Внимание и его роль в деятельности оператора
Сущность внимания. Особенности и механизмы внимания. Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное). Факторы, влияющие на актуализацию и поддержание внимания. Функции внимания. Свойства внимания (объем, переключаемость, распределение, устойчивость, концентрация). Развитие внимания. Роль внимания в деятельности оператора.
Направленность сознания на определенный объект или деятельность и его сосредоточенность на них называют вниманием.
Внимание– это характеристика психической познавательной деятельности, которая выражается в способности человека к сосредоточению на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, явлении, идее, мысли, деятельности) и проявляется в избирательном восприятии значимых в текущий момент раздражителей.
Внимание– это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Внимание можно представить как когнитивный процесс, который обеспечивает упорядочивание поступающей извне информации в зависимости от первичности и важности стоящих перед человеком задач.
К основным функциям внимания относят: функцию отбора (иногда ее называют избирательностью), функцию сохранения (иногда ее называют целенаправленностью) и функцию регулирования (иногда ее называют активностью).
Функция отбора реализуется через выделение из всей поступающей информации лишь той, которая важна человеку именно в данный момент.
Функция сохранения состоит в сосредоточении внимания на предмете деятельности, его удержании и переключении.
Функция регулирования направлена на поддержание работоспособности человека через рациональное распределение интенсивности, прочности внимания во время выполнения элементов деятельности.
По способу реализации внимание подразделяется на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание – это самый простой вид внимания, оно возникает без сознательно поставленной цели и волевого усилия. Человек не может управлять таким вниманием.
Одним из факторов, вызывающих процесс непроизвольного внимания, являются сильнодействующие раздражители и контрастные раздражители. В основе такого внимания лежит врожденный ориентировочный рефлекс (рефлекс «что такое?»), возбудителями которого являются неожиданные или необычные раздражители и их изменения. Непроизвольное внимание характеризуется отсутствием предварительной готовности человека к данному восприятию или действию, оно возникает внезапно (сразу после воздействия раздражителя). Такое внимание непродолжительно, оно длится пока действует соответствующие раздражители.
Произвольное внимание имеет иные характерные черты. Все мы знаем, что человек может заставить себя быть внимательным к чему-либо. Для этого он сознательно ставит перед собой цель и усилием воли вытесняет из сознания все те мысли и побуждения, которые мешают ему сосредоточиться на объекте внимания.
Произвольным вниманием называется такое внимание, которое возникает под влиянием сознательно поставленной цели и требует от человека волевого усилия. Волевые усилия особенно характерны для ситуаций, когда заниматься делом желания нет, но текущие обстоятельства требуют быстрого его завершения. Предполагают, что произвольное внимание формируется на основе непроизвольного в процессе труда, т.е. источник произвольного внимания заключен в социальной, а не в биологической сфере.
Произвольное внимание вызывается следующими основными причинами:
– осознанием долга и обязанностей, способствующих выполнению данного вида деятельности;
– потребностями и мотивами деятельности, побуждающими к активности;
– привычкой к работе, выполнению той или иной деятельности как в благоприятных, так и в неблагоприятных условиях.
Такое внимание имеет основное значение в жизни и деятельности человека.
Послепроизвольное внимание – это такое внимание, которое возникает на основе произвольного, направляется сознательно поставленной целью и поддержание которого не требует от человека волевых усилий. Оно всегда возникает на основе произвольного и что главной его побудительной силой является глубокий и устойчивый интерес не только к результату, но и к процессу деятельности. Такое внимание характеризуется исключительной ясностью сознания, четкостью и продуктивностью психических процессов, обеспечивающих деятельность, эмоциональным подъемом.
Внимание человека может быть устойчивым и колеблющимся, более или менее сосредоточенным, широким и узким, распределенным и не распределенным, легко и с трудом переключающимся с объекта на объекта. Эти особенности внимания называются его свойствами, к ним относятся: объем, переключаемость, распределение, устойчивость, концентрация.
Объем внимания – это количество объектов (букв, цифр, знаков и т.д.), которые одновременно охватываются вниманием с одинаковой степенью ясности и отчетности. Средний объем внимания 5 – 7 объектов.
Переключаемость внимания – это скорость перевода внимания с одного объекта на другой. Это свойство позволяет человеку оперативно реагировать на изменение текущей ситуации.
Распределение внимания – это способность иметь в сознании несколько разнородных объектов или одновременно выполнять несколько видов деятельности.
Устойчивость внимания – это его способность длительно сосредоточиваться на определенных объектах (предметах и явлениях внешнего мира собственных действиях и мыслях).
Концентрация внимания – это степень его сосредоточенности на объекте или деятельности. Тот, кто умеет добиться концентрации своего вынимания в нужный момент, способен на труд высокой степени производительности.
Направленность и избирательность сознания человека особенно важны для операторской деятельности. Человек-оператор, работающий в СЧМ, в течение длительного времени должен удерживать внимание на определенных объектах, кроме того для его деятельности важны умения распределять и быстро переключать внимание. В условиях работы в современных СЧМ высокие требования часто также предъявляются к объему внимания Ч-О. Поэтому при отборе кандидатов на определенные операторские профессии проводится профессиональный отбор, при котором проверяются свойства внимания претендентов.
Следует иметь в виду также, что некоторые свойства внимания обусловлены физиологическими особенностями человека, например, типом его нервной системы. В то же время, свойства внимания человека могут изменяться и совершенствоваться. Для развития внимания можно использовать специальные упражнения.