Понимание человеческой природы
Несмотря на значительные расхождения во взглядах среди бихевиористов, к бихевиористскому подходу в целом могут быть применены некоторые основные характеристики. Римм и Каннингэм (Rimm & Cunningam, 1985) приводят перечень таких характеристик.
· В целом бихевиористы (за исключением представителей когнитивно-бихевиорального направления) концентрируются на поведенческих процессах, то есть процессах, тесно связанных с видимым поведением.
· Бихевиористы концентрируются на ситуации «здесь-и-теперь», в противоположность ситуации «там-и-тогда».
· Бихевиористы считают, что все поведение, как адаптивное, так и неадаптивное, обусловлено научением.
· Бихевиористы полагают, что научение может быть эффективным для изменения недостаточно адаптивного поведения.
· Бихевиористы сосредоточиваются на установлении четких целей терапии во взаимодействии со своими клиентами.
· Бихевиористы не признают идеи о том, что человеческая личность представляет собой комбинацию черт.
· Бихевиористы настаивают на важности получения эмпирических доказательств и научного обоснования для любых методов, которые они используют.
Как уже упоминалось, в современной бихевиоральной терапии существует три основных подхода: модель «стимул – реакция», прикладной бихевиоральный анализ и социально-когнитивная теория. Эти способы научения применимы в отношении всех живых организмов, хотя в этой главе рассматривается только человеческое поведение.
Модель «стимул – реакция»
Модель «стимул – реакция» (S-R) является прикладным вариантом классической модели обусловливания, называемой иногда респондентаым научением. Согласно этой модели, не требуется, чтобы человек или организм были активными Участниками процесса научения. Научение имеет место уже при сочетании Двух стимулов. Это явление известно как обусловливание безусловных реакций.
Лучшими примерами условного научения служат знаменитые эксперименты Павлова с собаками. Павлов обнаружил, что, когда кормление собаки сочетайся со звонком (звонок дается перед кормлением), собака связывает звонок с кормлением и в ответ на звонок начинается слюноотделение (прежде чем начинается кормление). То есть звонок (первоначально нейтральный стимул) становится условным (заученным) стимулом (УС), благодаря ассоциации с безусловным (врожденным) стимулом (БС) – пищей. Слюноотделение на звук звонка стало условной (заученной) реакцией (УР),.в противоположность безусловной реакции (БР) естественного слюноотделения, вызываемого кормлением. Схематически процесс условного научения выглядит так (Holden, 1993 b),
1. УС ® (изначально не выявленная) УР не следует.
2. БС ® (врожденная) БР.
3. УС + БС (БС предъявляется одновременно или немедленно вслед за УС) ® БР.
4. Пункт 3 повторяется несколько раз.
5. УС ® УР.
Подобным способом, благодаря образованию парных ассоциаций, возникают многие человеческие эмоции например фобии. Так, если с человеком происходит несчастный случай вскоре после приема какой-либо пищи. то ассоциация пищи с несчастным случаем, даже если они фактически не связаны, может привести к тому, что человек станет опасаться или даже избегать употреблять данную пищу. Клиенты часто связывают ощущения с некоторыми событиями и наоборот. Благодаря условному научению люди могут эмоционально реагировать на такие ощущения, как звуки музыки, некоторые запахи, вид некоторых цветов и прикосновение незнакомца. Образовавшиеся ассоциации мигут быть разрушены путем замещения их новыми – этот процесс известен как контробусловливание.