Условия комплектования спортивно-оздоровительных групп. 1. Пояснительная записка .3
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………………………….3
2. Содержание программы……………………………………………………………………....4
3. Условия комплектования спортивно-оздоровительных групп..………………………….15
4. Примерный учебный план на 39 недель..………...………………………………………...16
5. Содержание и методика контрольных испытаний…………………………………..…….17
6. Соотношение средств физической и технической подготовки по годам обучения (%)……………………………………………………………………………………………….19
7. Примерные сенситивные периоды развития двигательных качеств………………..……20
Пояснительная записка
Лыжный спорт - один из самых массовых и популярных видов зимнего спорта. Наибольшей популярностью в силу доступности и характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на различные дистанции. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.
Дополнительная общеразвивающая программа по лыжным гонкам имеет физкультурно-спортивную направленность.
В основу данной учебной программы заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ, в том числе закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, нормативные документы Министерства спорта РФ по физической культуре и спорту.
Данная программа является основным документом при организации учебно - тренировочного процесса по лыжным гонкам на спортивно-оздоровительном этапе. Но она не может рассматриваться как единственно возможный вариант организации и планирования учебно - тренировочного процесса. Организация учебно-тренировочных занятий, наличие дополнительной материально-технической базы могут вносить коррективы в данную программу.
Программа предназначена для детей от 9 до 18 лет, желающих развивать свои физические возможности, овладеть техникой передвижения на лыжах. Объем учебного материала предусматривает теоретические и специальные знания по лыжным гонкам (термины, понятия, этикет), знания о правилах соревнований, их организации и проведении, а также знания о закономерностях единства психологического, биологического и социального в человеке. Программа рассчитана на последовательное и постепенное расширение теоретических и практических знаний и навыков.
В процессе теоретических и практических занятий, соревнований занимающиеся должны получить знания и навыки, воспитывающие чувство ответственности перед коллективом, добиваться добросовестного отношения к своим обязанностям, аккуратной явки на занятия, высокой требовательности к выполнению упражнений.
Цель программы: формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании.
Основными задачами реализации программы являются:
- создание условий для физического образования, воспитания и развития детей;
- формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта;
- организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни;
- отбор одаренных детей.
На обучение принимаются все желающие в возрасте 9-17 лет по письменному заявлению родителей (законных представителей), допуском врача-педиатра по состоянию здоровья. Набор занимающихся осуществляется ежегодно до 15 сентября текущего года.
Учебная группа формируется с минимальным количеством обучающихся – 15-30 человек. Состав в группах постоянный.
Тренировочный процесс ведется в соответствии с годовым учебным (тренировочным) планом, рассчитанным на один учебный год 39 недель, по 6 часов в неделю, продолжительностью одного тренировочного занятия не более 2 академических часов. Всего 234 часа в год. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются групповые учебно - тренировочные и теоретические занятия.
Содержание программы
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП– I год обучения
1. Цель:Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности.
2. Задачи:1.Привитие интереса к занятиям лыжным спортом.
2. Обучение спуску в низкой стойке, поворотам на месте и переступающим шагом в движении, торможению «упором» и «плугом», подъему «елочкой» и «полуелочкой».
3. Обучение передвижению ступающим и скользящим шагом.
4. Обучение основам техники попеременного двухшажного хода.
3. Содержание программного материала:
I. Теоретическая подготовка.
1. Возникновение, развитие и распространение лыж. Значение лыж в жизни народов севера.
2. Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника
3. Помощь при ушибах, растяжениях, обморожении. Значения и способы закаливания.
4. Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятии. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение.
5. Понятие о технике лыжного спорта.
6. Классификация способов передвижения на лыжах. Стойка лыжника, скользящий шаг, отталкивание ногами, руками при передвижении попеременным двухшажным и одношажными ходами.
7. Техника ходов, спусков, подъемов, торможении, поворотов на месте в движении.
8. Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена.
9. Правила поведения на соревнованиях. Обязанности и права участников.
II. Общая физическая подготовка.
Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационных способностей. Спортивные и подвижные игры, эстафеты, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости; гимнастические упражнения; акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.
III. Специальная физическая подготовка.
Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности; имитационные упражнения, для овладения элементами техники попеременного двухшажного хода.
IV. Техническая подготовка.
Строевые упражнения на лыжах. Строевая стойка с лыжами в руках и на лыжах. Выполнение строевых команд, перестроения, переноске лыж и палок под рукой и на плече. Обучение технике спуска со склонов в низкой стойке. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой». Обучение торможению «плугом», «упором». Обучение поворотам на месте и в движении. Обучение подседанию, отталкиванию, махам руками и ногами, активной постановке палок. Обучение попеременного двухшажного хода без палок, а затем с палками.
V.Соревнования.
Участие в 1-3 соревнованиях по ОФП и по лыжным гонам на дистанциях 1-2 км.
VI. Контрольные испытания.
Общая физическая подготовка:
1. Бег 100 м, (с)
2. Бег 1000 м, (мин)
3. Прыжок в длину с места, (см)
4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девушки), подтягивание (юноши), (кол-во раз)
VII. Медицинское обследование.
Врачебный контроль при занятиях спортом включает комплексную программу медицинского наблюдения с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического воспитания для укрепления здоровья, совершенствования физического развития и физической подготовки, а также достижению высоких спортивных результатов. Врачебный контроль осуществляется детским или спортивным врачом. При медицинском обследовании используют методы клинического обследования и функциональной диагностики, специальные приемы и пробы, разработанные в спортивной медицине.
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП – II год обучения
1. Цель:Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
2. Задачи:1. Совершенствование техники попеременного двухшажного лыжного хода.
2. Обучение основам техники одновременных ходов (бесшажный, двухшажный, одношажный).
3. Обучение спуску в высокой и средней стойках, подъему ступающим, скользящим и беговым шагом, торможению «поворотом», соскальзыванием и падением.
3. Содержание программного материала:
I. Теоретическая подготовка.
1. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России.
2. Краткие исторические сведения об олимпийских играх. Российские лыжники на Олимпийских играх.
3. Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников.
4. Свойства и назначение лыжных мазей и парафинов. Факторы, влияющие на выбор мази.
5. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям.
6. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях.
7. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных нагрузок.
8. Значение питания как фактора сохранения и укрепления здоровья.
9. Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах.
10. Организационная работа по подготовке соревнований. Выбор мест соревнований, подготовка трасс, оборудование старта и финиша.
II. Общая физическая подготовка.
Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационных способностей; спортивные и подвижные игры, направленные на развитие быстроты, ловкости, выносливости. Эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.
III. Специальная физическая подготовка.
Передвижения на лыжах по равнинной и пересеченной местности; имитационные упражнения для овладения элементами техники одновременных ходов; кроссовая подготовка; ходьба; комплексы специальных упражнений на лыжах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса; гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений.
IV. Техническая подготовка.
Специальные упражнения, направленные на овладение рациональной техникой скользящего шага. Обучение одновременного бесшажного, двухшажного и одношажного ходов. Совершенствование строевых упражнений на лыжах. Обучение технике спуска со склонов в высокой и средней стойках. Обучение преодолению подъемов ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «поворотом», соскальзыванием, падением.
V.Соревнования.
Участие в 3-6 соревнованиях: по ОФП и по лыжным гонкам на дистанции 1-2 км.
VI. Контрольные испытания.
Общая физическая подготовка или выполнение 2-3 юношеского разряда:
1. Бег 100 м, (с)
2. Бег 1000 м, (мин)
3. Прыжок в длину с места, (см)
4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девушки), подтягивание (юноши), (кол-во раз)
VII. Медицинское обследование.
Врачебный контроль при занятиях спортом включает комплексную программу медицинского наблюдения с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического воспитания для укрепления здоровья, совершенствования физического развития и физической подготовки, а также достижению высоких спортивных результатов. Врачебный контроль осуществляется детским или спортивным врачом. При медицинском обследовании используют методы клинического обследования и функциональной диагностики, специальные приемы и пробы, разработанные в спортивной медицине.
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП – III год обучения
1. Цель:Совершенствование классических ходов.
2. Задачи:1. Совершенствование способов подъемов, спусков, поворотов на месте и в движении, торможений.
2. Углубленное изучение основных элементов техники одновременных лыжных ходов.
3. Приобретение соревновательного опыта.
3. Содержание программного материала:
I. Теоретическая подготовка.
1. Лыжные гонки в программе Олимпийских игр.
2. Чемпионаты мира и Европы по лыжным гонкам.
3. Поведение, техника безопасности, оказание первой помощи при травмах и обморожениях.
4. Классификация классических лыжных ходов.
5. Выбор лыж, подготовка к эксплуатации, уход и хранение.
6. Восстановительные мероприятия в спорте.
7. Фазовый состав и структура движений попеременного двухшажного и одновременных лыжных ходов.
8. Правила прохождения дистанции лыжных гонок.
9. Использование естественных факторов природы в целях закаливания организма.
10. Состав и обязанности судейских бригад.
11. Питание спортсмена.
II. Общая физическая подготовка.
ОРУ, медленный разминочный бег; восстанавливающий бег; бег по пересеченной местности; силовые упражнения; гимнастические упражнения; акробатические упражнения; спортивные и подвижные игры; эстафеты; упражнения для развития координационных и скоростно-силовых способностей.
III. Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, передвижение с ускорением по отрезкам 500 м и 1000 м. Передвижения на лыжах по равнинной и пересеченной местности; кроссовая подготовка; ходьба; комплексы специальных упражнений на лыжах.
IV. Техническая подготовка.
Совершенствование подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим и беговым шагом; спусков в низкой, высокой и средней стойках; поворотов в движении и на месте переступанием (вокруг пяток лыж, носков лыж), махом через лыжу, прыжком без опоры на палки; торможение «упором», «плугом», «поворотом», соскальзыванием и падением. Передвижения ступающим шагом по неглубокому и глубокому снегу; обходя деревья, кусты и другие препятствия. Игровые задания: кто лучше нарисует на снегу веер или снежинку. Совершенствование лыжных ходов: попеременный двухшажный, одновременный бесшажный. Знакомство с основными элементами конькового хода.
V.Соревнования.
Участие в 7-8 соревнованиях: ОФП, кросс, лыжные гонки на 1-3 км.
VI. Контрольные испытания.
Общая физическая подготовка или выполнение 1 юношеского разряда:
1. Бег 100 м, (с)
2. Бег 1000 м, (мин)
3. Кросс 2 км (девушки); 3 км (юноши), мин.
4. Прыжок в длину с места, (см)
5. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девушки), подтягивание (юноши), (кол-во раз)
VII. Восстановительные мероприятия.
Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия. Восстановление работоспособности лыжников необходимо проводить с помощью медико-биологических, гигиенических и психологических средств.
Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления (различные виды ручного и инструментального массажа, ванны, сауна, баня).
К гигиеническим средствам восстановления относятся требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания, питьевому режиму, сну, закаливанию. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к окружающей среде, к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю.
Крайне важно проводить определенную работу по формированию здорового образа жизни и отказа от вредных привычек: курения, алкоголя, наркомании.
Специальные психологические средства, используемые для восстановления, обеспечивают устойчивость психологических состояний лыжников для подготовки и участия в соревнованиях. Для этого применяются беседы, внушение тренера, самовнушение, оптимальный моральный климат в группе, положительные эмоции, интересный и разнообразный отдых.
VIII. Медицинское обследование.
Врачебный контроль при занятиях спортом включает комплексную программу медицинского наблюдения с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического воспитания для укрепления здоровья, совершенствования физического развития и физической подготовки, а также достижению высоких спортивных результатов. Врачебный контроль осуществляется детским или спортивным врачом. При медицинском обследовании используют методы клинического обследования и функциональной диагностики, специальные приемы и пробы, разработанные в спортивной медицине.
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП – IV год обучения
1. Цель:Овладение коньковыми ходами.
2. Задачи:1. Обучение навыкам ведения дневника.
2. Приобретение разносторонней физической подготовки.
3. Обучение основам техники конькового хода.
3. Содержание программного материала:
I. Теоретическая подготовка.
1. Результаты выступлений российских лыжников на международной арене.
2. Всероссийские, региональные, городские соревнования юных лыжников-гонщиков.
3. Самоконтроль и ведение дневника. Формы, содержание, основные разделы.
4. Общее понятие об инфекционных заболеваниях, источники инфекции и пути их распространения. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом.
5. Понятие о тренировочной нагрузке.
6. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к занятиям.
7. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки.
8. Физические качества.
9. Спортивные соревнования как важнейшее средство роста спортивного мастерства лыжников-гонщиков.
10. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Питательные смеси, значение витаминов и минеральных солей, их нормы.
11. Классификация коньковых лыжных ходов.
II. Общая физическая подготовка.
ОРУ, медленный разминочный бег; восстанавливающий бег; бег по пересеченной местности; кроссовый бег; силовые упражнения; гимнастические упражнения; акробатические упражнения; спортивные и подвижные игры; эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на скоростно-силовые способности.
III. Специальная физическая подготовка.
Передвижение на лыжах по пересеченной местности; ходьба; кроссовая подготовка; комплексы специальных упражнений на лыжах; упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, передвижение с ускорением по отрезкам 500 м, 1000 м ,2000 м.
IV. Техническая подготовка.
Совершенствование элементов классического хода; имитация конькового хода на месте и в движении; обучение маховому выносу ноги и поставки ее на опору, подседание на опорной ноге и отталкиванию боковым скользящим ударом, ударной постановке палок и финальному усилию при отталкивании руками; совершенствование поворотов, подъемов, спусков и торможений.
V.Соревнования.
Участие в 9-12 стартах: ОФП, кросс, лыжные гонки на 1-5 км.
VI. Контрольные испытания.
Общая физическая подготовка или выполнение III спортивного разряда:
1. Бег 100 м, (с)
2. Бег 1000 м, (мин)
3. Кросс 2 км (девушки); 3 км (юноши), мин.
4. Прыжок в длину с места, (см)
5. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девушки), подтягивание (юноши), (кол-во раз)
Специальная физическая подготовка:
1. Лыжи классический стиль 2 км. (девушки), 3 км. (юноши)
2. Лыжи свободный стиль 2 км. (девушки), 3 км. (юноши)
VII. Восстановительные мероприятия.
Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия. Восстановление работоспособности лыжников необходимо проводить с помощью медико-биологических, гигиенических и психологических средств.
Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления (различные виды ручного и инструментального массажа, ванны, сауна, баня).
К гигиеническим средствам восстановления относятся требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания, питьевому режиму, сну, закаливанию. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к окружающей среде, к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю. Крайне важно проводить определенную работу по формированию здорового образа жизни и отказа от вредных привычек: курения, алкоголя, наркомании.
Специальные психологические средства, используемые для восстановления, обеспечивают устойчивость психологических состояний лыжников для подготовки и участия в соревнованиях. Для этого применяются беседы, внушение тренера, самовнушение, оптимальный моральный климат в группе, положительные эмоции, интересный и разнообразный отдых.
VIII. Медицинское обследование.
Врачебный контроль при занятиях спортом включает комплексную программу медицинского наблюдения с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического воспитания для укрепления здоровья, совершенствования физического развития и физической подготовки, а также достижению высоких спортивных результатов. Врачебный контроль осуществляется детским или спортивным врачом. При медицинском обследовании используют методы клинического обследования и функциональной диагностики, специальные приемы и пробы, разработанные в спортивной медицине.
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП – V год обучения
1. Цель:Совершенствование конькового хода.
2. Задачи:1. Углубленное изучение элементов конькового хода.
2. Воспитание специальных физических качеств.
3. Выполнение II спортивного разряда.
3. Содержание программного материала:
I. Теоретическая подготовка.
1. История спортивной школы, достижения и традиции.
2. Понятие об утомлении и переутомлении.
3. Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика.
4. Значение разминки и особенности ее содержания перед тренировочными занятиями различной направленности, контрольными тренировками и соревнованиями.
5. Основные средства и методы физической подготовки лыжника-гонщика.
6. Правильный режим для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Режим дня во время соревнований.
7. Правила соревнований по лыжным гонкам.
8. Функции пищеварительного аппарата. Особенности пищеварения при мышечной работе.
9. Взаимосвязь соревнований, тренировки и восстановления.
10. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности всего организма.
11. Учет температуры и влажности воздуха, силы ветра, и характера работы при занятиях.
12. Выбор мест соревнований. Расположение трасс, их измерение и разметка.
II. Общая физическая подготовка.
ОРУ, направленные на развитие быстроты, ловкости, силы, специальной выносливости. Медленный разминочный бег; восстанавливающий бег; бег по пересеченной местности; кроссовый бег; силовые упражнения; гимнастические упражнения; акробатические упражнения; спортивные и подвижные игры; эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых качеств.
III. Специальная физическая подготовка.
Передвижение на лыжах по пересеченной местности; ходьба; кроссовая подготовка; комплексы специальных упражнений на лыжах; имитационные упражнения для овладения элементами техники конькового хода; передвижение с ускорением по отрезкам 500м, 1000м, 2000м; упражнения для развития выносливости: кросс-поход на лыжах по пересеченной местности.
IV. Техническая подготовка.
Дальнейшее совершенствование поворотов в движении и на месте, подъемов и спусков. Совершенствование техники классических лыжных ходов; закрепление техники конькового хода; изучение поворотов прыжком с опорой на палке. Повторное прохождение отрезков 50-150м без нарушения техники лыжных ходов: 8 x 50м с отдыхом 1,5 мин.; 4 x 100-150м с отдыхом 3-5 мин.; переменный коньковый ход со свободным скольжением; двухшажный коньковый ход.
V. Инструкторская и судейская практика.
В течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика проводится на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований.
1. Обязанности и права участников соревнований.
2. Обязанности главного судьи, главного секретаря и его заместителей, судей на старте, судей на финише, контролеров.
3. Оформление места старта, финиша, зоны передачи эстафеты.
4. Подготовка трассы лыжных гонок.
5. Проведение разминки перед соревнованиями.
VI.Соревнования.
Участие в 13-16 стартах: ОФП, кросс, лыжные гонки 3-5 км. (девушки), 5-10 км. (юноши).
VII. Контрольные испытания.
Общая физическая подготовка или выполнение II спортивного разряда:
1. Бег 100 м, (с)
2. Бег 1000 м, (мин)
3. Кросс 2 км (девушки); 3 км (юноши), мин.
4. Прыжок в длину с места, (см)
5. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девушки), подтягивание (юноши), (кол-во раз)
Специальная физическая подготовка:
1. Лыжи классический стиль 2 км (девушки), 3 км (юноши)
2. Лыжи свободный стиль 2 км (девушки), 3 км (юноши)
VIII. Восстановительные мероприятия.
Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия. Восстановление работоспособности лыжников необходимо проводить с помощью медико-биологических, гигиенических и психологических средств.
Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления (различные виды ручного и инструментального массажа, ванны, сауна, баня).
К гигиеническим средствам восстановления относятся требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания, питьевому режиму, сну, закаливанию. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к окружающей среде, к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю.
Крайне важно проводить определенную работу по формированию здорового образа жизни и отказа от вредных привычек: курения, алкоголя, наркомании.
Специальные психологические средства, используемые для восстановления, обеспечивают устойчивость психологических состояний лыжников для подготовки и участия в соревнованиях. Для этого применяются беседы, внушение тренера, самовнушение, оптимальный моральный климат в группе, положительные эмоции, интересный и разнообразный отдых.
IX. Медицинское обследование.
Врачебный контроль при занятиях спортом включает комплексную программу медицинского наблюдения с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического воспитания для укрепления здоровья, совершенствования физического развития и физической подготовки, а также достижению высоких спортивных результатов. Врачебный контроль осуществляется детским или спортивным врачом. При медицинском обследовании используют методы клинического обследования и функциональной диагностики, специальные приемы и пробы, разработанные в спортивной медицине.
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП – VI год обучения
1. Цель:Совершенствование тактических способностей.
2. Задачи:1. Совершенствование техники конькового лыжного хода.
2. Овладение умением рационально распределить силы на дистанции.
3. Повышение функциональной подготовленности.
4. Воспитание черт спортивного характера.
3. Содержание программного материала:
I. Теоретическая подготовка.
1. Фазовый состав и структура движений коньковых и классических лыжных ходов.
2. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок.
3. Костная система, связочный аппарат и мышцы, их строение и взаимодействие.
4. Составление схем и профилей трасс.
5. Причины и признаки утомления.
6. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки.
7. Переутомление и перенапряжение.
8. Основные приемы создания готовности к контрольному соревнованию.
9. Режим питания, регулирование веса спортсмена.
10. Пищевые отравления и их профилактика.
11. Активный отдых. Самомассаж. Баня.
12. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям.
13.Самостоятельные занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные задания по совершенствованию физических качеств и техники передвижений.
II. Общая физическая подготовка.
Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие силы, ловкости, выносливости и способности к расслаблению; специальные упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей; медленный разминочный бег, восстанавливающий бег, бег по пересеченной местности, кроссовый бег; силовые упражнения; гимнастические упражнения; акробатические упражнения; спортивные и подвижные игры; эстафеты и прыжковые упражнения.
III. Специальная физическая подготовка.
Передвижение на лыжах по пересеченной местности; кроссовая подготовка; комплексы специальных упражнений на лыжах; комбинированный бег со сменой скорости и направлений; передвижение с ускорением по отрезкам 1000м. и 2000м; кросс-поход на лыжах по пересеченной местности с увеличением километража.
IV. Техническая подготовка.
Дальнейшее совершенствование техники всех лыжных ходов; изучение способов преодоления препятствий на местности: перешагивания, перепрыгивания, перелезания и подползания. Совершенствование техники подъемов, спусков, торможений. Повторные тренировки на отрезках 50-100м на подъемах разной крутизны. Равномерные тренировки на пересеченной местности со слабой и средней интенсивностью продолжительностью 1-1,5 ч. Повторное прохождение отрезков 300-400м с сильной интенсивностью; одновременный одношажный коньковый ход; попеременный коньковый ход, коньковый ход без отталкивания руками.
V. Инструкторская и судейская практика.
В течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика проводится на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований.
1. Судейство на соревнованиях в качестве контролера.
2. Проведение учебно-тренировочных занятий в младших группах под наблюдением тренера.
3. Подведение итогов соревнований.
VI.Соревнования.
Участие в 17-18 стартах: ОФП, кросс, лыжные гонки, лыжероллеры на 3-5 км. (девушки), 5-10 км. (юноши).
VII. Контрольные испытания.
Общая физическая подготовка или выполнение I спортивного разряда:
1. Бег 100 м, (с)
2. Бег 1000 м, (мин)
3. Кросс 2 км (девушки); 3 км (юноши), мин.
4. Прыжок в длину с места, (см)
5. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девушки), подтягивание (юноши), (кол-во раз)
Специальная физическая подготовка:
1. Лыжи классический стиль 3км (девушки), 5 км (юноши)
2. Лыжи свободный стиль 3км (девушки), 5 км (юноши)
VIII. Восстановительные мероприятия.
Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия. Восстановление работоспособности лыжников необходимо проводить с помощью медико-биологических, гигиенических и психологических средств.
Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления (различные виды ручного и инструментального массажа, ванны, сауна, баня).
К гигиеническим средствам восстановления относятся требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания, питьевому режиму, сну, закаливанию. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к окружающей среде, к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю.
Крайне важно проводить определенную работу по формированию здорового образа жизни и отказа от вредных привычек: курения, алкоголя, наркомании.
Специальные психологические средства, используемые для восстановления, обеспечивают устойчивость психологических состояний лыжников для подготовки и участия в соревнованиях. Для этого применяются беседы, внушение тренера, самовнушение, оптимальный моральный климат в группе, положительные эмоции, интересный и разнообразный отдых.
IX. Медицинское обследование.
Врачебный контроль при занятиях спортом включает комплексную программу медицинского наблюдения с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического воспитания для укрепления здоровья, совершенствования физического развития и физической подготовки, а также достижению высоких спортивных результатов. Врачебный контроль осуществляется детским или спортивным врачом. При медицинском обследовании используют методы клинического обследования и функциональной диагностики, специальные приемы и пробы, разработанные в спортивной медицине.
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП – VII год обучения
1. Цель:Повышение спортивного мастерства.
2. Задачи:1. Повышение общей и специальной физической работоспособности.
2. Совершенствование умения оперативно решать двигательные задачи, возникающие в процессе гонки.
3. Совершенствование навыка умения составить план подготовки к соревнованиям.
4. Выполнение I взрослого разряда.
3. Содержание программного материала:
I. Теоретическая подготовка.
1. Особенности энергообеспечения физических упражнений различной интенсивности.
2. Общие представления об основных системах энергообеспечения человека.
3. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Жизненная емкость легких. Потребление кислорода.
4. Спортивный массаж. Основные приемы и виды спортивного массажа.
5. Патологические состояния в спорте: перенапряжение сердца, заболевания органов дыхания, острый болевой печеночный синдром.
6. Значение тренировочных и контрольных игр.
7. Строение и функции мышц. Изменение в строении и функциях мышц под влиянием занятий спортом.
8. Влияние занятий физическими упражнениями на центральную нервную систему.
9. Понятия о физиологических основах спортивной тренировки: допустимые тренировочные нагрузки, соотношение работы и отдыха, рациональный восстановительный период после тренировки и соревнований.
10. Состав бригад и обязанности отдельных судей по лыжным гонкам.
11. Работа секретариата судейской коллегии.
12. Проведение жеребьевки. Подготовка и оформление протоколов.
13. Положение о проведении соревнований по лыжным гонкам.
II. Общая физическая подготовка.
Упражнения для развития всех мышечных групп; медленный разминочный бег, бег по пересеченной местности, кроссовый бег; упражнения, направленные на развитие выносливости; упражнения для развития быстроты; силовые упражнения; гимнастические упражнения; спортивные и подвижные игры; эстафеты и прыжковые упражнения.
III. Специальная физическая подготовка.
Передвижение на лыжах по пересеченной местности; кроссовая подготовка; комплексы специальных упражнений на лыжах; передвижение с ускорением по отрезкам 1000м., 2000м; упражнения для развития выносливости: кросс-поход на лыжах по пересеченной местности.
IV. Техническая подготовка.
Дальнейшее совершенствование техники подъемов, спусков, торможений и поворотов на склонах разной длины и крутизны. Совершенствование техники всех попеременных, одновременных ходов и переходов с хода на ход в различных условиях техники конькового хода. Передвижение со слабой и средней интенсивностью по среднепересеченной местности до 60-70 мин; повторное прохождение отрезков до 400-500 м. с сильной интенсивностью.
V. Инструкторская и судейская практика.
В течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика проводится на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований.
1. Проведение занятий в младшей группе.
2. Помощь в организации и проведении соревнований по лыжным гонкам самостоятельно.
3. Выполнение обязанностей судьи на старте и финише, начальника дистанции, контролера, секретаря.
VI.Соревнования.
Участие в 19-20 стартах: ОФП, кросс, лыжные гонки, лыжероллеры 3-10 км. (девушки), 5-15 км. (юноши)
VII. Контрольные испытания (итоговая аттестация)
Общая физическая подготовка:
1. Бег 100 м, (с)
2. Бег 1000 м, (мин)
3. Кросс 2 км (девушки); 3 км (юноши), мин.
4. Прыжок в длину с места, (см)
5. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девушки), подтягивание (юноши), (кол-во раз)
Специальная физическая подготовка:
1. Лыжи классический стиль 3 км (девушка), 5 км (юноши)
2. Лыжи свободный стиль 3 км (девушка), 5 км (юноши)
VIII. Восстановительные мероприятия.
Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия. Восстановление работоспособности лыжников необходимо проводить с помощью медико-биологических, гигиенических и психологических средств.
Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления (различные виды ручного и инструментального массажа, ванны, сауна, баня).
К гигиеническим средствам восстановления относятся требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания, питьевому режиму, сну, закаливанию. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к окружающей среде, к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю.
Крайне важно проводить определенную работу по формированию здорового образа жизни и отказа от вредных привычек: курения, алкоголя, наркомании.
Специальные психологические средства, используемые для восстановления, обеспечивают устойчивость психологических состояний лыжников для подготовки и участия в соревнованиях. Для этого применяются беседы, внушение тренера, самовнушение, оптимальный моральный климат в группе, положительные эмоции, интересный и разнообразный отдых.
IX. Медицинское обследование.
Врачебный контроль при занятиях спортом включает комплексную программу медицинского наблюдения с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического воспитания для укрепления здоровья, совершенствования физического развития и физической подготовки, а также достижению высоких спортивных результатов. Врачебный контроль осуществляется детским или спортивным врачом. При медицинском обследовании используют методы клинического обследования и функциональной диагностики, специальные приемы и пробы, разработанные в спортивной медицине.
Условия комплектования спортивно-оздоровительных групп
Период подготовки | Минимальный возраст для зачисления, лет | Количество учащихся в группе | Количество часов в неделю | Условия для перевода | |
Спортивно-оздоровительные группы (СОГ) | I год обучения | 15-30 | до 6 | Прирост показателей ОФП, СФП | |
II год обучения | 15-30 | до 6 | |||
III год обучения | 15-30 | до 6 | |||
IV год обучения | 15-30 | до 6 | |||
V год обучения | 15-30 | до 6 | |||
VI год обучения | 15-30 | до 6 | |||
VII год обучения | 15-30 | до 6 |
Зачисление в группы ДЮСШ производится по заявлению родителей и письменному разрешению врача-педиатра.
Примерный учебный план на 39 недель
Разделы подготовки | Спортивно-оздоровительный этап | ||||||
I год обучения 6 ч\нед | II год обучения 6 ч\нед | III год обучения 6 ч\нед | IV год обучения 6 ч\нед | V год обучения 6 ч\нед | VI год обучения 6 ч\нед | VII год обучения 6 ч\нед | |
1. Теоретическая | |||||||
2. Общая физическая | |||||||
3. Специальная физическая | |||||||
4. Техническая | |||||||
5. Инструкторская и судейская практика | - | - | - | - | |||
6. Соревнования (интегральная подготовка) | |||||||
7. Контрольные испытания | |||||||
8. Восстановительные мероприятия | - | - | |||||
9. Медицинское обследование | |||||||
10. Общее количество часов за 39 недель | |||||||
Примечание: с целью большого охвата занимающихся максимальный объем тренировочной нагрузки на группу в неделю может быть снижен, но не более чем на 10 % от годового объема. |
Содержание и методика контрольных испытаний