Обсуждение домашнего задания
Психолог. Давайте рассмотрим все рисунки «Я в лучах солнца». Вспомните, что обозначают лучи (количество определений, которые дали вам одноклассники и которые совпали с вашим мнением о себе)
Количество лучей показывает, насколько хорошо вы знаете себя (много совпадений — хорошо знаете).
Красными лучами отмечались положительные совпадения: ваши положительные качества словно «согревают» окружающих. Отрицательные же (синие) действуют как «холод» и мешают общению.
Как выдумаете, почему у некоторых ребят мало лучей? (Или они себя плохо знают, или их плохо знают одноклассники.)
В итоге обсуждения желательно подвести ребят к пониманию того, что в общении нужно проявлять свои положительные качества, тогда и конфликтов будет меньше.
Упражнение «Твое имя»
Психолог.Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет свое полное имя. Задача других — назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов его имени (например: Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка, Екатерина).
Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали свое имя.
Психолог.Наше имя звучит для нас как лучшая в мире музыка. Поэтому, обращаясь друг к другу, давайте каждый раз будем начинать это обращение с имени.
Игра «Ассоциации»
Психолог.Давайте сейчас выберем первого водящего. Желающий встает перед участниками. Каждый присутствующий по очереди должен сказать, какие ассоциации вызывает у него водящий, то есть что он нам напоминает: растение, предмет, животное. Не забывайте обращаться друг к другу по имени.
Упражнение «Незаконченные предложения»
Я словно птица, когда...
Я превращаюсь в тигра, когда...
Я словно муравей, когда...
Я словно рыба, когда...
Я — прекрасный цветок, если...
Психолог.Что чувствовали? Какие сравнения были неожиданными?
Притча «Ворона и павлин» (Носсрата Пезешкеяна)
"В парке дворца на ветку апельсинового дерева села черная ворона. По ухоженному газону гордо расхаживал павлин.
Ворона прокаркала: «Кто мог позволить такой нелепой птице появляться в нашем парке? С каким самомнением она выступает, будто это султан собственной персоной. Взгляните только, какие у нее безобразные ноги. А ее оперение — что за отвратительный синий цвет. Такой цвет я бы никогда не носила. Свой хвост она тащит за собой, будто лисица».
Ворона замолкла, выжидая. Павлин помолчал какое-то время, а потом ответил, грустно улыбаясь: «Думаю, что в твоих словах нет правды. То плохое, что ты обо мне говоришь, объясняется недоразумением. Ты говоришь, что я гордячка потому, что хожу с высоко поднятой головой, так что перья у меня на плечах поднимаются дыбом, а двойной подбородок портит мне шею. На самом же деле я — все что угодно, только не гордячка. Я прекрасно знаю все, что уродливо во мне, знаю, что мои ноги кожистые и в морщинах. Как раз это больше всего и огорчает меня, поэтому-то я и поднимаю так высоко голову, чтобы не видеть своих безобразных ног. Ты видишь только то, что у меня некрасиво, и закрываешь глаза на мои достоинства и мою красоту. Разве тебе это не пришло в голову? То, что ты называешь безобразным, как раз больше всего и нравится во мне людям»."
Давайте подумаем, а насколько часто и мы с вами в своих отношениях с близкими замечаем и оцениваем как негативное, отрицательное то, что им самим или окружающим нравится в них больше всего?
А может быть, действительно, что-то есть в них и прекрасное?
Может начать им больше говорить про это – лучшее, красивое, ценное, желанное для нас?
Пусть это станет больше интересовать нас. Тогда мы сможем больше обращать внимание на положительное в них. И они от нас будут слышать о том, чего мы хотим, чтобы в них было больше. Вместо того, от чего мы требуем, чтобы они избавились…
Дискуссия по притчи
Анализ занятия
Психолог.Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет три нужное количество пальцев одной руки.
Что оказалось неожиданным?
Что было самым интересным?
ЗАНЯТИЕ 4.
