Сознание как объект исследования
Краткое содержание модуля: рассмотрено понятие «сознание» в широком субстанциональном «вечном» смысле, а также его трактовки в идеалистической и в материалистической философии; исследованы взаимосвязи блоков структуры сознания и типы взаимодействия сознания с материальным миром.
Ключевые термины:сознание, идеалистическая и материалистическая философия, блоки структуры сознания и их взаимосвязи, типы взаимодействия сознания с материальным миром.
Основное содержание модуля.
Термин СОЗНАНИЕ понимают в широком субстанциональном смысле (место зарождения такого понимания - идеалистическая философия античности) и в многочисленных прикладных смыслах.
При понимании «сознания» в широком смысле его трактуют как самостоятельную сущность (субстанцию), которая способна «творить мир». Такой подход впервые наиболее последовательно выразил в античной философии Платон.
Его развивали в христианской философии средневековья, которая признавала Бoгa носителем высшего сознания. Немецкая классическая философия и её ярчайшее достижение,- идеалистическая система Гегеля, считали «абсолютную идею» (мировой разум) первичной субстанцией, творящей все другие формы бытия. Природа и человек (по Гегелю) - лишь формы инобытия все той же «абсолютной идеи».
Сознание в широком, субстанциональном смысле ВЕЧНО.
Поэтому вопрос о происхождении сознания в идеалистической философии даже не ставят, оно близко к понятию Бога, обстоятельства появления которого в религии и религиозной философии также не обсуждают.
В материалистической философии термин «сознание» используют в узком смысле. Оно теряет характер самостоятельной сущности и приобретает облик одного из свойств материи, возникающего только с появлением высокоорганизованной материи - мозга человека.
Роль вечной и бесконечной субстанции первоначала материалисты передают материи. В этом узком смысле слова «сознание» - не всеобщее первоначало, а лишь одна из вторичных форм бытия, тесно связанная с материей, без которой «сознание» существовать не может.
Не сознание порождает материю, а наоборот, материя порождает сознание, как вторичное бытие. Сознание не творящая субстанция, а всего лишь специфическая форма отношения человека к природе.
При понимании «сознания» в узком смысле,- как свойства материи,- неизбежно возникает вопрос о его происхождении из материи. Вопрос этот весьма сложен ввиду очевидной противоположности материи и сознания, феномены которого (ощущения-восприятия, понятия и суждения) совершенно противоположны материальным объектам, так как, в отличие от них,- не обладают ни цветом, ни запахом, ни вкусом, ни какой-либо видимой формой.
В материалистической теории отражения возникновение сознания связывают с всеобщим фундаментальным свойством материи - отражением, которое якобы существует наряду с такими более известными свойствами материи, как время, пространство и движение.
Отражение - свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем, сохраняя в себе их следы, отпечатки. В рамках этой теории сознание считают высшей формой такого отражения, где первый уровень - это физико-химические взаимодействия в неживой природе, а второй - биологические взаимодействия при участии органов чувств человека.
Материалисты считают: сознание возникло на основе отражения, как фундаментального свойства материи, в процессах трудовой деятельности и общения людей. Это общение быстро обогащает сознание человека, участвующего в разных формах социальной (общественной) деятельности.
Разные исследователи понятия «сознание» на протяжении тысячелетий генерируют разные определения этого феномена, внося в соде-ржание этих определений всё новые нюансы и аспекты и расширяя тем самым область его применения. Вместе с тем, ни одно из существующих определений термина «сознание» не является всеобъемлющим.
Скорее всего, человечество сталкивается в этом случае с проявлением одной из теорем Геделя, гласящей, что система (а понятие «сознание» безусловно система частных определений его сути) сама себя изнутри однозначно и полно описать (формализовать, объяснить и т.д.) не может. Это способен сделать «метанаблюдатель» (то есть наблюдатель из метасистемы, которая включает в себя исследуемый объект как компонент этой метасистемы).
Хотелось бы знать, что реально является метасистемой для сознания? Эта проблема лежит на поверхности уже не одно тысячелетие, но всё ещё ждет своего успешного исследователя.
Обратимся к множеству известных определений термина «сознание» с тем, чтобы представить себе грандиозность проблемы.
Термин СОЗНАНИЕ определяют по-разному.
Немногосложные определения:
● Процесс отражения действительности мозгом человека, включающий все формы психической деятельности и обусловливающий целенаправленную деятельность человека;
● Осознание общественной жизни человеком, как представителем определенных общественных классов и слоев;
● Восприятие и понимание окружающего, свойственные человеку; его разум;
● Способность осмысленно воспринимать окружающее, в противоположность «беспамятству»;
и другие, подобные этим определения.
Более подробные и многоаспектные определения:
● Сознание - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении; высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности; вы-ступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной;
● Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем ми-ре, времени, собственной личности и обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения;
● Сознание - форма отражения объективной действительности в психике человека, в которой в качестве опосредствующего промежуточного фактора выступают элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира;
● Сознание - набор принципов, правил, норм, действий, высший уровень психической активности человека как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей;
и другие, подобные им.
В философии понятие сознания раскрывают его сопоставлением с другим важнейшим философским понятием МАТЕРИИ.
Поэтому понимание сущности сознания зависит от способа решения вопроса о взаимоотношении материи и сознания, от понимания сознания в широком или узком смысле.
Чтобы исследовать сознание необходимо выяснить его происхождение, которое разные исследователи понимают по-разному.
Современные психологи, характеризуя сознание, отмечают: при внешней стройности идеалистического и материалистического подходов к объяснению природы сознательного каждый из этих подходов имеет свои недостатки.
По представлению материалистов, сознание внезапно «чудесным образом» без видимых причин появляется на определенном этапе развития живой материи. Кроме того, содержание наших знаний нельзя свести только к результатам отражения: существенна доля и роль знаний, полученных человеком независимо от процесса отражения, в результате автономной творческой активности самого сознания (мыследеятельности).
Известны много свидетельств зависимости мозговых и психических процессов, материальных и идеальных явлений. Это один из основных аргументов в пользу материализма. Но эта взаимосвязь не является свидетельством того, что развитие материального является причиной появления и формирования идеального.
Вспомним остроумное замечание одного из критиков материалистической концепции французского философа Анри Бергсона (1859-1941): «… плащ, висящий на вешалке, связан с вешалкой и даже может покачиваться вместе с ней, но это не означает, что плащ и вешалка одно и то же. Точно так же взаимодействуют материальное с идеальным. Хотя они и связаны между собой, на что указывает теория отражения, но никак не тождественны друг другу».
Но и идеалистический взгляд, утверждающий независимость идеального от материального, тоже сталкивается с проблемами, когда надо объяснить факты, накопленные современной медициной, физиологией и психологией о зависимости между психическими процессами, физическими состояниями человека и работой его мозга.
Поэтому некоторые определения «сознания» пытаются объединить в себе два этих противоположных подхода: «… сознание - высший уровень отражения человеком действительности, если психику рассматривать с материалистических позиции, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику рассматривать с идеалистических позиций…». Очевидно, что это определение страдает неопределенностью и двойственностью.
Более содержательно и однозначно такое определение термина «сознание»: «… высшая форма психического отражения и само-регуляции, присущая человеку как общественно-историческому существу, которую формируют в процессе общения, опосредуют речью и направляют на преобразование действительности; сознание связано с самосознанием, ориентированным на внутренний мир субъекта…».
Если центром психики человека признать организацию оптимального поведения организма по удовлетворению потребностей индивида, то сознание с его главной функцией «отражения» будет начальным этапом функционирования психики, а не её высшей ступенью, как это было сформулировано в предыдущем определении термина «сознание».
Предложенные к рассмотрению определения термина «сознание» выделяют только его сущность (главное свойство) и не исчерпывают всего богатства содержания «сознания», которое намного богаче сущности. Чтобы преодолеть этот недостаток любых определений термина «сознание», их нужно дополнить характеристикой других существенных свойств предмета исследования с описанием тех частей, из которых они слагаются (то есть «структуры»).
Сознание динамично, в нём у человека непрерывно, сменяя друг друга, появляются и исчезают образы, мысли, представления (мыслеформы, «поток сознания»). Это свойство сознания впервые отметил Демокрит: «… в мире всё течёт, всё изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, и души человеческие текут как ручьи».
Сознание не существует в «чистом виде», само по себе, изолированно от его конкретного носителя - человека. Поэтому сознание - субъективный образ объективного мира.
Все материальные и духовные произведения человеческой культуры первоначально возникают в сознании их творцов как МЫСЛЕ-ФОРМЫ потока сознания. Затем автор мыслеформ на используемом им вербальном языке в мышлении отображает их в виде внутренних ТЕКСТОВ. По необходимости тексты фиксируют на определенных материальных носителях, образуя ДОКУМЕНТЫ. Совокупности содержащих определенные замыслы документов, предназначенные для реализации этих замыслов в трудовой производительной деятельности чело-века, называют ПРОЕКТАМИ. Реализованные проекты образуют мир ТЕХНИКИ (артеприродной, искусственной среды обитания человека).
Всякое индивидуальное сознание возникает не на пустом месте. Важнейшей особенностью сознания, которую особенно настойчиво выделяла отечественная психология, является тесная связь индивидуального сознания с общественным. Эту связь осуществляют через язык и речь, которые в своём содержании воплощают опыт человеческой культуры. Каждый человек в ходе индивидуального развития через язык и речь приобщается к общественному сознанию.
Рассмотрим современные представления о структуре и уровнях сознания человека, используя при этом ряд моделей, предложенных профессором психологии Воронежского филиала Московского гуманитарно-экономического института Ю.В.Щербатых.
Он утверждает: «… сознание человека - это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов…».
К неотъемлемым признакам сознания Ю.В.Щербатых относит: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.
В структуре сознания имеется ряд компонентов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
● Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память), на основе которых человек формирует совокупность своих знаний об окружающем мире;
● Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»), куда входят «самосознание», «самопознание» и «самооценка»;
● Отношение человека к себе самому и к окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания);
● Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует с помощью воображения, мышления и интуиции новые образы и понятия, которых раньше в нём не было);
● Формирование хронологической картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
● Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
Эти функции сознания Ю.В.Щербатых показывает в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков (рис.3.1.).
Ряд авторов рассматривают несколько другие варианты структуры сознания человека. Они принимают за основу структуризации сознания:
● его масштаб (индивидуальное или общественное сознание);
1 - познавательные процессы; 2 - различение субъекта и объекта; 3 - эмоции и чувства; 4 - креативность; 5 - формирование во времени картины мира; 6 - целеполагание.
Рис.3.1. Взаимосвязь блоков структуры сознания (по Ю.В.Щербатых)
Рис.3.2. Уровни общественного сознания и их содержательные
ограничения (по Ю.В.Щербатых)
● его компоненты (познание, переживание, отношение);
● типы психических явлений сознания (сознательные процессы, состояния и свойства);
● свойства сознания (константность, целостность, активность) и т.д.
Число вариантов моделей структуры сознания достаточно велико, а модели подчас противоречивы.
Ю.В.Щербатых считает, что общественному сознанию свойственна демонстрация эффекта, похожего на сенергетический. Складываясь из сознаний составляющих общество людей, общественное сознание не является простой суммой множества индивидуальных сознаний и обладает определёнными системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания (рис.3.2.).
С точки зрения материалистической науки, между сознанием человека и окружающим материальным миром существуют четыре типа взаимодействий (рис.3.3.).
Рис.3.3. Типы взаимодействия сознания с материальным миром
(по Ю.В.Щербатых)
Первый и второй типы взаимодействия диалектически связаны: сознание рождается из материального мира и определено им. По мере развития и достижения «зрелости» сознание начинает активно влиять на материальный мир, преобразуя его под собственные потребности.
Третий и четвертый типы взаимодействия сознания и материального мира сами по себе не материальны, их реализует информационно-энергетический процесс.
Третий тип взаимодействия только кажется пассивным. На самом деле это активное отражение, включающее в себя элементы осмысления, оценки и преобразования. Самый сложный и позже всех развивающийся у человека - четвертый тип взаимодействия, который знаменует собой высшую стадию развития сознания - самосознание.
В государственном образовательном стандарте наряду с функцииями сознания в качестве дидактической единицы дано понятие «эмпирические характеристики сознания (пространственная, временнàя, информационная, энергетическая)». Эти характеристики опираются на теоретические исследования В.А.Ганзена. Он ввел понятие «общенаучного пентобазиса»,- логической конструкции из пяти элементов: энергия, информация, время и пространство, над которыми возвышается некий «субстрат» (рис.3.4.).
Рис.3.4. Логическая конструкция «Общенаучного пентобазиса»
В.А.Ганзена(по Ю.В.Щербатых)
Базовую модель пентобазиса (рис.3.4.) В.А.Ганзен использовал при исследовании психики, наполняя компоненты модели содержательным смыслом (рис.3.5.).
Рис.3.5. Пример практического использования логической
конструкции «Общенаучного пентобазиса» В.А.Ган-