В 1990-годах в российское психологическое образование введена многоуровневая система подготовки психологов.
Первый уровень в соответствии с ней представляет степень бакалавра, которая присваивается студенту после обучения по четырехлетней программе. В ряде вузов России осуществляется подготовка психологов по программам бакалавров в области психологии. Получение степени бакалавра обеспечивает общее психологическое образование.
Второй уровень такой многоуровневой системы психологического образования - степень магистра психологии. В настоящее время небольшое количество вузов России проводит подготовку по таким программам. Для получения данной степени необходимо двухлетнее обучение после получения степени бакалавра или годичное обучение после получения диплома специалиста. Магистерские программы представляют собой специализированное психологическое образование в одной из отраслей психологии.
В системе высших педагогических учебных заведений психология нередко существует в качестве дополнительной психологической специальности, например:
1. Дошкольная педагогика и психология.
2. Специальная психология (психология отклонений и задержек развития).
3. Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная).
В России существуют также высшие учебные заведения, осуществляющие различные формы заочного, вечернего или очно-заочного психологического образования. Однако таких учебных заведений немного.
Содержание и формы профессионального психологического образования.
Содержание профессиональной подготовки психолога определяется программой высшего учебного заведения, которая разрабатывается на основе Государственного образовательного стандарта по соответствующей специальности. Обучение включает в себя теоретические и практические занятия, основными формами которых являются лекции, семинары и практикумы, а также различные виды практик. Учебная деятельность студентов предполагает большую самостоятельную работу при подготовке к семинарским и практическим занятиям, при изучении научной литературы, написании рефератов. Учебный год разделяется на два семестра (при традиционной системе организации учебного процесса). В конце каждого семестра во время экзаменационной сессии студенты сдают зачеты и экзамены по дисциплинам, изучавшимся в течение семестра. В ряде случаев организуется триместровая система организации учебного процесса, при которой студенты учатся в течение трех семестров ежегодно, сдают зачеты ! и экзамены в течение трех сессий. После сессии студенты имеют право на каникулы.
В процессе обучения в университете или институте будущий специалист-психолог приобретает теоретические знания, практические умения и навыки, у него формируется профессиональная направленность, представления о сфере применения профессии психолога. Помимо обучения в период получения высшего образования продолжается личностный рост студентов.
За время обучения в вузе студент-психолог изучает широкий круг гуманитарных, социально-экономических, математических, естественнонаучных и психологических дисциплин.
Российское высшее образование по психологическим специальностям и направлениям дает основательную гуманитарную и социально-экономическую подготовку. В связи с этим в перечень учебных дисциплин включаются такие предметы как философия, логика, этика, эстетика, экономика, иностранный язык, история, право, социология, политология, педагогика.
Естественнонаучная и математическая подготовка имеет также большое значение для обучения студентов-психологов. В связи с этим они изучают такие предметы как концепции современного естествознания, анатомия и физиология центральной нервной системы, физиология высшей нервной деятельности, антропология, математика, информатика и вычислительная техника, математические методы в психологии.
Подготовка по психологии включает в себя изучение большого количества разнообразных дисциплин. В зависимости от функций, которые они выполняют в профессиональной подготовке психологов, их можно условно разделить на следующие основные группы:
1) дисциплины фундаментальной психологии,
2) методология и методы психологического исследования
3) дисциплины прикладной психологии,
4) дисциплины практической психологии,
5) педагогические дисциплины.
К дисциплинам фундаментальной психологии относятся: введение в психологию, биологические основы психологии, зоопсихология и сравнительная психология, общая психология, психология личности, дифференциальная психология, возрастная психология, социальная психология, история психологии.
В процессе их изучения студенты получают общее психологическое образование, которое необходимо для профессиональной компетентности психолога в научно-исследовательской работе и практической психологии в любой сфере деятельности.
Методология и методы психологических исследований усваиваются студентами психологами при изучении таких предметов как: введение в психологию, общая психология, психологический практикум, методы психологического исследования, экспериментальная психология, психодиагностика, математические методы в психологии. Методы психологических исследований, характерные для отдельных психологических проблем и отраслей психологии, изучаются студентами также во многих других курсах фундаментальной и прикладной психологии.
При их изучении студенты осваивают методологические проблемы, организацию и проведение психологического исследования, методы научного и научно-практического эксперимента. Эти знания и умения необходимы специалистам-психологам в научно-исследовательской и практической психологической работе.
К основным дисциплинам прикладной психологии относятся: клиническая психология, педагогическая психология, психология труда, психология управления.
При их изучении студенты узнают о путях и способах использования психологических знаний для решения проблем в отдельных отраслях профессиональной деятельности и жизнедеятельности людей. Эти знания повышают общую психологическую эрудицию студентов- психологов и помогают им выбрать сферу для будущей : специализации в профессиональной деятельности.
К дисциплинам практической психологии относятся: психодиагностика, психологическое консультирование, психотерапия, специальная психология, психокоррекция.
В процессе их изучения студенты осваивают знания и умения, необходимые им для практической работы.
К педагогическим дисциплинам относятся; история и философия образования, педагогика, методика преподавания психологии.
Изучение этих предметов направлено на то, чтобы подготовить специалистов к преподаванию психологии в разных типах учебных заведений.
Перечисленные названия дисциплин характеризуют предметные области, которые обязательно изучаются студентами-психологами. Конкретный перечень учебных предметов и их названия определяются соответствующими образовательными стандартами и учебными программами высших учебных заведений.