И з а д е р ж а н н о е р а з в и т и е
Психическое недоразвитие определяется общими параметрами:
• функциональной локализацией нарушения, представленной двумя основными дефектами:
а) частным, обусловленным дефицитарностью отдельных познавательных, моторных и речевых функций психики;
б) общим, связанным с нарушением подкорковых функций и корковых функций: снижением уровня бодрствования, психической активности, недостаточностью целеполагания, контроля, программирования действий, патологией влечений, эмоциональными расстройствами;
• временем поражения:
а) чем раньше по возрасту произошло поражение нервной системы, тем выше вероятность недоразвития в будущем; чем позднее возникло нарушение, тем больше вероятность распада психической функции;
б) длительностью развития психической функции в онтогенезе:
повреждению чаще подвергаются подкорковые функции (например, эмоции) с коротким циклом развития; корковые же функции с более длительным циклом развития либо стойко недоразвиваются, либо задерживаются в своем развитии;
• соотношением биологических и социальных факторов:
а) первичными симптомами - нарушениями функционирования органов чувств, локальными поражениями отдельных корковых зон, детскими церебральными параличами;
б) вторичными, возникающими в ходе аномального социального развития, например, недоразвитие понимания речи у детей с биологическими нарушениями слуха;
• нарушением межфункциональных взаимодействий:
а) временной независимости функции, характерной для раннего онтогенеза, когда линии развития идут раздельно (например, мышления и речи, фонетической и смысловой сторон речи);
б) ассоциативным типом связей, когда разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе временно-пространственной близости;
в) иерархическим типом связей между психическими функциями, формирующимися в процессе усложняющейся предметной деятельности и общения.
Для психического недоразвития наиболее типично раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития. Экстенсивность поражения, связанная с генетическими пороками развития, диффузным повреждением незрелого мозга при ряде внутриутробных, родовых и ранних постнатальных воздействий, обусловливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Основными признаками для распознавания расстройства в раннем возрасте является задержка интеллектуального развития, а также сопутствующие нарушения социального функционирования. Типичным примером стойкого недоразвития является олигофрения.