Чем пахнут слова
Цель: воспитание ответственности за сказанное слово
Оборудование: сказка (автор А.В. Боднарук «Чем пахнут слова», разноцветный бисер
Понятия: «бранные слова», «вежливые слова»
Ход мероприятия:
Упражнение «Я рад общаться с тобой»
Психолог. Сейчас выполните такое задание: протяните рядом стоящему руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому вы протянули руку, протянет ее следующему с этими же словами.
Так «по цепочке» все берутся за руки и образуют круг.
Психолог: «Сегодня мы встречаемся с произведением А.В.Боднарук «Чем пахнут слова». После чтения сказки я задам вам несколько вопросов и самый главный из них будет «Зачем мы читали сегодня эту сказку?»
Чтение сказки.Катюша и Валюша живут в одном доме, учатся в одном классе и даже сидят за одной партой. К тому же они подружки, что называется «не разлей водой». Вот и сегодня, когда Елена Николаевна, выставив им в дневники по «пятерке» за чтение и по «четверке» за математику, отпустила домой, девочки старательно сложили тетрадки в ранцы и уже в числе последних вышли из класса. Одевшись в теплые шубки, пуховые шапочки и прикрыв носики варежками, шагали они по длинной алее старого двора к своему дому. Они любили свой двор и знали в нем каждое дерево, каждый кустик. Но сегодня их привычный двор был необычайно красив. Березы, распустивши косы, выбеленные инеем, склонились над аллеей. Солнце играло в прятки то выглядывало из-за заиндевелых деревьев, сыпало лучики по искристому снегу.
— Сегодня в наш двор пришла сказка! — восхищенно воскликнула Валюша и, посмотрев на Катюшу засмеялась.
— У тебя на шапочке иней, и на варежках, и на ресничках.
— И у тебя тоже иней! А вдруг, вон за тем спряталась Снегурочка? Вот бы здорово было встретить ее в нашем дворе!.. — хитро прищурив переходя на шепот, сказала Катюша. Девочки, не сговариваясь, побежали и оббежав его, расхохотались.
— А может, за тем кустом боярышника? Побежали! И девочки бежали от куста к кусту, задевали мохнатые ветки и радовались легкому снежному которое осыпало их, сверкая в солнечных лучах.
— Смотри, вон на тропинке что-то рассыпано! Побежали, посмотрим, что там такое яркое, - предложила Катюша.
— Ой, это бисер кто-то растерял! Давай соберем? Валюша сняла варежку и пальчиками стала выбирать из снега разноцветный бисер.
— Холодно! А он такой маленький. Мы тут совсем замерзнем, пока соберем, — засомневалась Катюша. — Я немножко, — согревая пальчики своим дыханием, ответила Валюша и опять принялась собирать.
Катюша, скучая, отошла чуть дальше по тропинке. Разглядев в снегу синий, фиолетовый и черный бисер, но гораздо крупнее того, который собирала ее подружка, прикусив губу, стала быстренько подбирать, кидая в варежку. Когда к ней подошла Валюта, варежка отяжелела от собранной находки. Девочки, заглянув друг дружке в варежки, довольные своей удачей, побежали к своему дому. По пути договорились, что не станут дома задерживаться, а только оставят ранцы и бисер, захватят книги и побегут в библиотеку. Радость находки была столь велика, что они и не заметили, как на алею вышла старушка. Она махала им руками, что-то говорила, но было далеко и девочки не услышали ее голоса. Под ногами поскрипывал морозный снежок, подружки весело переговаривались, а на спешащую старушку они и внимания не обратили. Свернув на другую алею, ведущую к дому, они и вовсе скрылись из виду.
— Ах, не успела я! Не успела! Старая я уже стала. Ну, теперь будь, что будет... - сокрушалась старушка.
А девочки, как и договорились, побежали в библиотеку и вернулись только через час.
— Давай сперва зайдем ко мне, — предложила Валюша.
— Я возьму тетрадки, и мы у тебя будем делать уроки? Подружки поднялись на третий этаж.
— Я сейчас, быстренько. Только книги отнесу в свою комнату, — открывая ключом входную дверь и снимая валеночки, сказала Валюша и заторопилась в свою комнату. — Ой! Катюша! Иди сюда! Ну скорее! — донесся ее громкий шепот.
