Сущность, виды воображения.
Сущность воображения
Воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующе го отражения действительности.
Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе:
— вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой — как колющей: представление о величине палки как средстве удлинить руку;
— зменения величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т. д.);
— соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков).
— конструирования предмета в зависимости от его назначения, например копья: мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и влечет за собой придание особой формы каждому из этих видов орудий (легкий дротик и тяжелое копье);
— мысленного усиления какого-либо свойства или качества, наделение его несоразмерно большим или особым значением в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);
— переноса этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);
— мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящего к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок);
— создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, Онегин, Печорин, Обломов, Самгин,Корчагин и др. наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются).
Физиологическую основувоображения составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие базу образов воображения.
Виды воображения.
Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение — это
создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко непроизвольное воображение выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.
Произвольное (активное, преднамеренное) воображение - создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.
Мечта — образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.
Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:
— ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;
— слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой пока еще тенденции);
— эмоциональной насыщенностью, привлекательностью для мечтающей личности;
— стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.
Творческое воображение — это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т. п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание им окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.
Воссоздающее (репродуктивное) воображение — это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда раньше им не воспринимался. Например, если человек никогда не видел моря, но прочитал описание его в книге, он может себе представить его в более или менее ярких и полных образах.
Мышление.
4.8. Особенности, физиологические основы, виды мышления.
4.8.1. Особенности мышления.
4.8.2. Содержание мышления.
4.8.3. Физиологические основы мышления.
4.8.4. Виды мышления.
Литература.