Глава 10. После Кретьена де Труа (Многие другие авторы пытались закончить эту легенду
После Кретьена де Труа (Многие другие авторы пытались закончить эту легенду. Ни одна попытка не оказалась ни удовлетворительной, Ни убедительной. Может быть, причина тому - отсутствие значительного прогресса в нашей психологии со времен Кретьена де Труа. В то же время имеет смысл посмотреть на эти варианты, ибо они могут оказаться для нас весьма поучительны.
В соответствии с некоторыми версиями мифа Парсифаль сразу добрался до замка Грааля. Он увидел и все понял. Имея представление о существовании замка Грааля и обладая достаточной скромностью и му-i жеством, мужчина очень скоро окажется на пути, который ведет в замок. Чтобы в него войти, не требуется никакого кровопролития. Если он будет искать замок Грааля с открытым сердцем, то непременно его найдет. Замок Грааля вы всегда сможете увидеть, если спуститесь по дороге вниз, а затем сразу повернете налево. Если человек окажется достаточно скромным и добросердечным, он без особенных усилий может оказаться В том внутреннем замке. Парсифаль обладал высокомерием, которое из него вышибли двадцать лет бесполезных усилий и бесплодных поисков, но теперь он оказался готов к тому, чтобы вновь появиться в замке. Парсифаль нашел навесной мост и перебрался через него. Все произошло точно так же, как и раньше: Король-Рыбак по-прежнему мучился и страдал. После всех необходимых формальностей Парсифаль задал вопрос: "Кому служит Чаша Грааля?" И тотчас услышал ответ: "Чаша Грааля служит Королю Грааля".
Весьма странный ответ. Король Грааля - это не Король-Рыбак. Король Грааля с незапамятных времен жил в центральных покоях замка. Весь смысл его жизни заключался в поклонении Священной Чаше, других забот у него не было. Он поклонялся Чаше Грааля и берег ее. Он берег Чашу и находился в вечном единении с ней, они служили друг другу.
Здесь можно найти ответ на вопрос, который до сих пор оставался без ответа: "Кому служит Чаша Грааля?" - "Чаша Грааля служит Королю Грааля".
Я думал об этом ответе несколько месяцев, постепенно углубляясь в его. смысл. Почти каждый человек, живущий в нашей культуре, думает, что Чаша Грааля должна служить именно нам, но в этом ответе мы должны услышать нечто более поучительное. Большинство американцев заняты поисками счастья - это все равно, что попросить служить нам священную Чашу, т.е. мы желаем, чтобы нам служило все великое изобилие природы, величайший поток женственности, богатство окружающего нас мира: воздух, моря, животные, нефть, леса и все продукты, которые можно получить из этого мира. Но следует понять, что природа не может служить нам. Она служит Богу.
Другой язык, быть может, несколько менее поэтичный, но легкий, может оказаться более подходящим. Говоря о жизненном процессе, Юнг использует физическую метафору перемещения центра тяжести личности от эго к Самости. В этом для него заключается главный результат внутренней работы человека и основной смысл всех человеческих поисков. Едва Парсифаль осознал, что не является ни центром Вселенной, ни даже центром своего собственного крошечного королевства, уединившись, он ощутил свободу, и Грааль перестал казаться ему недосягаемым. Несмотря на то, что всю оставшуюся жизнь он мог, сколько ему вздумается, спокойно приходить в замок Грааля и выходить из него, теперь он уже ни разу его не терял.
Еще более поразительно, что Король-Рыбак исцелился и встал на ноги к вящей радости своих подданных. Совершилось настоящее чудо, и легенда, которая предсказывала его исцеление, счастливо завершается. В опере Вагнера Парсифалъ в этот момент раненый Король-Рыбак поднимается на ноги и поет чудесную арию, полную триумфа, энергии и силы. Ее можно считать кульминацией всей истории.
Король Грааля - это образ Бога, земное воплощение божественного. Миф говорит нам, и мы должны это усвоить, что Чаша Грааля служит вовсе не нам, а Королю Грааля. В последнем мифе Дж. Р. Р. Толкина "Властелин колец" говорится о том, что энергия должна быть отобрана у тех, кто ее может израсходовать. В мифе о Граале источник энергии передается воплощению божественного начала. В мифе Толкина кольцо энергии отбирается у дьявола и возвращается обратно в землю. В ранних мифах часто отсутствует упоминание об открытии энергии и ее переходе из земных недр в руки человека. Последние мифы говорят о возвращении энергии обратно в лоно земли или в руки Бога прежде, чем мы придем к саморазрушению.
Сегодня мы еще не готовы услышать о необходимости внутреннего изменения, ибо только начинаем ее осознавать. Кольцо символизирует энергию современного самосознания - нашу науку. Мы должны обособить, отвести подальше от себя эту энергию, этот окружающий нас могучий новый мир, иначе он все разрушит.
