Раздел 1. Социальная психология – как наука
Основы социально – психологических знаний.
Учебное пособие
Оглавление
Введение
Раздел 1. Социальная психология как наука
Раздел 2. Изучение больших групп в социальной психологии
Раздел 3. Психология малой группы
Раздел 4. Социальная психология общения
Раздел 5. Социальная психология личности
Библиографический список
Введение
Социальная психология занимает особое место в системе подготовки специалистов-психологов на факультете психологии. Дипломированный специалист должен в результате усвоения дисциплины «Социальная психология» иметь представления о месте социальной психологии в системе психологических наук и научного знания, о ее предмете и методах; знать основные социально-психологические закономерности жизнедеятельности больших и малых социальных групп; понимать и знать особенности общения и взаимоотношений между людьми.
В настоящее время социальная психология представляет собой широко разветвленную науку, которая находит свое применение в практике. Данное пособие является результатом десятилетнего чтения курса по социальной психологии студентам психологических и непсихологических специальностей. В пособии нашли свое отражение большинство тематических блоков указанных в программе для подготовки к экзамену.
Темы, излагаемые в учебном пособии, представляют все разделы курса социальной психологии, в нем отражено содержание многих лекций, читаемых автором на протяжении ряда лет на факультете психологии, однако оно не претендует на полное изложение курса, а призвано помочь студентам заочного отделения в самостоятельной подготовке к экзамену. Некоторые разделы пособия представляют подробное изложение вопроса, а некоторые дают лишь конспективное представление об изучаемом вопросе.
Упоминаемая в тексте информация о социально-психологических явлениях или классификациях должна побудить студента к собственным поискам в этом направлении. Пособие помогает студенту сориентироваться в той проблематике курса «Социальная психология», которая выносится на экзамен. К настоящему времени в социальной психологии накоплен столь обширный материал, что это создает для изучающего эту дисциплину определенные трудности.
Пособие представляет собой академический взгляд на социально-психологическую проблематику, а не научно-популярное изложение некоторых закономерностей поведения человека в обществе.
Раздел 1. Социальная психология – как наука
1.1. Предмет социальной психологии
Социальную психологию интересует человек в обществе. Понимание социальной психологии, рассмотрение ее основной проблематики всегда было тесно связано с междисциплинарным статусом этой науки. Поэтому по традиции изучение курса начинается с осмысления предмета социальной психологии, ее связей с другими науками, в первую очередь со смежными науками: с социологией и общей психологией. Известный историк и философ Б.Ф. Поршнев высказал в свое время предположение, что «социальная психология в своем дальнейшем развитии окажется действительно еще более фундаментальной наукой, еще более «общей», чем сама «общая психология»... До поры до времени в пределах науки психологии останется некоторого рода соревнование: какой из этих составных частей будет принадлежать ведущая роль...»[1]. Тенденции развития современной социальной психологии, использование ее методов в широкой психологической практике (в частности социально-психологического тренинга) действительно свидетельствуют о том, что социальной психологии принадлежит большое будущее.
Определение предмета — первая задача любой науки. Рассмотрим несколько подходов к определению социальной психологии. По мнению Г.М. Андреевой, социальная психология изучает закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп[2].
Е.С. Кузьмин, определяя специфику социальной психологии, писал, что «социальная психология – это область психологии, призванная изучать те психические явления и законы, которые возникают как результат общения людей друг с другом»3.
Можно также сказать, что социальная психология изучает влияния на следующих уровнях взаимодействия:
1) человек – человек;
2) человек – общество (группа);
3) группа – группа.
На каждом из этих уровней возникают свои социально-психологические явления, которые являются предметом изучения социальных психологов.
Г. Олпорт предложил следующее понимание социальной психологии в соответствии с американской традицией: «Подавляющее большинство социальных психологов рассматривают свою дисциплину как попытку понять и объяснить, какое влияние оказывает на мысли, чувства и поведение индивидов действительное, воображаемое или предполагаемое присутствие других»4.
