Мин.) расслабляющий массаж головы, ушных раковин, мышц лица
Дети кончиками пальцев массируют кожу и волосы головы, ушные раковины, щеки, слегка нажимают на веки и др.( См.: Куликовская Т Л. Массаж лицевых мышц для малышей. - М.: Книголюб; Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы в коррекционной и развивающей работе с детьми. - М.: Книголюб.)
Заключительный этап (см. Занятие 14)
Занятие 18
Задачи:
v развитие внимания и произвольности;
v развитие речи и мышления; развитие зрительной памяти;
v тренировка счетных навыков.
Материалы:
мяч, колокольчик, тетради, простые карандаши, плакаты, выполненные по рис. 9, знак «Говорит один», картинки к упражнению «Чем отличаются?» (Демонстрационный материал), наборы счетных палочек.
Ход занятия
( 4 – 5 мин.) Игра «Земля – вода – воздух»
Дети встают полукругом напротив психолога.
Психолог, держа в руках мяч, говорит:
- Сейчас тот, кто поймает мяч и услышит слово «земля», назовет животное или растение, которое живет или растет на земле. Если услышите слово «вода», вам нужно будет назвать любое водное животное или растение, а если услышите слово «воздух» - называйте то, что летает по воздуху.
Дети дают ответы (они не должны повторяться) и возвращают мяч психологу.
По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
Мин.) Упражнения с карандашом
Дежурные раздают простые карандаши, психолог - тетради. Психолог берет в руки карандаш и показывает массажные движения:
прокатывает карандаш по столу двумя руками поочередно;
прокатывает карандаш между ладонями рук;
делает точечный массаж центра ладоней концами карандаша;
перебирает карандаш двумя пальцами сверху вниз и в обратную сторону и др.
( См.: Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы в коррекционной и развивающей работе с детьми. - М.: Книголюб)
( 6 мин.) Упражнение «Внимание - рисуем!» (см. Занятие 13)
Следует отводить большее количество времени для запоминания сложных рисунков:
( 3 мин.) Упражнение «Чем отличаются?»
Психолог показывает детям ручку и карандаш и спрашивает, чем они отличаются, используя знак «Говорит один».
При возникновении затруднений психолог дает детям подсказку.
Затем сравниваются книга и тетрадь, изображения мальчика и девочки.
( 4 – 5 мин.) Упражнение «Домики»
Психолог просит детей нарисовать в тетрадях два одинаковых домика, а затем проверяет правильность выполнения задания и обращает внимание детей на имеющиеся отличия.
После этого детям предлагается нарисовать третий домик, который будет отличаться от двух первых только одной деталью.
( 2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 17)
( 4 -5 мин.) Упражнение «Посчитай-ка!»
Дежурные раздают детям наборы счетных палочек.
Психолог просит детей взять из коробочек 5 палочек, прибавить к ним еще 3 и посчитать, сколько получилось. Затем детям предлагается отнять 2 палочки и сказать, сколько осталось. И т.п.
Заключительный этап (см. Занятие 14)
Занятие 19
Задачи:
v развитие произвольности;
v развитие речи и мышления;
v тренировка объема внимания и его переключения.
Материалы:
колокольчик, знак «Говорит один», тетради, простые и цветные карандаши, наборы цветных картонных квадратов размером 5x5, разрезанных по образцу (см. рис. 10).
Ход занятия
( 4 – 5 мин.) Игра « Пар – вода – лёд»
Дети бегают по кругу. Услышав команду «Пар!», они разбегаются в разные стороны, услышав команду «Вода!», берутся за руки и, образуя цепочку, передвигаются шагом. По команде «Лед!» замирают на месте.
( 2 – 3 мин.) Сенсомоторное упражнение «Лежачая восьмерка» (см.Занятие 10)
( 3 мин.) Расслабляющий массаж головы, ушных раковин, мышц лица, артикуляционные упражнения (См.: Куликовская ТА. Артикуляционная гимнастика для малышей. - М.: Книголюб.) (см. Занятие 18)
( 5 мин.) Упражнение «Ассоциативные цепочки»
В упражнении используется знак «Говорит один».
Психолог называет любое слово, например, «солнце», и просит детей ответить на вопрос «какое?», Например: желтое, круглое, большое, горячее. К прилагательному «горячее» психолог задает вопрос: «А что еще бывает горячим?».
Дети могут дать следующие ответы: блины, чай, суп и т.п. К одному из перечисленных слов снова задается вопрос «какой?». Таким образом, получается цепочка, состоящая из слов и определений к ним.
( 5 мин.) Упражнение «Фигурный диктант»
Дежурные раздают простые и цветные карандаши, психолог - тетради.
Психолог говорит:
- Нарисуйте квадрат, кружок, треугольник, квадрат, кружок, квадрат, треугольник.
Затем задание усложняется - дети должны удерживать в памяти два условия - цвет и количество:
- Нарисуйте два красных кружка, один синий кружок, три
зеленых кружка, два желтых.
После освоения детьми этого варианта задания, можно перейти к заданию с тремя условиями - цвет, количество и форма:
- Нарисуйте один синий квадрат, два желтых круга, три
синих круга, один зеленый треугольник. И т.д.
( 2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 18)
( 5-7 мин.) Упражнение «Сложим квадраты»
На столе каждого ребенка - набор деталей для складывания одного из квадратов:
Каждому ребенку предлагается собрать квадрат. Выполнив задание, дети обмениваются наборами деталей. За одно занятие ребенку нужно сложить несколько квадратов.
Заключительный этап (см. Занятие 14)
Занятие 20
Задачи:
v развитие внимания и произвольности;
v развитие речи, мышления и воображения;
v тренировка тонкой моторики.
Материалы:
колокольчик, магнитная доска с магнитами, плакат «Загадки» (Демонстрационный материал), знаки «Говорит один» и «Говорим хором», тетради, простые карандаши.
Ход занятия
( 4 - 5 мин.) Игра «Запретное движение»
Дети стоят полукругом напротив психолога.
Психолог говорит:
- Я буду показывать движения, а вы - повторять. Но одно из движений повторять нельзя - оно «запретное». Таким движением будет приседание.
Дается сигнал к началу игры, а через некоторое время психолог называет другое «запретное движение».
По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
( 8-10 мин.) Упражнение «Загадки»
На магнитной доске - плакат «Загадки». Психолог описывает одну из картинок, например: