Эмоциональные явления как состояния
Настроение - общее эмоциональное состояние человека, не приуроченное к какому-то частному событию, возникающее как результат обобщения эмоциональных впечатлений под влиянием осознания и оценки субъекта его взаимоотношений с окружающим.
Рубинштейн С.Л. (16, с. 177) относит к факторам порождения настроения: 1) органическое самочувствие и интроцептивную чувствительность, составляющие чувственную основу или чувственный фон настроения; 2) не всегда осознанные оценки складывающихся взаимоотношений человека с окружающим.
Механизмомпорождения отношения выступает обобщение отдельных эмоциональных впечатлений, которые находят "подготовленную почву и созвучные мотивы" в личности (16, с. 177). Подчеркивая личностный характер настроения, Рубинштейн раскрывает его (личностность настроения) через зависимость характера обобщения эмоциональных впечатлений от общего строения (устойчивость организации и иерархии мотивов) и индивидуальных характерологических особенностей личности. У детей и у некоторых взрослых людей, для которых не характерна устойчивая иерархия мотивов, каждое эмоциональное впечатление порождает неустойчивые, изменчивые, ситуативные настроения. Но для личности, у которой выделяются особые сферы значимости и устойчивости, характерна фильтровка эмоциональных впечатлений, так что изменить общее настроение может только то впечатление, которое связано с особо значимой для личности сферой. В итоге настроение оказывается связанным с тем, "как складываются для личности жизненно важные отношения с окружающими и с ходом собственной деятельности" (16, с. 178).
Е.П. Ильин (9, с. 60) разделяет точку зрения, согласно которой настроение есть сочетание отдельных психических состояний, одно из которых является доминирующим и придающим, в силу этого, определенную окраску психической деятельности человека на данный момент времени. Он рассматривает настроение как как эмоциональный фон (континуум), в котором интенсивность выраженности эмоциональных переживаний может находиться в диапазоне от нуля (полное спокойствие, безразличие,т.е. отсутствие эмоционального реагирования) до максимальной величины эмоционального реагирования (аффекта) (9, с. с.65).
Фрустрация –психическое состояние, возникающее при наличии сильной мотивированности достижения цели и преграды, препятствующей этому достижению. Она рассматривается двояко (9): 1) как фрустрационная ситуация, проявляющаяся в блокировании или прерывании направленного на достижение значимой цели поведения; 2) как эмоциональное состояние человека в ответ на неудачу реализации сильной потребности.
В теории фрустрации используют понятия: фрустратор, фрустрационный порог, фрустрационная толерантность, фрустрационное реагирование или поведение.
Фрустратор – непреодолимое для человека препятствие, блокирующее достижение поставленной человеком цели. Классификации фрустраторов обобщены Е.Ф. Василюком (4, с. 37).
Наиболее важными являются внутренние фрустраторы, в качестве которых выступает конфликт, как одновременное воздействие на субъекта противоположно направленных и приблизительно равных по величине сил. К. Левин (10, с. 221) выделил три типа конфликта: 1) конфликт равнозначных положительных возможностей (например, ситуация буриданова осла); 2) конфликт одновременно представленных положительных и отрицательных возможностей (например, (по: 21) женитьбой удержать возле себя любимого человека и одновременно бояться потерять свою независимость); 3) конфликт равнозначных отрицательных возможностей (например, взрослые пытаются угрозой наказания побудить ребенка выполнить задание, делать которое он не хочет). К. Левин считал, что хотя конфликты первого типа легко преодолимы, все же после избрания цели она представляется субъекту менее значимой, чем отвергнутая, что и приводит к колебаниям и сомнениям субъекта. Конфликты второго типа часто заканчиваются временным или окончательным (после бесплодных возвратов к решению конфликта) физическим или психологическим уходом субъекта. Конфликты третьего типа часто делают ситуацию безнадежной, что приводит к возникновению различных фрустрационных реакций: реальный или воображаемый уход, агрессивность, различные эмоциональные нарушения (по терминологии К.Левина – психологическое "инкапсулирование") поведения. Позднее К. Ховлэнд и Р. Сирс (по: 21, с. 147) добавили еще один вид конфликта- конфликт двойных стремлений – избеганий или конфликт двойной амбивалентности (например, субъект колеблется в выборе одной из двух профессий, каждая из которых имеет свои положительные и отрицательные стороны).
Фрустрационная толерантность - зависимая от личностных особенностей человека устойчивость к фрустраторам.
Фрустрационное поведение – зависящие от личностных особенностей человека формы его поведения во фрустрационной ситуации. Их различают по направленности (экстрапунитивная, интрапунитивная, импунитивная), характеру реагирования (агрессия, эгрессия и т.п.). Первоначально в качестве фрустрационного поведения рассматривалась, главным образом, агрессия. Это вытекало из гипотезы фрустрации-агрессии, выдвинутой в 1939 г. группой психологов Йельского университета (Дж. Доллард, Л. Дуб, Н. Миллер, О. Маурер, Р. Сирс), согласно которой каждое целенаправленное действие при столкновении с факторами, затрудняющими или исключающими (временно или постоянно) выполнение его программы и достижение цели, вызывает (провоцирует) новую реакцию – агрессию. Однако дальнейшие исследования показали, что фрустрация не является основной или существенной предпосылкой агрессии; что проявление агрессии в результате фрустрации опросредовано уровнем фрустрации субъекта, наличия посылов (стимулов, провоцирующих появление чувства гнева и агрессивности) к агрессии, степенью неожиданности фрустратора и эмоциональными и когнитивными процессами фрустрированного субъекта. При низком уровне фрустрации агрессивные реакции либо вообще не возникают, либо проявляется в малой интенсивности; явно выраженная агрессия может иметь место при низком уровне фрустрации, но высокой интенсивности посылов; агрессия возникает в случае непредвиденной фрустрации и при условии ответственности эмоциональных и когнитивных процессов фрустрированного субъекта (3).
По мнению Ф.Е. Василюка (4) поведение во фрустрирующей ситуации характеризуется двумя главными признаками: мотивосообразностью (наличие осмысленной перспективной связи мотива с поведением) и организованностью поведения какой-нибудь целью. В зависимости от сочетания этих признаков им выделены четыре типа поведения, первый из которых соответствует ситуации затрудненности, а три последующих – фрустрационной ситуации.
Функциональное назначение фрустрации – способствование избеганию факторов и реакций, к ней приводящих (15, с. 130).
В психологических исследованиях тревогу изучают как эмоциональное состояние, свойство, процесс.
Изучение тревоги как состояния включает два аспекта: различение тревоги и страха; фиксация на эмоциональных компонентах тревоги. В рамках первого аспекта тревогу и страх рассматривают как совпадающие по отнесенности их к адекватному эмоциональному реагированию на опасность и по достигаемой ими степени интенсивности (22, с. 33). Различия между тревогой и страхом проявляются: 1) в специфике условия их вызова (при страхе опасность всегда присутствует реально, очевидна, объективна; при тревоге опасность может быть воображаемой, скрытой, субъективной); 2)в степени пропорциональности реакции на опасность (при страхе интенсивность реакции пропорциональна опасности; при тревоге - пропорциональна тому смыслу, которая имеет для человека данная ситуация); 3) в обусловленности возникшего чувства беспомощности (при страхе оно обусловлено реальностью, при тревоге – собственным отношением человека (22).
Во втором аспекте тревога рассматривается как эмоциональное состояние или определенная совокупность реакций, возникающие у человека, "воспринимающего ситуацию как личностно угрожающую, опасную, безотносительно к тому, присутствует или отсутствует в данной ситуации объективная опасность" (19, с.20). Интенсивность и длительность состояния тревоги будет определяться величиной воспринимаемой угрозы, уверенностью в восприятии ситуации как угрожающей. Под угрожающими ситуациями понимается ситуации, которые объективно признаются стрессовыми. В свою очередь, стресс обозначает "степень распространения или величину объективной опасности, связанной со свойствами раздражителя в данной ситуации" (19, с.19). Феноменологически тревога проявляется как негативное эмоциональное состояние, включающее чувство напряжения, опасения, беспокойства, сопровождаемое повышением активации вегетативной нервной системы. Ч. Спилбергер настойчиво подчеркивает, что тревога как состояние должно рассматриваться только как собственно эмоциональное состояние, без включения в него когнитивного компонента.
На основе выраженной частоты и интенсивности проявления состояния тревоги последняя фиксируется как личностная черта (свойство). Тревога как процесс рассматривается как последовательность когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, актуализирующихся под влиянием различных стрессоров. Если в результате восприятия угрозы возникает состояние тревоги, то когнитивные и поведенческие реакции обеспечивают минимизацию возникшего негативного эмоционального состояния (19). С учетом этих положений тревогу уже нельзя рассматривать как только эмоциональное состояние.
Тревога – психическое состояние, возникающее в ситуациях неопределенности, угрозы, проявляющееся в комплексе эмоциональных, когнитивных, поведенческих, психофизиологических реакций, направленных на снятие неопределенности и обеспечение внутренней готовности к неблагоприятному исходу ситуации.
Невротическая тревожность, описанная К. Хорни (22, с. 35-38) как динамический центр невроза, имеет следующие признаки: 1) ее содержание не соответствует общепринятым представлениям; 2) связана не с реальной ситуацией, а со смыслом этой ситуации для субъекта; 3) будучи не всегда осознанной, становится определяющим фактором жизни; 4) будучи интенсивной, мучительна и непереносима для человека; 5)иррациональна; 6) неявно представляет указание на то, что внутри нас что-то не в порядке, являясь сигналом для тщательного рассмотрения чего-то, скрытого от нас.
Хорни определяет базальную тревожность как склад характера, формирующийся под влиянием неблагоприятных детско- родительских отношений в семье и являющийся основой для возникновения неврозов. Феноменологически базальная тревожность описывается как чувство покинутости, собственной незначительности, беспомощности, подверженности опасности, нахождения в мире, который открыт обидам, обману, нападкам, оскорблениям, предательству, зависти (22, с.74).