Развитие социальной психологии у нас в стране имеет свои традиции и свою историю. Задачи формирования собственной методологии советской социальной психологии и расширения ее выхода в практику были сформулированы в статье А.Г. Ковалева5 в 1959 г. В работе А.Г. Ковалева было подчеркнуто, что для дальнейшего развития социальной психологии необходимо в корне пересмотреть отношение к прошлому опыту, накопленному в 20–30-х годах, взяв из него все ценное. Эта статья открыла дискуссию о социальной психологии, в которой приняли участие В.Н. Мясищев, В.Н. Колбановский, Е.В. Шорохова, Н.С. Мансуров, К.К. Платонов, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин и др. Основными вопросами дискуссии 50–60 гг. были:
§ понимание предмета СП и соответственно круга ее задач;
§ соотношения СП с психологией и социологией.
Первая кафедра социальной психологии была организована в 1968 году в ленинградском университете на базе лаборатории социальной психологии научно-исследовательского института комплексных исследований при ЛГУ. В 1972 году создается кафедра социальной психологии в МГУ.
В американском учебнике по социальной психологии, посвященном столетию исследований в этой области знаний, утверждается, что такой дисциплины как социальная психология, не существовало сто лет тому назад. Первая попытка применить экспериментальные методы к социальному поведению была сделана Норманом Триплеттом в лаборатории Университета Штата Индиана в 1898 г. Авторы учебника подчеркивают, что с тех пор социальная психология развилась в динамическую и эклектическую дисциплину, исследующую различные проявления и причины социального поведения человека.
Основные области, которые являются объектом изучения социальной психологии можно представить следующим образом.
1. Большие группы (социальные стереотипы, массовое сознание, массовые коммуникации, механизмы воздействия и т.д.).
2. Малые группы, организации (структура, лидерство, руководство, развитие группы, сплоченность и т.д.).
3. Общение (структура, типы и виды общения, взаимопонимание и т.д.).
4. Социальная психология личности (установки, ценности, типы личности, Я-концепция, социализация и т.д.).
5. Практическая социальная психология (социально-психологический тренинг, психология рекламы, политики, искусства, семьи, и т.д.).
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения самостоятельный статус социальной психологии. Современные темпы ее развития таковы, что привели к возникновению целых отраслей социально-психологического знания: политической психологии, управленческой психологии, психологии рекламы, психологии семьи и т.д. Социальные психологи работают в самых разных областях общественной науки и практики: в бизнесе, в муниципальном и государственном управлении, принимают участие в планировании социальных программ, в осуществлении процедур оценки, аттестации и обучения кадрового состава организации, работают в избирательных компаниях, проводят маркетинговые исследования и т.д.
1.2. Социальная психология и социология. Место социальной психологии в системе научного знания
В то время как объектом изучения социологии в первую очередь является общество, для социальных психологов в большей степени интересен человек в обществе. Пограничный характер социальной психологии порожден как спецификой ее предмета, так и особенностями ее происхождения. Первые руководства по социальной психологии были написаны одновременно психологом и социологом.
В американской социальной психологии до сих пор обсуждается вопрос о двойственном статусе социальной психологии. Т. Ньюкому принадлежит высказывание о том, что в США практически существуют две социальные психологии: «социологическая социальная психология» и «психологическая социальная психология». Двойственный статус социальной психологии как науки закреплен в США и организационно, поскольку секции социальной психологии существуют как внутри Американской психологической, так и внутри Американской социологической ассоциаций6.
Социальные психологи стремятся прогнозировать поведение людей на основе изучаемых закономерностей общения, массового поведения, особенностей влияния общества на человека и человека на общество. Социологи пытаются прогнозировать развитие общества. Безусловно, это связанные задачи, в русле которых работают и политологи, и историки, и антропологи.
Социологи и социальные психологи часто используют аналогичные методы исследования, однако социальные психологи включают в свой арсенал еще и эксперименты.
Социология и социальная психология относятся к циклу общественных дисциплин, которые всегда испытывают влияние со стороны идеологических течений, представленных в том или ином обществе. По этому поводу можно привести цитату американского психолога Кеннета Гергена7. «Как исследователи человеческого взаимодействия, мы втянуты в специфическую двойственность. С одной стороны, мы ценим интеллектуальную бесстрастность в научных вопросах и прекрасно осознаем искажающий эффект сильной приверженности тем или иным ценностям. С другой стороны, как существа социализированные, мы обладаем многочисленными ценностями, касающимися природы социальных отношений. Социальный психолог, чьи ценности не влияют на предмет и методы его исследования или язык описания, которым он пользуется – большая редкость. Генерируя знания о социальном взаимодействии, мы также сообщаем другим о своих личных ценностях. Тот, кто пользуется нашими знаниями, таким образом, получает двойственное послание: послание, которое бесстрастно описывает то, что есть, и послание, которое незаметно предписывает то, как оно должно быть».
Место социальной психологии в системе научного знания может быть рассмотрено со стороны двух подходов. С точки зрения интрадисциплинарного подхода социальная психология является частью другой науки: либо социологии, либо психологии. Интердисциплинарный подход гласит о том, что социальная психология возникает на стыке двух наук: социологии и психологии, и в связи с этим носит междисциплинарный характер.
Интрадисциплинарный подход
Позиция 1.
психо | социальная психология | логия |
Позиция 2.
социо | социальная психология | логия |
Интердисциплинарный подход
Позиция 3. Социальная психология возникает “на стыке” двух наук, занимая ничью землю.
психология | социальная психология | социология |
Позиция 4. Пересечение интересов двух наук создает поле для развития социальной психологии.
психология | социальная психология | социология |
По сравнению с другими психологическими отраслями (психология личности, возрастная психология) социальная психология менее сосредоточена на различиях между индивидами или на особенностях развития личности и более — на том, как люди оценивают друг друга и влияют друг на друга.
1.3. Методы социальной психологии
Все методы социальной психологии могут быть разделены на три группы.
1. Статистические (корреляционный анализ, процентное соотношение, факторный анализ и т.д.).
2. Сбора данных (опрос, анализ документов, эксперимент, тесты, наблюдение).
3. Воздействия (СПТ, консультирование, групповая дискуссия и т.д.).
Опросы
Ø анкетирование (индивидуальное, групповое);
Ø интервьюирование (свободное, стандартизированное, глубинное);
Ø групповое интервью (фокус-группы, креативные группы, дэльфи-группы и т.д.).
Анализ документов
Ø письменные (архивы, пресса, научные публикации, личные документы, автобиографии);
Ø иконографические (кино, фото, произведения искусств, видеозаписи);
Ø фонические (аудиозаписи).
Эксперимент
Ø лабораторный (эксперименты Милграма);
Ø естественный (эффект Латейна).
Наблюдение
Ø структурализованное – неструктурализованное;
Ø включенное – невключенное;
Ø полевое – лабораторное;
Ø систематическое – случайное.
Тесты
Ø личностные (оценка качеств);
Ø достижений (оценка умений);
Ø интеллекта (оценка уровня развития и структуры);
Интенсивное развитие социальной психологии приводит к совершенствованию методов социальной психологии, а также к междисциплинарному сотрудничеству. В этой связи происходит заимствование методов из других наук — культурантропологии, лингвистики, этологии, микросоциологии.
1.4. Краткая история развития социально-психологических знаний.
История развития социально-психологических знаний включает в себя три этапа.
1. Накопление социально-психологических знаний в сфере философии и общей психологии. ( VI в. до н.э. – середина XIX в.).
2. Выделение описательной социальной психологии из философии (социологии) и общей психологии в самостоятельную область знаний. (50–60-е гг. 19-го века –20-е гг. 20-го века) – эмпирический период.
3. Оформление социальной психологии в экспериментальную науку (20-е гг. 20-го века) и ее современное развитие.
