Знакомство с университетом, факультетом.

Должностная инструкция студенческого куратора академической группы

I. Требования к куратору.

1.1. Постоянное участие в жизни группы в течение учебного года: помощь в

решении проблем, работа по созданию дружеской атмосферы в группе, интерес к

личности каждого студента.

1.2. Контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов: проверка

журнала посещаемости, посещение учебных занятий, беседы с преподавателями.

1.3. Помощь в вопросах, связанных учебным расписанием, занятиями,

сессией.

1.4. Знание бытовых условий и состояния здоровья каждого студента в группе.

1.3. Привлечение студентов к исследовательской работе, изучение их научных

интересов.

1.3. Приобщение студентов к студенческой жизни, предоставление

возможности для самореализации.

1.4. Индивидуальная работа со студентами: как с теми, у которых возникают

проблемы с адаптацией в вузе, так и с теми, кто стремиться к более глубокому

изучению учебных дисциплин. Вопросам взаимодействия с сокурсниками, с

преподавателями, личным проблемам студентов куратор также должен уделять

внимание.

1.5. При необходимости работа с родителями: доведение до их сведения необходимой информации о посещаемости (не посещаемости), успеваемости (неуспеваемости), поведении студента в вузе.

1.6. Этическое и эстетическое воспитание студентов в группе: контроль за

внешним видом, поведением студентов группы, соблюдением ими правил

внутреннего распорядка в университете; привитие интереса к культуре и искусству.

II. Порядок работы куратора.

Заочное знакомство с группой.

Знакомство с группой необходимо начинать за несколько дней до начала

учебного года. Работа куратора в этот период заключается в подготовки списка

группы (занесением его в журнал куратора), ознакомление с личными делами

студентов: выявление потенциальных лидеров, заведомо слабых по успеваемости

студентов (согласно школьным оценкам). Всю необходимую информацию занести в журнал куратора на листы для заметок.

2.2. 1 сентября. Девиз дня – «Мы вам рады».

В первый учебный день (первая учебная неделя) куратор:

– присутствует вместе с ними на вручении студенческих билетов (читательских билетов), организует сбор ребят в день первокурсника 31 августа;

– помогает разобраться с учебным расписанием;

– организует первое знакомство с группой;

– представляет преподавателей, которые ведут занятия в группе в этот день (а

лучше, если расскажет обо всех преподавателях перед их первым занятием в группе);

– проводит знакомство с учебным корпусом, чтобы помочь студентам

освоиться в стенах факультета (университета);

– настраивает студентов на серьезное и ответственное отношение к учебе, к

жизни в университете, на бережное отношение к материальным ценностям

предоставленным в их пользование (партами, компьютерами, учебниками и т.д.).

Желательно, чтобы куратор провел большую часть дня 1 сентября с группой:

это поможет вам быстрее узнать студентов, а им чувствовать себя увереннее. Именно помощь в трудный период времени придаст силу личности куратора.

Знакомство с университетом, факультетом.

Знакомить студентов с факультетом и университетом (историей, традициями,

особенностями, требованиями к студентам) можно начать уже 1 сентября и

продолжить в течение ближайших месяцев.

Знакомить студентов с факультетом и университетом можно следующим образом:

– заочное знакомство: беседы с группой;

– экскурсия по факультету (университету) по наиболее интересным и

необходимым для студентов местам в вузе (главный корпус, библиотека, профком и т.д.);

– посещение музеев университета: музей истории университета,

археологический, геологический.

– знакомство со студенческой жизнью в университете: с системой

студенческого кураторства, со структурами профбюро;

– знакомство и пояснение Устава университета, прав и обязанностей студентов;

– присутствие на занятиях, где происходит знакомство с библиотекой

университета, так как многое после таких встреч студентам остается не понятным

(правила заполнения листов читательского требования, правила поведения в

читальном зале и т.д.)

2.4. Знакомство в группе. «Вечер знакомств»

Хорошо подготовленное и проведенное знакомство группы позволяет, во-

первых, студентам лучше узнать своих однокурсников, во-вторых, Вам получить

максимальное количество информации о студентах.

Для того чтобы быстрее и успешнее познакомить студентов друг с другом

существует множество методик (паспорт знакомств, «Снежный ком», «Имя-

качество», «Я не умею» и др.). Можно знакомиться просто во время беседы:

задавать вопросы и вызывать к ответу различных студентов. Главное для куратора

во время проведения знакомства внимательно наблюдать за группой (наблюдения

необходимо затем занести в журнал куратора). Вечер знакомств предполагает специально организованное общение группы во внеучебное время в неформальной обстановке.

