершением актов вандализма. Конечно, такое самовыражение (через разрушение) свидетельствует о том, что у человека нет иных путей самореализации, а также о низком культурном уровне, а возможно, и об извращенных потребностях. Действительно, в современном обществе зачастую оказываются закрытыми как раз конструктивные и социально приемлемые пути самореализации личности. В этих условиях, естественно, человек начинает искать пути самовыражения в деструктивных формах (криминальные действия, молодежный экстремизм и пр.) Вообще такая угроза самоутверждения любой ценой характерна также для пассионариев, которые при определенных условиях могут представлять реальную опасность для социума (Л.Н. Гумилев). Здесь импульсы к самоутверждению часто даже не проходят через контроль сознания.
· Престижное самоутверждение. Под престижным самоутверждением понимается попытка повысить собственную значимость путем приобретения престижных, модных вещей (автомобилей, телевизоров новой марки, популярных книг, картин и т.п.). Именно на этом пути самореализация оказывается чаще всего ложной. Во имя престижа человек вынужден приобретать ненужные ему вещи и тратить на это значительные средства и время. В условиях нашего общества мы часто встречаем людей, покупающих дорогие книги, которые они никогда не будут читать, модные вещи, которые вредят здоровью, а также употреблять продукты, вредные для их организма (навязанные рекламой, ложными авторитетами). Этот тип самоутверждения очень распространен на Западе. И вместе с навязыванием западных ценностей и образа жизни он укореняется и у нас. На Западе стимулирование престижного потребления является одним из видов маркетинга и связано с целями развития промышленности. Оно осуществляется в условиях изобилия качественных товаров, на фоне высокого жизненного уровня и открытости информации о поступающих на рынок товарах. В нашей стране на фоне низкого уровня жизни и низкого качества товаров при отсутствии (или сокрытии) адекватной информации об их подлинном качестве престижное потребление значительно чаще приводит к массовым отравлениям широко разрекламированными продуктами. Резкому ухудшению здоровья большого числа людей. В результате резко вырастает дезадаптация людей к условиям существования. В погоне за модой человек отвлекается от истинной самореализации.
· Самоутверждение на базе накопительства(накапливаются деньги, материальные ценности и пр.). Человек считает социально значимым при наличии капитала, материальных ценностей. Этот мотив всегда был особенно значим на Западе, хотя в наши дни он постепенно теряет былое значение. У нас, как известно, данная форма самореализации подавлялась, теперь у нее появилось большое число сторонников. Для многих накопление денег и материальных ценностей превращается в самоцель. Однако такой путь самоутверждения не приносит подлинного счастья и удовлетворения, особенно в российских условиях. Подчинять свою жизнь и способности только «деланию денег» не свойственно русскому человеку, о чем говорит русский фольклор, в котором высмеиваются богачи-мироеды, расчетливость, жадность, противопоставленные природной сметке бедняка и т.п. Человек грабит самого себя, если сводит смысл жизни к простому накопительству. Стремящееся к накоплению «жадное Я» бесперспективно в условиях российского социума, поскольку чуждо русским культурным традициям.
· Самоутверждение через расширение границ и возможностей собственного сознания, совершенствование духовности.Эта форма самоутверждения часто предполагает расширение психологических возможностей человека, его выход на качественно новый уровень культуры, овладение методами самопознания и самосовершенствования, постоянный рост «вглубь себя». Самореализация может быть здесь достаточно полной, истинной. Перед человеком открываются неограниченные перспективы роста, и данный путь становится наиболее привлекательным для большого количества людей. Это весьма перспективная форма самореализации и раскрытия глубинных возможностей и потенций человека. При этом может быть поставлен вопрос о выходе человека к новым формам цивилизации, выработке ноосферного мышления, построения на Земле подлинного человеческого дома и пр. Другое дело, что при самореализации в этой форме человек не всегда бывает замеченным и оцененным обществом.
Самоутверждение путем приобщения к информации и интеллектуальной элите общества. Сейчас становится все более очевидным, что значимость человека определяется не столько принадлежащими ему материальными ценностями, сколько его приобщенностью к определенным видам информации, которой, как правило, владеют элитарные слои общества. Поэтому так велико число людей, стремящихся приобщиться к элитарным группам и источникам информации, которыми те располагают.
· Самореализация через творчество. Эта форма самоутверждения является интегративной и объединяет ряд других, таких как самореализация через расширение границ собственного сознания, приобщенность к новым видам информации и пр. Самореализация через творчество может быть наиболее полной. В творческом акте максимально раскрываются потенции и способности человека. Творческие достижения в конечном счете получают высокое признание как со стороны общества, так и самого человека. При этом все другие формы самоутверждения могут потерять свою значимость. Например. Для творца часто теряют смысл деньги. Престижные вещи и т.д. Человек, ощутивший вкус творчества, поднимается над действительностью и достигает небывалых высот. В сочетании с самореализацией на базе расширения границ и возможностей собственного сознания это наиболее привлекательная и наиболее перспективная форма самоутверждения. Как показывают социологические исследования, большинство людей хотят самореализовать себя именно в творчестве.
Список форм самоутверждения человека может быть дополнен и другими формами. Как мы упоминали, человек может утвердить себя, войдя в секты, тайную группу и пр., если он не смог реализовать себя иным способом (в профессии, семье и т.п.).
Может ли сделать человека по-настоящему счастливым и гармоничным самоутверждение в какой-либо одной сфере? В предложенной типологии форм самоутверждения личности возможна ли самореализация без самоутверждения?
Прочтите работу Н.Е. Харламенковой («Самоутверждение подростка.– М., 2007. – С.261-278 (Стратегии самоутверждения личности)) и сопоставьте две точки зрения на типологию самоутверждения личности.
2. Рассмотрите «окно Джохари». Оно представляет собой карту самосознания, составленную с точки зрения доступности и видения своего «Я» как самим человеком, так и другими людьми. Подумайте, какие Ваши психологические возможности могут быть представлении в каждой из ячеек. Какие из них могут выступать предметом рефлексии, сознательного контроля, управления?
Другие Я | Знаю о себе | Не знаю о себе |
Знают обо мне | Открытая область | Скрытая область |
Не знают обо мне | Скрытая область | «Слепая» область |
С целью осознать сильных и слабых сторон своего Я выпишите в левый столбик листа бумаги пять своих сильных качеств, в правый – пять слабых качеств. Сильные и слабые качества – это необязательно положительные или отрицательные качества. Сильные качества Я – это те, которые помогают в жизни, слабые – те, которые мешают. Поразмышляйте над тем, как выделенные Вами сильные качества будут способствовать саморазвитию и участвовать в приобретении профессиональной компетентности, как слабые качества могут противодействовать этому.
Из выделенных слабых качеств, присущих Вашему Я, обратите внимание на те, которые вызывают у Вас отрицательные переживания. Как Вы думаете, почему? Какое слабое качество Вас тревожит, связанно ли оно с Вашей будущей профессией? Попробуйте найти позитив в слабом качестве Вашего Я.
Обратите внимание на работу: Низовских Н.А. Человек как автор самого себя: психосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности. – М., 2007.
3. Подготовьте презентацию взглядов С.Л. Рубинштейна на проблему человеческого Я. Используйте его работу: Человек и мир. – М., 2007. – С. 65-71 («Я» и другой человек), а также работу: Сергей Леонтьевич Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. – М., 1989. Прочитайте работу: Фрейджер Р. Фейдимер Дж. Уильям Джеймс и психология сознания. – СПб., 2007. – С. 21-26 (Наше «Я»; Биологическое «Я»; Реальное «Я»; Социальное «Я»; Духовное «Я»). Сопоставьте взгляды С.Л. Рубинштейна и У.Джеймса.