Чтобы этот великий вопрос не потерял своей актуальности сегодня, он должен прозвучать по-иному: "Для чего мы живем?" Как только человек его задаст и наберется достаточно мужества, чтобы выслушать ответ, он неожиданно для себя получит средство для исцеления раны Короля-Рыбака.
Цель жизни - не счастье, а служение Богу или Граалю. Каждое проникновение в нашу жизнь Грааля -вт» служение Богу. Если человек осознает это и отбро-еит прочь навязчивую убежденность в том, что смысл жизни заключается в личном счастье, он переполнится счастьем.
Продолжение мифа говорит о том, что, задав нужный вопрос, Парсифаль сразу же исцеляет Короля-Рыбака. И тогда в замке Грааля вспыхивает всеобщая радость. Чаша Грааля занимает подобающее ей место. Она кормит всех присутствующих, везде царят мир, радость и счастье. Однако, здесь нам приходится столкнуться с удивительным противоречием: попросив Священную Чашу осчастливить вас, вы только отпугиваете от себя счастье. Если же будете служить Священной Чаше и Королю Грааля верой и правдой, то будете переполнены счастьем.
Точно такая же тема звучит на совершенно ином языке в Десяти Пасторалях Дзен-Буддизма. Это серия из десяти картин предписывающих художнику изображение пути, ведущего к достижению просветления. На первой картине герой занят поисками быка - своей внутренней сущности, на второй он видит следы бычьих копыт, на третьей - самого быка. Потом следуют четвертая, пятая картины и так далее, вплоть до девятой, где герой этого быка приручает, примиряется с ним и, сидя на нем верхом, спокойно держит свой путь. Здесь возникает вопрос: созерцать текущий перед тобой поток и при этом не знать, иссякнет ли он когда-то; и для кого цветет этот цветок, яркий, как сама жизнь? Автор этих строк Мокусен Миуоки считает, что эти изречения можно дословно перевести так: поток течет, потому что такова его воля; цветок красный, потому что такова его воля. В учении даосизма китайское понятие цу - в соответствии с собственной волей - употребляется в сочетании цу-ян. Это словосочетание может означать естественность, которая содержится в творческой спонтанности природы, как внутренней, так и внешней. Иными словами, психологический смысл выражения цу-ян заключается в постоянно существующей самореализации или в постоянном стремлении Самости к проявлению своего природного творческого начала.
Десятая картина представляет собой кульминацию всей серии. На ней изображен герой, теперь уже совершенно умиротворенный, который идет, не замеченный никем, по деревенской улице. Вокруг - ничего необычного, ничего экстраординарного за исключением того, что на деревьях начинают распускаться цветы, как только он проходит мимо. Такие вопросы о предназначении потока или смысла красного цвета розы, взятые из совершенно другого источника, учения Дзен-Буддизма, дают возможность глубже понять суть того, что происходит с нами.
Алексис де Токвиль, француз, прибывший в Америку более столетия тому назад, сделал ряд острых наблюдений в отношении американского темперамента, стиля общения и идиом. Он заметил, что в американской конституции есть дезориентирующая идея - достижение счастья. Никто не может обрести счастье. Так не бывает.
Подходящей формулировкой могла бы оказаться, например, такая: "Если вы будете служить реальности, то переполнитесь счастьем. Но, занимаясь поиском счастья, вы отодвинете от себя то счастье, которое ищите".
Вне всякого сомнения, миф о Граале раскрывает множество процессов, происходящих в нашем внутреннем мире. Он может помочь разрешению некоторых противоречий. Мы только-только начали задавать вопросы: имеем ли мы право загрязнять воздух? рубить деревья? выкачивать нефть? отравлять пеликанов? Мы лишь недавно задали вопрос Грааля: "Для чего су-щгетвует все, что нас окружает? Неужели только для нас?"
Па этот вопрос миф о Граале предполагает един-чиншый возможный ответ: "Мы должны быть на-•|»ищими хозяевами всего сущего на Земле во славу Господа, а не человека и не сверхчеловека. Если кто-то сможет спросить: "Кому служит Чаша Грааля?" и при этом иметь достаточно развитое сознание, чтобы понять всю глубину этого вопроса, он очень серьезно будет воспринимать все, что происходит с ним и вокруг него. И тогда ответ будет найден сразу, как только возникнет вопрос. Тотчас прекратятся тщетные поиски счастья, ибо его хватит на всех в избытке.
Вот где мы очутились. Наступает следующий этап эволюции, мы - на его пороге, и мы только начинаем лепетать первый слог великого вопроса, который исцелит Королей-Рыбаков.
Итак, вместе с Парсифалем мы совершили длительное путешествие, начало и конец которого сомкнулись: от Райского сада - в Небесный Иерусалим, из замка Грааля - в замок Грааля. Вместе с Парсифалем мы научились отвечать на главный вопрос: "Кому служит Чаша Грааля?" И поняли, что она ни в коем случае нам не служит. Но если путешествие было достаточно глубоким, и у нас хватило мудрости, чтобы услышать ответ и его осмыслить, то мы получили намек, как следует отвечать на основной вопрос о смысле жизни.