ПРОГРАММА КУРСА. Тема 1. Психология как научная система знаний
Тема 1. Психология как научная система знаний
Предмет психологической науки. Психология как наука о психике и психических явлениях. Классификация психических явлений. Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые. Психические состояния как характеристика общего состояния психики. Психические свойства личности: направленность, темперамент, способности, характер.
Задачи психологии как науки. Связь психологии с другими науками.
Принципы психологии. Принцип единства сознания и деятельности. Принцип развития в психологии. Принцип детерминизма в психологии. Системный, многоуровневый и вероятностный характер детерминации психики. Социальная детерминация психики.
Тема 2. Методы психологии
Метод как способ познания реальности. Классификация методов. Основные эмпирические методы психологии: наблюдение и эксперимент.
Критерии научного наблюдения: преднамеренность, объективность, систематичность, плановость. Виды наблюдений. Преимущества и недостатки наблюдения. Организация наблюдений, планирование и проведение.
Эксперимент как естественно-научный метод. Преимущества и недостатки экспериментального метода. Естественный и лабораторный эксперимент.
Вспомогательные методы психологии: беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, тестирование.
Тема 3. Биологические основы психики.
Возникновение психики. Стадии развития психики. Психика и поведение. Формирование органов чувств. Раздражимость и чувствительность. Гипотезы стадиальной и уровневой организации психического отражения у животных. Сенсорная, перцептивная психика. Виды интеллектуального поведения животных. Гипотеза А.Н. Леонтьева – К.Э. Фабри.
Мозг и психика. Взаимодействие трех основных функциональных блоков мозга. Рефлекторная природа психического. Учение П.К. Анохина об «обратной афферентации».
Тема 4. Сознание как высшая форма психики
Проблема возникновения сознания человека. Сознание как форма отражения человеческой действительности. Признаки и свойства сознания (активность, интенциональность, рефлексивность, степень ясности).
Структурный анализ сознания. Место психики и сознания в эволюции. Детерминация сознания и деятельность (А.Н. Леонтьев).
Роль речи в функционировании человеческого сознания. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Высшие психические функции человека. Понятие интериоризации. Присвоение общественно-исторического опыта индивидом в процессе онтогенеза.