Проблема проявления индивидуальности в человеке
Текст№30
Задание№1. Прочитайте текст (автор – М.Пришвин), ответьте на вопросы и заполните таблицу:
Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит.
Мне кажется, если бы меня спросили, что такое «душа», я бы довольно верно ответил на этот вопрос. Я сказал бы, что душа - это внутренний мир человека, это что он сам знает о себе. Во-вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний человека о себе и т.п., как сказано в учебниках психологии. В-третьих, я бы вспомнил о представлениях души примитивным человеком как некой сущности, обитающей в теле. И всё это понимание души было бы не о своей душе, а как говорят и думают о ней все люди.
Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далёкого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все.
Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет я через это страданье узнавал своё значение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое, без чего моё существование было бы бессмысленным. И моё страстное желание присоединиться ко всем, быть как все, не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого…
И ещё прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви.
И ещё совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей, и душа – это и значит – любовь.
А сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ нашей души!
Как-то давно мне подарили зимой превосходный непромокаемый плащ серого цвета. Весна пришла солнечная, а потом стало жарко, и плащом я ни разу не воспользовался. Лето было жаркое, осень сухая. Так в первый год плащ мой провисел в гардеробе, и каждый раз, перебирая вешалки и встречая плащ, я в копилку своей домашней души складывал приятное чувство обладания хорошей вещью, очень полезной при общении с природой.
Потом в следующий год было опять сухо, и, когда вышел и третий год сухим, заговорили о том, что климат меняется в связи с особым расположением солнечных пятен.
Только в четвертом году вышла сырая весна, и в конце апреля, когда прилетают вальдшнепы, лил дождь. Тогда я из своей копилки домашнего благополучия достал непромокаемый плащ и, надев его, отправился на охоту. И тогда оказалось, я напрасно стерег домашний уют, где три года хранился непромокаемый плащ: при встрече с первым дождем мой плащ промок.
(М. Пришвин)
1.Какова тема текста?
2.Какие основные проблемы текста вы можете обозначить?
3. Как можно охарактеризовать проблему текста (выберите необходимое):
· наболевшая;
· мучительная;
· жгучая;
· тяжелая;
· первоочередная;
· принципиальная;
· главная;
· сложная;
· личностная…
4.Выражена ли в тексте позиция автора по данному вопросу?
Задание№2.Восстановите запись в таблице («Тема»); самостоятельно сформулируйте проблемы текста и выявите авторскую позицию, опираясь на материал таблицы:
Тема | Проблема может заставить нас: | Позиция автора |
Заняться глубоким изучением (чего?), чтобы | Раскрывает сущность поставленных проблем; Выражает мнение большинства; | |
Понять (что?) для того, чтобы… | Приводит в качестве примера, аргумента цитату: «…» | |
(как?) относиться (к чему?) для того, чтобы… | Характеризует сущность раскрываемой проблемы; | |
Отразить суть (чего?) для того, чтобы…оценить собственную позицию по отношению (к чему?) | Точно формулирует свою мысль:… Пытается найти в читателе единомышленника… |
Задание №3. Прочитайте текст ученического сочинения по данному тексту и ответьте на вопросы:
В тексте М. Пришвина рассказывается о том, что многие из нас теряют «собственное лицо», теряют, и порой навсегда, свою индивидуальность.
Каждый из нас имеет право быть непохожим на остальных.Это и есть проблема, которую исследует автор. Она является особенно актуальной в наши дни, потому что в современной жизни «кто-то» заинтересован в превращении людей в «однородную массу», в «стадо», которым легко управлять при помощи «кнута». С этой позиции данную проблему можно назвать социально-нравственной, так как от ее решения зависит судьба, будущее не только отдельного человека, но и государства в целом.
Автор обращает внимание читателя, что и сам в свое время «проливал слезы о том, что…вышел на свет не такой, как все». При этом делает вывод: с годами человек понимает, что» быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое».
Я не могу не согласиться с мнением автора, утверждающего, что лучше быть собой и выделяться из толпы, чем являться представителем «безликой массы» или «бесформенной частью серого общества».
К проблеме, которую исследует М.М.Пришвин, обращались в свое время многие русские писатели, поэты, критики. Так, например, Е.Баратынский в стихотворении «Муза» написал о том, как изменяет вдохновение, божья искра творчества тех, кто умеет чувствовать глубже других, вглядываться в жизнь пристальнее, чем другие. У таких особых людей – «лица необщее выраженье».
Надо сказать, что и в наше времяведутся острые споры на тему о том, кем лучше быть: уподобиться толпе или вопреки ей отстаивать собственное мнение. Об этом в конце 20-го столетия говорил Д.С.Лихачев. «Сохранять свою неповторимость, как бы рискованно это ни было.должно», - об этом рассуждал в своих интервью А.И.Солженицын. Но, к сожалению, этот спор не имеет и не будет иметь своего логического завершения, потому что каждый из нас все же по-своему отвечает на вопрос: быть частью «стада» или сохранить в себе «лица необщее выраженье»?..
Итак, прочитав, текст М.М.Пришвина, я пришла к выводу: человеку необходимо быть собой, найти и сохранить свое собственное, неповторимое лицо.
1.Как определяет автор сочинения тему прочитанного текста? (Выделите это предложение цветной пастой и вынесите на поля символТ*).
2.Преобразована ли тема текста в проблемный вопрос? /(выделите конструкцию цветной пастой, вынесите на поля символ ПТ**).
3.Какова, согласно работе ученика, основная (главная) идея текста М.Пришвина?
4.Какими конструкциями в своей работе учащийся оформляет комментарий к проблеме, заявленной автором данного текста М.Пришвиным? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ КП***).
5.Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет позицию автора (М.Пришвина), рассуждающего о проявлении индивидуальности в человеке? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ ПА****).
6.Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет свое мнение по проблеме текста? Является ли часть текста рассуждением или представляет собой констатацию: утверждение-согласие с позицией автора текста М.Пришвина? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ СМ*****).
7.Приведены ли учащимся доказательства собственного мнения по проблеме, обозначенной автором текста? Содержатся ли в доказательствах иллюстрации к выдвинутому аргументу? (Выделите в доказательствах цветной пастой собственно аргумент и иллюстрацию к аргументу, вынесите на поля символы ******Д1, А1, Ил1; Д2, А2, Ил2).
8.Сделан ли учащимся вывод, завершающий рассуждение по тексту М.Пришвина? (Выделите конструкцию, которая оформляет вывод в сочинении ученика цветной пастой и вынесите на поля символ В*******)
Задание№4. Произведите самопроверку, используя подсказку, данную в этом задании: