Основные шаги (элементы) алгоритма психолого-акмеологической работы с организационной нормозадающей группой
№ элемента (шага) | Описание элемента (шага) |
Вступление в контакт с группой | |
Прояснение целей и задач предстоящей работы | |
Процедуры обновления взаимовосприятия участников | |
Принятие правил групповой работы | |
Анализ общего поля проблем | |
Выбор способа диагностики проблем | |
Диагностическая, психодиагностическая работа (подсистема «Д») | |
Констатация трудностей в принятии групповых решений | |
Тренинг принятия групповых решений | |
Констатация проблем взаимовосприятия | |
Тренинг взаимовосприятия | |
Выявление трудностей во взаимодействии членов группы | |
Тренинг взаимодействия | |
Обнаружение в обмене информацией проблем, искажающих информационные потоки | |
Тренинг коммуникаций | |
Проявление иных социально-психологических трудностей | |
Специализированные виды тренинга | |
Построение непротиворечивого образа желаемого будущего организации, формулирование генеральной цели, предназначения организации, образа желаемого руководителя и методов управления организацией, осознание системы ценностных ориентации, реально действующей в группе | |
Групповой поиск путей решения проблем, выделенных группой в качестве главных источников имеющихся затруднений | |
Оценка группой качества найденных ею решений | |
Моделирование гипотетической ситуации, возникающей при нерешенной проблеме | |
Построение общего поля новых трудностей, которое может возникнуть из-за нерешенной наличной проблемы | |
Проектирование возможных путей выхода из предполагаемых затруднений | |
Групповая дискуссия о причинах появления «проблемных тупиков», т. е. проблем, над которыми принято работать в данной организации, но решение которых не ведет к ощутимому улучшению положения | |
Осознание реальной корпоративной культуры нормозадающей группы | |
Групповое обсуждение итогов. Составление каждым участником индивидуальных планов развития своих подразделений, вверенных участков работы и их «защита» на общегрупповом собрании | |
Эмоциональный выход группы из процесса психолого-акмеологической работы. Завершающие процедуры социально-психологического тренинга |
Таким образом, описание основных шагов алгоритма психолого-акмеологической работы с организационной нормозадающей группой показывает, как конкретно реализуется концепция программно-целевого подхода в психолого-акмеологическом консультировании на данном этапе.
Эффективность консультативного процесса наиболее четко проясняется для его участников в шаге 26. Здесь каждый член группы, используя результаты групповой работы, полученные на предыдущих шагах, выстраивает свой план, свою программу дальнейшей служебной деятельности. Все программы, созданные участниками, докладываются группе. После этого происходит анонимное групповое оценивание каждой программы. Продуктивность психолого-акмеологической работы с группой будет тем выше, чем более подробными и конкретными окажутся индивидуальные программы служебной, управленческой деятельности, подготовленные участниками.
Если в программах участников содержатся недвусмысленные ответы на вопросы о том, что начиная с ближайшего рабочего дня не будет больше выполняться то, что выполнялось раньше, а будет выполняться то, чего раньше не делалось; что работа в общей системе будет строиться иначе, то эффект от деятельности группы и ее консультанта будет, как правило, максимальным. При этом наименее уязвимой для влияния побочных переменных, разрушающего воздействия психологических защит и сопротивлений участников остается реализация шагов 5, 19. Именно здесь может происходить потеря эффективности консультативной работы. Следовательно, именно эти шаги алгоритма, будучи детально проанализированы, позволят подойти к решению проблемы его оптимизации в зависимости от конкретных условий и факторов.
3. Подсистема психодиагностического обеспечения общего процесса консультирования («Д»).
Эта подсистема отражает часто возникающую в ходе консультирования служащих, руководителей необходимость специально сосредоточивать усилия на следующих задачах: определение особенностей и уровня развития личностно-деловых и профессионально необходимых качеств служащих, ответственных работников разных уровней; изучение состояния их межличностных отношений, уровня взаимной совместимости служащих в конкретных рабочих группах; выявление внешних и внутренних проблем функционирования и развития консультируемых организационных групп.
В общем базовом алгоритме продуктивного психолого-акмеологического консультирования подсистема «Д» носит вспомогательный характер, обеспечивая подсистемы «И» и «Г».