В 1990-годах в российское психологическое образование введена многоуровневая система подготовки психологов.

Первый уровень в соответствии с ней представляет степень бака­лавра, которая присваивается студенту после обучения по четырех­летней программе. В ряде вузов России осуществляется подготовка психологов по программам бакалавров в области психологии. По­лучение степени бакалавра обеспечивает общее психологическое образование.

Второй уровень такой многоуровневой системы психологического образования - степень магистра психологии. В настоящее время небольшое количество вузов России проводит подготовку по та­ким программам. Для получения данной степени необходимо двух­летнее обучение после получения степени бакалавра или годичное обучение после получения диплома специалиста. Магистерские программы представляют собой специализированное психологи­ческое образование в одной из отраслей психологии.

В системе высших педагогических учебных заведений психология нередко существует в качестве дополнительной психологической спе­циальности, например:

1. Дошкольная педагогика и психология.

2. Специальная психология (психология отклонений и задержек развития).

3. Коррекционная педагогика и специальная психология (до­школьная).

В России существуют также высшие учебные заведения, осуще­ствляющие различные формы заочного, вечернего или очно-заоч­ного психологического образования. Однако таких учебных заведений немного.

Содержание и формы профессионального психологического об­разования.

Содержание профессиональной подготовки психолога опре­деляется программой высшего учебного заведения, которая раз­рабатывается на основе Государственного образовательного стандарта по соответствующей специальности. Обучение включа­ет в себя теоретические и практические занятия, основными фор­мами которых являются лекции, семинары и практикумы, а также различные виды практик. Учебная деятельность студентов пред­полагает большую самостоятельную работу при подготовке к се­минарским и практическим занятиям, при изучении научной литературы, написании рефератов. Учебный год разделяется на два семестра (при традиционной системе организации учебного процесса). В конце каждого семестра во время экзаменационной сессии студенты сдают зачеты и экзамены по дисциплинам, изу­чавшимся в течение семестра. В ряде случаев организуется триме­стровая система организации учебного процесса, при которой студенты учатся в течение трех семестров ежегодно, сдают зачеты ! и экзамены в течение трех сессий. После сессии студенты имеют право на каникулы.

В процессе обучения в университете или институте будущий специалист-психолог приобретает теоретические знания, практи­ческие умения и навыки, у него формируется профессиональная направленность, представления о сфере применения профессии психолога. Помимо обучения в период получения высшего обра­зования продолжается личностный рост студентов.

За время обучения в вузе студент-психолог изучает широкий круг гуманитарных, социально-экономических, математических, есте­ственнонаучных и психологических дисциплин.

Российское высшее образование по психологическим специаль­ностям и направлениям дает основательную гуманитарную и соци­ально-экономическую подготовку. В связи с этим в перечень учебных дисциплин включаются такие предметы как философия, логика, этика, эстетика, экономика, иностранный язык, история, право, социология, политология, педагогика.

Естественнонаучная и математическая подготовка имеет также большое значение для обучения студентов-психологов. В связи с этим они изучают такие предметы как концепции современного естествознания, анатомия и физиология центральной нервной сис­темы, физиология высшей нервной деятельности, антропология, ма­тематика, информатика и вычислительная техника, математические методы в психологии.

Подготовка по психологии включает в себя изучение большого количества разнообразных дисциплин. В зависимости от функций, которые они выполняют в профессиональной подготовке психоло­гов, их можно условно разделить на следующие основные группы:

1) дисциплины фундаментальной психологии,

2) методология и методы психологического исследования

3) дисциплины прикладной психологии,

4) дисциплины практической психологии,

5) педагогические дисциплины.

К дисциплинам фундаментальной психологии относятся: введе­ние в психологию, биологические основы психологии, зоопсихология и сравнительная психология, общая психология, психология личности, дифференциальная психология, возрастная психология, социальная психология, история психологии.

В процессе их изучения студенты получают общее психологи­ческое образование, которое необходимо для профессиональной компетентности психолога в научно-исследовательской работе и практической психологии в любой сфере деятельности.

Методология и методы психологических исследований усваива­ются студентами психологами при изучении таких предметов как: введение в психологию, общая психология, психологический практи­кум, методы психологического исследования, экспериментальная психология, психодиагностика, математические методы в психологии. Методы психологических исследований, характерные для отдельных психологических проблем и отраслей психологии, изучаются студентами также во многих других курсах фундаментальной и при­кладной психологии.

При их изучении студенты осваивают методологические про­блемы, организацию и проведение психологического исследова­ния, методы научного и научно-практического эксперимента. Эти знания и умения необходимы специалистам-психологам в науч­но-исследовательской и практической психологической работе.

К основным дисциплинам прикладной психологии относятся: кли­ническая психология, педагогическая психология, психология труда, психология управления.

При их изучении студенты узнают о путях и способах использо­вания психологических знаний для решения проблем в отдельных отраслях профессиональной деятельности и жизнедеятельности людей. Эти знания повышают общую психологическую эрудицию студентов- психологов и помогают им выбрать сферу для будущей : специализации в профессиональной деятельности.

К дисциплинам практической психологии относятся: психодиаг­ностика, психологическое консультирование, психотерапия, специ­альная психология, психокоррекция.

В процессе их изучения студенты осваивают знания и умения, необходимые им для практической работы.

К педагогическим дисциплинам относятся; история и философия образования, педагогика, методика преподавания психологии.

Изучение этих предметов направлено на то, чтобы подготовить специалистов к преподаванию психологии в разных типах учебных заведений.

Перечисленные названия дисциплин характеризуют предмет­ные области, которые обязательно изучаются студентами-психоло­гами. Конкретный перечень учебных предметов и их названия определяются соответствующими образовательными стандартами и учебными программами высших учебных заведений.

Наши рекомендации