Первые социально-этнические классификации возникли в древней Греции. Так, Гераклиту принадлежит разделение людей на тех, кто руководствуется логосом, разумом, и тех, кто подчинены своим прихотям и потребностям. Платон писал, что у греков – преимущественно развит разум, у северных варваров – мужественная душа, у южан – вожделение. Аристотелю принадлежит определение человека как политического, общественного животного. Попытка психологического объяснения поведения человека в обществе принадлежит многим философам 16 – 18 вв. Так, по мнению Макиавелли (1469–1527), общество аморально по сути, а власть выступает как высшая ценность для человека. В этот период появляются такие направления как френология (Галль), физиогномика (Лафатер). Ломоносову принадлежат первые труды по общению (публичное выступление) и риторике.
Большую роль для становления социологии и социальной психологии сыграл О. Конт (1798–1857). В 1854 г. в последнем своем томе «Системы позитивной политики» Конт заявил о своем намерении создать «систему позитивной морали», однако он не успел осуществить свой замысел. О. Конт обратил внимание на следующий парадокс: как человек может воздействовать на общество и в то же время сам формироваться под его влиянием. О. Конт является основателем методологии позитивизма, в соответствии с которой при изучении поведения человека и явлений общественной жизни необходимо использовать тот же самый научный подход, что и при изучении естественного мира.
Второй этап чаще всего связывают с Германией, в которой: Г. Штейнталь и М. Лацарус (1859) – создатели психологии народов – начали издавать журнал по этнической психологии и языкознанию. В дальнейшем их идеи получили развитие во взглядах В. Вундта (1832—1920)в изданном им 10-томном издании «Психология народов» (1910–1920).
Основной темой этого периода была психология масс, толпы, изучение иррациональных моментов в социальном поведении. К авторам этого направления можно отнести Г. Тарда и Г. Лебона во Франции, Л.Уорда и Э.Росса в США, Г.Спенсера и Мак-Даугола в Англии и Михайловского в России.
Г. Тард движущей силой психологии масс считал подражание, которое в общественной жизни играет такую же роль как наследственность в биологической жизни, Г. Лебон – внушение, У. Джеймс – привычку, Мак-Даугал – инстинкт, Э.Дюркгейм и Леви-Брюль – коллективное сознание. Социальная психология была заявлена как самостоятельная дисциплина, теперь она нуждалась в подведении под нее экспериментальной базы. С точки зрения науки того времени (традиции позитивизма), только та дисциплина могла считаться наукой, которая использует в арсенале своих методов эксперимент.
Третий период. Начало 20 века считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку, хотя в качестве автора первого эксперимента часто называют Н. Триплетта (1897, США). Первые запланированные эксперименты были проведены В.Меде (Германия) в 1913-1920 гг., он изучал способность к переносу боли, внимание, счет в группе от 2–8 чел. В подобных экспериментах Ф. Олпорт (США, 1924) пришел к выводу, что группа сглаживает крайности суждений (дискуссия о свойствах предметов), а В.М.Бехтерев (Россия), что коллектив увеличивает объем знаний, исправляет ошибки (проектирование памятников).
Наибольший бум экспериментальных исследований в США пришелся на 30–е годы, в то время были сильны традиции необихевиоризма. особую известность приобрели хотторнские эксперименты (Э. Мэйо), благодаря которым произошло: а) пересмотр роли человеческого фактора, отход от прежней концепции экономического человека; б) открытие неформальной жизни коллектива. Развитие капиталистических форм экономики в Соединенных Штатах выдвигает и перед социальной психологией ряд требований, связанных с необходимостью повышения производительности труда рабочих, развитием средств массовой информации, усилением значения пропаганды и рекламы, а также разработкой в самом широком плане способов и методов управления.
Психоанализ не получил столь широкого распространения в социальной психологии как бихевиоризм, хотя многие авторы-фрейдисты связывали взаимоотношения родителей и детей с моделью всех отношений в обществе.
Когнитивизм ведет свое начало от теории поля и групповой динамики К. Левина. Благодаря К. Левину в США появилась первая национальная лаборатория тренинга (40–50 гг.)