Приведем один из способов его проведения. Вечер знакомств включает, к примеру, чаепитие, предшествует которому откровенный рассказ каждого студента о себе.

Для этого вся группа садиться в круг, в центр можно поставить любой

символический предмет, в руках у куратора тоже может находиться какой-либо

символ (колба, камень и т.д.). Куратор формулирует вопросы, придерживаясь которых каждый затем будет рассказывать о себе (Ваше имя. Где Вы выросли? Почему поступили именно на этот факультет? Какие качества в себе

считаете наиболее ценными? Какие чувства испытывали, когда пришли 1 сентября в университет? Чего больше всего опасаетесь в университете? и т.д.). Задавать нужно не более 2-3 вопросов. Отвечать начинает сам куратор: от того, как он задаст тон общения во многом зависит эффективность проведенного огонька знакомств. Затем уже можно переходить к свободному общению за чаем.

Выбор актива группы.

Актив группы выбирается в сентябре месяце, но не в первые дни учебы (на это время куратор приглядывается к ребятам и находит активных и ответственных студентов). Состав актива группы зависит от существующей на факультете системы студенческого самоуправления. В любом случае актив группы представляют староста и профорг (также выбираются ответственные за спортивную и культурно-массовую работу).

Выборы актива проводит куратор или староста в присутствии куратора. До того как проводить выборы, необходимо познакомить студентов с полномочиями и обязанностями представителей актива. Нельзя допускать, чтобы человека выбирали против его желания, а также, чтобы студенты равнодушно относились к выбору актива группы. Также необходимо сразу сказать студентам, что актив группы в конце учебного года (а при необходимости и в течение года) по итогам работы может быть переизбран. Также следует отметить, что у актива группы появляется возможность на последующий карьерный рост (культорг курса, культорг факультета). И не забудьте провести перевыборы в апреле-мае месяце!

Задача куратора во время выборов актива группы состоит в том, чтобы

настроить студентов на серьезное отношение к происходящему, направить

студентов в решении вопросов выбора актива, но не решать все за них (даже если их выбор кажется вам не верным).

Необходимо довести до актива группы полностью все задачи и функции, которые им предстоит выполнить в течение года. Актив является опорой куратора, и в дальнейшем облегчит его работу и поможет высвободить время, чтобы направить все усилия на учебный процесс.

Час куратора.

Час куратора проводится один раз в неделю. Однако в зависимости от

учебного периода и состояния дел в группе его можно проводить несколько раз в

неделю (в первые месяцы учебного года), а можно раз в две недели.

Продолжительность часа куратора также относительно условна: он может длиться

больше часа или 15-20 минут в зависимости от ситуации.

Тематика часа куратора:

– Доведение повестки с собрания студенческих кураторов факультета;

– решение повседневных проблем и вопросов, появившихся у группы;

– обсуждение актуальных вопросов современной жизни (знание и защита

собственных прав, ценность семьи для современной молодежи, городской и

сельский образ жизни и т.д.);

– встречи с выпускниками факультета, специалистами, представителями

общественными организаций и др.;

– проведение деловых игр на коллективное взаимодействие, на сплочение

и развитие доверия студентов друг к другу;

– индивидуальные беседы со студентами об их посещаемости, проблемах, возникающих с учебой.

Мероприятия с группой.

Кроме часа куратора преподавателю необходимо вместе с группой принимать участие в мероприятиях, организуемых на факультете и в университете. Существуют основные мероприятия, организуемые системой студенческого кураторства, которые являются обязательными, результаты которых являются показателем работы студенческого куратора.

Куратор в течение учебного года организует также внутригрупповые

мероприятия, мероприятия между группами и курсами. Следует отметить, что после выбора актива функции организации мероприятий необходимо разделять на ребят, давать самостоятельность действий, а за собой оставлять функции наблюдения и контроля. Направления данных мероприятий:

– посещение культурных мест нашего города: театра, выставок, музеев;

– спортивные (футбол, волейбол, лыжные прогулки и т.д.);

– пешие походы, выезды на природу;

– поездки в другие города, по историческим местам;

– интеллектуальные игры;

– Дни именинников;

– издание настенной газеты;

– мероприятия, посвященные празднованию памятных дат,

государственных и профессиональных праздников;

– дискуссионные клубы.

Наши рекомендации