Брошюра для участников тренинга
ТРЕНИНГ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ[32] Санкт-Петербург 2002[33] |
Цель программы: повышение эффективности взаимодействия с деловыми партнерами.
Задачи:
1. Освоение концепциикоммуникативной компетентности в партнерском взаимодействии
2. Отработка навыков вступления в контактс использованием располагающих к контакту сигналов:
r вербальных;
r невербальных;
r паралингвистических.
3. Отработка навыков активного слушания:
r Формулирования правильных вопросов
r «Малого разговора»
r Уточнения и побуждения к развертыванию ответа
r Перефразирования
r Интерпретации
4. Отработка техник снижения эмоционального напряжения:
r Подчеркивание общности
r Подчеркивание значимости
r Вербализация эмоциональных состояний
Определения
Партнерское взаимодействие— взаимодействие равных |
Коммуникативная компетентность— совокупность способностей, знаний и умений, необходимых для эффективного общения |
Четыре драмы общения
Название драмы | Суть драмы | Пример |
1. Драма слушания | Слушаю, но не слышу | |
2. Драма понимания | Слышу, но не понимаю | |
3. Драма действия | Понимаю, но сделать не могу | |
4. Драма самовыражения | Понимаю, но выразить не могу |
Фазы ведения деловой беседы
1. Вступление в контакт 3. Обсуждение
2. Прояснение проблемы 4. Решение
Коммуникативные сигналы
Вербальные сигналы | смысл высказываний, подбор выражений, правильность речи и разные виды ее неправильности |
Паралингвистические сигналы | особенности произнесения речи и неречевых звуков, качества голоса |
Невербальные сигналы | взаимное расположение в пространстве, позы, жесты, мимика, контакт глаз, оформление внешности, прикосновения, запахи |
Психологические сигналы при вступлении в контакт
Вербальные сигналы, располагающие к контакту
1. Отчетливое приветствие
2. Обращение к человеку по имени
3. Предложение сесть
Невербальные сигналы, располагающие к контакту
1. Проксемика
r угол поворота тела от 45 до 90 градусов (боковое положение передает сообщение: «Я не имею агрессивных намерений»)
r угол наклона тела меньше прямого («Тупой угол между собеседниками — это провал переговоров»)
r дистанция — индивидуализированная, с учетом общих закономерностей:[34]
Интимная 0-45 см
Личная 45-60-120 см
Социальная 120-210-360 см
Публичная 360-750 — ... см
r соотношение уровней в вертикальной плоскости таково, что глаза собеседников находятся на одном уровне
2. Позы
r Открытая, а незакрытая (нескрещенность конечностей, развернутость корпуса и головы, раскрытость ладоней, расслабленность мышц, контакт глаз)
r Асимметричная, а несимметричная
3. Мимика
r улыбка
r живое, естественно изменяющееся выражение лица
4. Взгляд
r продолжительность контакта глаз 3-5 сек
r частота контакта — не реже 1 раза в минуту
r частота моргания — раз в 3-5 сек
5. Такесика — движение собеседников в пространстве
Не допускаются:
r ритмические движения
r движения большой амплитуды
r резкие движения
r неритуализированные прикосновения
6. Прикосновения
r ритуализированные прикосновения допускаются
r неритуализированные прикосновения не допускаются
Теория статуса и прикосновения M. Henley (1977): Прикосновение есть выражение не только тепла и заботы, но и статуса и подавления. «Я имею право к тебе прикасаться» |
Паралингвистические сигналы при вступлении в контакт
1. Отчетливость речи
2. Доброжелательная интонация
3. Громкость голоса — средняя
4. Высота тона — низкая
5. Быстрота речи — умеренная
«При первом контакте люди доверяют на 55% невербальным сигналам, на 38% паралингвистическим и лишь на 7% содержанию вашей речи» (А. Меграбян, 1988) |