Большой вклад в социальную психологию малых групп внесло социометрическое направление Дж. Морено (1889–1974).
Проблематика интеракционистской концепции, связанна преимущественно с исследованием проблем символизма, ролей, референтных групп и т. д.
Несмотря на присутствие основных теоретических ориентаций в социальной психологии (поведенческая, когнитивная, гуманистическая, психоаналитическая, интеракционистская), существует смешивание различных принципов в рамках одного и того же исследования. Это стало по существу нормой в американской социальной психологии.
В отличие от социальной психологии США, которая ориентировалась с самого начала на прикладное знание (интересы бизнеса, администрации, армии, пропаганды), социальная психология в Европе начиналась с проблематики больших групп, с попыток исследования крупномасштабных социальных проблем. Эта связь прослеживается по преобладающей тематике исследований, по выбору объектов исследования, по источникам финансирования.
Большое значение для развития западноевропейской социальной психологии имели: теория коллективных представлений Э.Дюркгейма, теория харизматического лидерства и анализ роли этических факторов в экономической жизни (М. Вебер), философия денег и теории социальных форм (Г. Зиммель). Анализ этих работ содержится в трудах известного социального психолога С.Московичи (Франция), автора теории социальных представлений. Среди других социальных психологов можно назвать такие имена как Г. Теджфел, Р. Харре, Дж.Тернер.
Начало истории отечественной социальной психологии связывают с дискуссией 20-х гг. Основные причины спора были в борьбе между материалистической и идеалистической идеологией. Психологи дуалистического толка (их называли идеалистами) – Челпанов и Нечаев полагали, что индивидуальная психология (собственно психология) должна быть дополнена социальной (разрабатываемой в рамках марксизма). Из психологов марксистов наиболее активно выступал Артемов — он всю психологию сводил к социальной, предлагая все явления рассматривать с точки зрения марксизма.
По пути Бехтерева, автора коллективной рефлексологии, в 20-е гг. шли Беляев, Залужный. Так, Б.В. Беляев дал весьма широкое определение предмета социальной психологии – она должна изучать психологию коллектива, масс, толпы. Проблемы коллектива, влияние коллектива на личность, взаимоотношения коллектива и личности, поднятые вначале 20-х годов рефлексологами, получили дальнейшее развитие в многочисленных работах представителей педологии, реактологии, психотехники в 1930–1940-е годы.
Так, А.С. Залужным разрабатывались вопросы лидерства в коллективе, динамичности взаимоотношений коллектива и личности, организации коллектива, обусловленности поведения вожаков и всего коллектива, развития коллектива и стадий этого развития. Е.А. Аркин изучал характер социальной установки, которая по его мнению может меняться в зависимости от облика того коллектива, в состав которого включается индивид. Б.В. Беляев обратил внимание на необходимость изучения внутренней (неофициальной) структуры коллектива. Он пытался дифференцировать понятия «группа» и «коллектив».
В конце 20-х годов В.Н. Мясищев предпринимал попытки изучать психологические характеристики рабочей молодежи в зависимости от отношений рабочего к коллективу, обществу и труду, им была предложена типология личности по социальной активности и направленности.
В 1950–60-е годы многие известные психологи посвятили свои работы социально-психологическим проблемам: Б.Г. Ананьев (формирование самооценки и самоконтроля), Л.И. Божович («внутрення позиция» и ее роль в овладении новыми видами деятельности), А.Г. Ковалев (своеобразие отношений в семье, и их влияние на формирование характера детей).
Безусловно, отечественная социальная психология развивалась под влиянием марксистской философии. Ковалев, Предвечный, Парыгин, Кузьмин, Свенцицкий, Андреева – авторы первых учебников по социальной психологии 1970–80-е годы. Традиционные проблемы советской социальной психологии – коллектив, влияние коллектива на личность, взаимоотношения коллектива и личности, общение.
В настоящее время российская социальная психология представляет собой эклектичную, бурно развивающуюся науку, с выраженной прикладной ориентированностью своих исследований.