Глава 2. Исследование ценностных ориентаций учащихся старших классов
1. Для проведение исследования мы использовали методику МИЦО, разработанную М.Рокичем и основанную на приеме прямого ранжирования списков ценностей. М.Рокич рассматривает ценности как "...устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования". Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико, 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени, 3) ценности организованы в системы, 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности, 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.
М.Рокич различает два класса ценностей - терминальные и инструментальные. Терминальныеценности М.Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться, инструментальныеценности - как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной или общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.
2. Анализ полученных результатов осуществлялся нами по двум направлениям:
Сначала мы определили по 5-6-ть наиболее важных терминальных и инструментальных ценностей для юношей и девушек отдельно путём подсчёта в процентах количества ребят, поставивших данную ценность на 1-е – 5-е место в списке (см. приложение )
Затем мы проанализировали выборы респондентов по определённым блокам ценностей ( см. приложение ) особый интерес для нас представляли ценности, вошедшие в первую пятёрку ( т.е. самые значимые) и в последнюю (самые незначимые).
Выводы по 2 главе:
1. В 5-ку наиболее значимых терминальных ценностей и юноши, и девушки включили такие ценности как здоровье и развитие, но у юношей здоровье на 1 месте а развитие на 3-ем, а у девушек наоборот: развитие на 1-ом, здоровье на 3-ем.
2.У юношей в выборе терминальныхценностей обнаружены явные предпочтения в части профессиональной самореализации и индивидуальных ценностей.
3. В 5-ку наиболее значимых инструментальных ценностей и юноши, и девушки включили ответственность, но у юношей она на 1 месте, а у девушек – на 3-ем.
4. В определении значимости таких инструментальныхценностей как высокие запросы и непримиримости к своим и чужим недостаткам, юноши и девушки проявили единодушие - поместили их в 90 % случаев в конец списка. А в отношении эффективности в делах их мнения оказались противоположными: у юношей она в 5-ке наиболее значимых, а у девушек – в конце списка.
Общие выводы по работе.
1. Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Они выражают отношение человека к социальной действительности, определяют мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности.
2. Ценностные ориентации обеспечивают устойчивость личности, определенность и последовательность поведения, постоянство взаимоотношений человека с социальным миром, с другими людьми. Развитые ценностные ориентации — признак зрелой личности, показатель меры ее социальности. Ценностные ориентации влияют на процесс личностного выбора. Осознавая собственные ценностные ориентации, свое место в мире, человек размышляет над смыслом и целью своей жизнедеятельности. Для молодого человека ценностные ориентации играют важную роль, т. к. в период ранней юности идёт процесс формирования мировоззрения.
3. При анализе результатов были обнаружены как сходства, так и различия. Общей чертой является направленность на себя, ни юноши, ни девушки не заинтересованы в своём окружении. Так же общей чертой является саморазвитие, которое большая часть опрошенных поставила в конец списка. Были также найдены различия: у юношей в выборе терминальныхценностей обнаружены явные предпочтения в части профессиональной самореализации и индивидуальных ценностей, чего не наблюдается у девушек; эффективность в делах у юношей в 5-ке наиболее значимых, а у девушек – в конце списка.
Список литературы
1.
2.