Катюша, не снимая валенок, поспешила к ней. У порога остановилась и открыла рот от изумления. По комнате летали разноцветные бабочки. Воздух был такой, будто под ногами цвели луговые цветы. Им даже послышался стрекот кузнечиков и птичье пение. — Что это такое? — шепотом спросила Катя. Валюша посмотрела на стол, куда она высыпала найденный бисер, и, приложив палец к губам, показала на него пальчиком. Там сидело с десяток краснейших бабочек, слегка покачивая крылышками и шевеля усиками.
— Это волшебный бисер! — чуть слышно промолвила подружка. Девочки зачарованно смотрели, стоя у порога, на летающих бабочек, вдыхая аромат луговых трав и слушая птичье пение. Первой пришла в себя Катюша. Она посмотрела на подружку и горделиво сказала:
— А у меня бисер крупнее. Пошли ко мне посмотрим, какие у меня большущие бабочки летают!.. Девочки легонько прикрыли дверь в комнату и, закрыв на ключ входную дверь, ринулись в соседний подъезд. Не раздеваясь, вбежали в Катюшину комнату. Но, открыв дверь, испуганно остановились у порога. По комнате летали мерзкие существа, похожие на летучих мышей. Визжа, они наскакивали друг на друга, дрались и кривлялись. — Они говорить умеют!.. — шепотом сказала Валюша. — Ага. Но ты послушай, какими некрасивыми словами они обзываются. Какие злые у них глаза! Какие длинные и острые когти выпускают они, налетая друг на друга. А как дурно пахнет в комнате! — Катюша даже нос зажала пальчиками. Черные летающие существа дрались с синими, осыпая их бранными словами. А те, в отместку, плевались синей слюной. Стены, пол и кровать были испещрены темными пятнами. — Мамина любимая скатерть! — в ужасе воскликнула Катя.
На небольшом овальном столике, покрытом вышитой белой скатертью, была большая фиолетовая лужа. Вокруг нее столпились фиолетовые существа. Толкая друг друга, они лакали длинными языками чернильный сок. Заметив девочек, черные, синие и фиолетовые существа, забыв о своих распрях, накинулись на них.
— Дев-чон-ки! Чистю-ли! Бантики да фантики! Вот мы вас сейчас умо-ем!..
Существа закружили над их головами, брызгали слюной, царапались и кусались. Катюша схватила полотенце и, отмахиваясь от налетающих чудовищ, закричала:
— Уходите прочь! Прочь из моего дома, мерзкие твари! Но, чем больше она махала полотенцем и сердилась, тем больше их становилось. Валюша заплакала и, в испуге, выбежала из комнаты. Пятясь назад, выбралась на лестничную площадку и Катюша. Снизу, кряхтя и охая, поднималась старушка. Заплаканные, дрожащие девочки, кинулись ей навстречу.
— Бабушка, в мой дом залетели страшные существа! Они плюются и говорят некрасивые слова. Мы никак не можем их выгнать...
— Я так и знала! — покачала головой старушка. — Вы сами их в дом принесли. — И увидев удивленные лица девочек, объяснила. — День сегодня особенный. Самый главный Дедушка Мороз вашему двору, прикрывшись шапкой-невидимкой. А по алее, ни о чем не догадываясь, разные люди: плохие и хорошие. От дыхания Дедушки Мороза слова их превращались в цветной бисер. Вы их собрали и в дом свой принесли. Хорошие, вежливые,приятные человеческому сердцу слова, растаяв превратились в разноцветных бабочек. Они не только красивы, но даже источают аромат луговых цветов. А вот злые, завистливые слова царапают душу и портят людям настроение. А уж бранные слова и вовсе дурно пахнут.
— Что же нам делать, бабушка? Они не хотят улетать. Я хотела их выгнать, а их еще больше стало.
— Выгоняя их, ты кричала на них, сердилась и даже грозилась. Одним словом, вела себя так, как ведут себя невоспитанные люди. Тем самым, ты преумножила зло. А ты бы вежливо попросила их уйти. Ну-ка, вспомните красивые слова. Ну, те, которые говорит вам мама... Девочки растерянно смотрели на старушку и силились что-то вспомнить. Но как назло в голову приходили совсем не те слова и девочки опустили головки. — Вспомнила! Моя бабушка всегда говорит мне ласковые слова. От них даже веет теплом. — Мы попробуем, — неуверенно сказала Катя.
— Попробуйте, милые, попробуйте. Только при этом улыбайтесь, как можно ласковее. Девочки переглянулись и робко вошли в прихожую. Мерзкие существа уже летали по всей квартире, оставляя на всем грязные пятна
. — Здравствуйте, гости дорогие! — стараясь придать своему голосу приветливый оттенок, сказала Катюша первое, что пришло в голову. — Добро пожаловать! Как поживаете? Существа тут же замерли на лету и уставились на девочек широко открытыми глазами. — Лапушки вы мои! Замерзли вы, наверное. А мы вас чаем угостим, с конфетами и баранками... — подражая своей бабушке, приговаривала Валюша.
Но гости чай пить не захотели. Они пробовали кривляться, насмехаться над вежливыми девочками, но те будто и не слышали их издевок. И случилось чудо. Чем больше подружки приятные слова говорили, тем чаще в квартире раздавались хлопки, похожие на звуки лопающихся воздушных шариков. Все меньше и меньше становилось гостей. Вскоре и вовсе не стало. «А мамина скатерть?»— вспомнила Катки бежала в комнату.
На скатерти все еще красовалось огромное чернильное пятно. Девочке так жаль стало свою мамочку, ведь она очень огорчится, увидев это пятно, что слезы навернулись на глаза. Две слезинки упали на пятно, и оно задымилось. Легкое фиолетовое облачко поднялось над столом и рассеялось. Скатерть опять стала белой. И грязные подушке, стенах и на полу стали исчезать, под жарким солнцем.
— Пойдем, поблагодарим бабушку! — вспомнила о старушке Валюша. Но бабушки на лестничной площадке уже не было. Катюша замкнула дверь, и они побежали к соседний подъезд. Обойдя все комнаты и везде и всюду, бабочек они не нашли. Только луговой аромат все еще хранил в себе при приятные воспоминания.
— Как ты думаешь, если мы завтра об рассскажем в классе, нам поверят? — спросилась Катюша
. — Не знаю. Но теперь-то я знаю чем пахнут слова, — вдыхая приятный запах и жмурясь от удовольствия, ответила Валюша.
Беседа по сказке:
- Чем привлекли ваше внимание девочки: Танюша и Валя?
- Что мы узнали о взаимоотношениях этих девочек?
- Почему они решили, что день сегодня необычный? Как их это характеризует? (Видят красоту)
- Что привлекло внимание Вали?
- Почему Катя не стала собирать бисер вместе с Валей, а обратила своё внимание на крупный бисер?
- Кого не заметили девочки на аллее, и чем это помогло им самим понять: что значат слова в нашей жизни?
- Что увидели девочки, когда после библиотеки зашли к Вале?
- В чём заблуждались подружки?
- Что же представилось их взору у Кати?
- Почему они вынуждены были убежать из дома?
- Какое происходящее чудо помогла им объяснить старушка?
- Какой вывод сделали девочки по происходящему?
Упражнение «Комплименты»
Итог занятия: - «Так зачем мы читали эту сказку?»
ЗАНЯТИЕ 5.
МОИ ВНУТРЕННИЕ ДРУЗЬЯ И МОИ ВНУТРЕННИЕ ВРАГИ
Цели:Познакомить учащихся с эмоциями. Научить определять эмоциональное состояние других людей.
Тренировать умение владеть своими эмоциями.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Все люди иногда бывают злыми и раздражительными, а иногда добрыми и веселыми, «внутри нас живут» наши друзья и наши враги — эмоции….
Обсуждение понятия «эмоции»
Учащиеся рассматривают плакат со схематичным изображением эмоций.
Попробуйте дать определение понятия «эмоции».
Обобщая ответы детей, психолог дает следующее определение: эмоции — это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас.
Могут ли эмоции нанести человеку вред? Перечислите, какие эмоции можно назвать нашими врагами (злость, агрессия, насмешка и т.д.). На плакате хорошо видно, что даже выражение лица становится неприятным, если человек является рабом своих внутренних врагов. Общаться с такими людьми тоже неприятно.
Положительные эмоции помогают бороться с нашими врагами, поэтому положительные эмоции можно назвать нашими друзьями.
Назовите положительные эмоции (радость, нежность, доброжелательность, спокойствие, уверенность и т.д.).
Как еще можно побороть своих внутренних врагов (досчитать до 20, побыть одному, улыбнуться, подумать о чем-то хорошем, написать на бумаге и разорвать).
Игра «Угадай эмоцию»
Участники угадывают, какие эмоции изображены на плакате.
Игра «Назови эмоцию»
Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению.
Затем мяч передается в другую сторону, и называются эмоции, помогающие общению.
Игра «Изобрази эмоцию»
Эмоции можно выражать с помощью движений, мимики, жестов, интонации.
Всем участникам раздаются карточки: на каждой написана та или иная эмоция (радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление и др.). Водящий пытается изобразить доставшуюся ему эмоцию без слов. Остальные должны угадать, какую эмоцию пытался изобразить водящий.
Упражнение «Поставь балл эмоции»
Всем участникам раздаются бланки с различными эмоциями (положительными и отрицательными). Им предлагается поставить балл (от 1 до 10) около каждой эмоции в зависимости от того, как часто ее испытывает отвечающий.
Затем идет обсуждение по вопросам:
Если эмоции могут быть нашими врагами, то нужно ли учиться управлять ими?
Как этому научиться?
После всех ответов ведущий делает вывод, который участники записывают в тетрадях.
Притча «Слухи»
Один человек ходил по округе, проклиная священника и распространяя о нём по всему приходу лживые,
злобные слухи. В один прекрасный день он почувствовал раскаяние и, придя к священнику, попросил у него
прощения. Он сказал, что готов на всё, чтобы загладить свой грех. Священник сказал ему, чтобы он взял у
себя дома подушку, распорол ёё и выпустил перья на ветер. Просьба была довольно странной, но
выполнить её не составило труда.
Сделав, как ему было сказано, он вернулся и доложил об этом священнику.
— А теперь, — сказал священник, — иди и собери все перья. Хотя раскаяние твоё, как и желание исправить
причинённое зло, искренне, но возместить ущерб, причинённый твоими словами, так же невозможно, как
собрать пущенные по ветру перья.
Притча о зависти и злости
Один старый мастер боевых искусств решил больше никогда не биться. Но однажды его все-таки вызвал на
бой один нахальный юный воин, который считал, что он куда искусстнее и сильнее.
Однако, старый мастер просто сидел, и никак не реагировал на нахала. Тогда воин принялся оскорблять его, и его предков, чтобы спровоцировать мастера, но и это ему не помогло. В конце концов юный воин отчаялся и ушел.
Ученики мастера были удивлены действиями своего учителя, многие начали его осуждать:
— Неужели вам не дорога ваша честь и честь ваших предков?
Тогда старый мастер сказал:
— Когда вам дарят подарок, а вы его не принимаете, то кому тогда принадлежит это подарок?
— Конечно тому, кто его дарит!
— Так же дела обстоят с завистью, злостью и ненавистью. Если мы их не принимаем, они остаются у дающего.
Притча о двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Владеть своими эмоциями это значит:
— уважать права других;
— проявлять терпимость к чужому мнению;
— не причинять вреда и не совершать насилия;
— мириться с чужим мнением;
— не возвышать самого себя над другими;
— уметь слушать.
Анализ занятия
Что для вас было новым на занятии? Что было уже известно?
Что понравилось на занятии? Что бы вы хотели изменить? Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.
ЗАНЯТИЕ 6.
ЯРМАРКА ДОСТОИНСТВ
Цели:Закрепить у учащихся навыки самоанализа. Научить преодолевать барьеры на пути самокритики.
Развить уверенность в себе.
Материалы: листы с надписями ПРОДАЮ, ПОКУПАЮ (для каждого участника).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Можете ли вы с уверенностью сказать, что всегда владеете своими эмоциями?
Игра «Ярмарка достоинств»
Участники игры получают листы с надписями ПРОДАЮ и ПОКУПАЮ.
Ведущий предлагает каждому на одном листе, под надписью ПРОДАЮ, написать все свои недостатки, от которых хотелось бы избавиться, а на другом листе, под надписью ПОКУПАЮ, написать достоинства, которые хотелось бы приобрести.
Затем листы прикрепляются на груди участников игры, и они становятся посетителями «ярмарки». Они ходят и предлагают друг другу что-либо купить или что-либо продать.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый не обойдет и не прочитает все возможные варианты купли-продажи.
Затем проводится обсуждение:
Что удалось купить?
Что удалось продать?
Что было легче купить или продать? Почему?
Какие качества продавались?
Какие качества хотели купить многие? Почему?
Как правило, большинство ребят хотели бы избавиться от недостатков, а приобрести достоинства. Хотя встречались и такие учащиеся, которые продавали свои достоинства.
После обсуждения ведущий подводит ребят к выводу о том, что не надо бояться признавать свои недостатки, — это проявление мужества. От такого признания человек становится только сильнее.
Затем психолог предлагает записать в тетрадях вывод:
Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский).
Упражнение «Вверх по радуге»
Сидя на стульях, все закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, как они взбираются вверх по радуге (преодолевая сопротивление, борясь с недостатками), а на выдохе — съезжают с нее, как с горки (избавляясь от недостатков). Повторить 3—4 раза.
Обсудить, что чувствовали, и объяснить участникам значение расслабления.
Притча: «Как важно правильно слушать».
В давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки: «Мой господин… повелел вам сказать, чтобы вы дали ему… голубую лошадь с чёрным хвостом… а если вы не дадите такой лошади, то…». «Не желаю больше слушать!» — перебил царь запыхавшегося гонца. — «Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»
Тут он запнулся, а гонец, услышав эти слова от царя, который был другом его владыки, испугался, выбежал из дворца, вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе. Когда выслушал царь такое донесение, он страшно рассердился и объявил соседскому царю войну. Долго длилась она — много крови было пролито, много земель опустошено — и дорого обошлась обеим сторонам.
Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу. Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:
— Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне голубую лошадь с чёрным хвостом, а если не дашь, то…»? — «…пошли лошадь другой масти». Вот и всё. А ты что хотел сказать своим ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»? — «…непременно послал бы её в подарок моему доброму соседу». Вот и всё.
Обеспечивают же существование межличностных отношений вполне определенные навыки.
Помимо навыков общения, которые нужны абсолютно в любой ситуации, например, навыков
установления контакта или умения вызвать симпатию, здесь нужны и несколько другие способности. В
первую очередь нужно уметь говорить об очень тонкой материи - о своих желаниях и чувствах, уметь
слушать и понимать партнера, видеть, какие чувства он сам испытывает и как к вам относится. Это и
есть базовый, самый существенный навык, необходимый в сфере межличностных отношений. Называется
он «открытое выражение чувств и желаний».
Притча. Король и сон.
Одному восточному королю приснился страшный сон. Ему приснилось, что у него один за другим выпали
все зубы. Обеспокоившись, он позвал своего толкователя снов. Тот озабоченно выслушал сон и сообщил
королю: «Я должен сообщить Вам печальную весть. Так же, как ты потерял зубы, так же одного за другим
ты потеряешь всех своих родных». Толкование разгневало короля. Он повелел бросить толкователя в
темницу. Потом он велел позвать другого толкователя. Этот, выслушав сон, сказал: «Я счастлив, что могу
Вам сообщить радостную весть: ты станешь старше всех своих родных, ты их переживешь». Король был
счастлив и богато наградил толкователя снов. Придворные удивились этому: «Ведь ты не прибавил ничего
нового к тому, что сказал твой бедный предшественник. И как случилось, что он был наказан, а ты
награжден?». На что толкователь снов ответил:…